Конспекты лекций С.З. Агранович психологам о сказке

Jun 24, 2014 09:00




Говоря об Эдипе, если говорить о мифе об Эдипе. Он известен нам в нескольких вариантах.

1.      Собственно миф. Этого мы почти не знаем.

2.      По драматургии. Софрокл «Эдип царь», по эпосу

Миф в пересказе крайне прост. Нужно вспомнить понятие «судьба». Не по современному словарю, а как это понимали древние люди. Вот люди спорят «есть бог или нет». Я как атеист считаю, что нет. Верующие считают, что есть. Но и те и другие считают, что есть судьба. Даже атеисты квакают о судьбе. Я человек модерновый не верю не только в бога, но и в судьбу. Я не верю ни во что, и даже уже, наверное, никогда не поверю.

Как понимать судьбу? Само понимание о судьбе и о едином боге сложилось не сразу. Представления о судьбе нужно прослеживать в древних культурах по гаданиям. Люди гадали всегда, постоянно, по любому поводу. Пытались предвидеть будущее. Барышни на женихов, воины на победу, купцы на выручку. В древнем Риме существовали жрецы гадающие по полету птиц и внутренностям животных. Авгуры. Это были почтенные мужчины достойные уважения из хороших семей. Они проводили эти гадания, в последние годы уже сами не верили в эти гадания, но выполняли государственную функцию. Смотрели за полетом птиц, резали баранов и смотрели будущее государства по состоянию внутренних органов. Улыбка Авгура. Они улыбаются друг-другу, сами не верят, но обязаны дурить окружающих. Всепонимающая улыбка. После гадания они мыли руки, пили вино и ели шашлыки из жертвы в приятной мужской компании.

Впервые вопрос о том, что гадать не хорошо мы обнаруживаем в библии. В книге Царств и Второзаконии. Все народы мира продолжают гадать, как люди. А у евреев по этому поводу склоки. Первый царь Саул и пророк Самуил (серый кардинал). Саул был придурок выбранный за высокий рост и силу. Он по научению пророка стал преследовать гадания. Не просто «ай-ай-ай», а очень серьезно. Разгоняли, критиковали, убивали, казнили, изгоняли в дикие места. Почти полностью это дело прекратилось. Любопытно умер царь Саул. Он к концу жизни все проиграл, Самуил уже умер. Войска Саула в последней битве выстроились, утром должен быть бой. Саул сел на коня, ушел в тыл врагов, нашел последнюю гадалку, разбудил ее. Он потребовал от нее гадания, сказала, что утром он погибнет. Вернулся к своему войску и погиб. После этого евреи продолжали бороться с гаданием, потом это продолжали делать христиане. Очень строго, но бесполезно. Разные гадания девушек, потом они идут к священнику, каются, им накладывают епитимью, потом причащаешься и свободна… до следующего гадания.

Кто первый встал на борьбу с гаданием? Монотеисты. Только у них считается, что гадание порочно. Гадание, как попытка узнать будущее, связана с представлением о судьбе. Что такое судьба? У античных людей было любопытное представление о судьбе. Вот есть боги, что-то типа людей, но бессмертные и сильные. Боги бояться только судьбы. Боги мрут от ужаса услышав тяжелую поступь судьбы. Что такое судьба? Что мы о ней знаем? Она сильнее всего. Сильнее времени, хроноса. Она не имеет сознания. Бог имеет сознание, осознает себя. Судьба же стихия, бессознательна. Она ходит по кругу. Невозможно подкупить, смягчить, договориться. Представление о судьбе возникло из представления о времени. Время объективно существует. Время было до людей, до слонов, до динозавров, до земли. Возможно, возникло с первичным взрывом, кто в это верит. Время будет всегда, пока есть материя. Пространство и время форма существования материи. Восприятие человеком времени индивидуально, это изучают психологи. Физики физически, психологи психологически, часовщики механически, философы философски, мы занимаемся временем культурно. Как в культуре развивается представление о времени. Античное представление о времени не самое раннее, более раннее даже описать сложно. Эти тексты наш мозг практически не воспринимает, ощущение бреда и непонятности. Это нулевое время, когда человек не ощущает движения времени. Слово «печаль» связано с контактом «соединение-разьединение». Печаль, тоску первобытные люди хорошо знали. Руки, прижатые к стене, жажда найти там руки мертвых. Тоска это желание мертвых протиснуться к живым («Снегурочка»). Печаль это желание живых общаться с мертвыми. Скука очень позднее слово. Первобытные люди не знали скуки. Скучающий человек собирается в позу эмбриона. Индивидуальность, нет слияния с коллективом. Мы знаем одиночество и чувство скуки. Человек скукоживается, в самом жесте желание смерти. «Скука» впервые употреблено в 1704 году у русских. Тоска протискивается. Скука скукоживается, жаждет смерти.

Как время понимали самые древние люди? Они не чувствовали времени. Что бы была скука нужно будущее и прошлое, что-то терять. У первобытных людей не было скуки. Это время, когда формировались представления о мире, люди пытались описать. «Время сновидений», как некое прошлое. Мы не будем говорить о такой архаике, там с ума сойдешь.

Время круговое. Цикл дня, цикл года. Люди жили по кругу года. Сейчас песня «весна к нам вернулась». Да, ерунда. Весна не может вернуться, она приходит новая, та ушла навсегда. Но это древняя формула «весна вернулась». Вечно сменяющийся, вечно возвращающийся круг. Когда в обществе изменения минимальны, например, в 17 веке можно было надеть сарафан 15 века и никто бы не заметил. Мода не менялась на протяжении столетий. Попробуйте сейчас надеть мамино платье из 60-х, сразу все увидят. Я не ископаемое, но я помню такой уровень технологий от которого вы будете смеяться. Угольные утюги…технологии.

Как они могли воспринимать время, как круг? Они же видели, что люди рождаются, умирают, старятся. Они считали, что человек возродится, если он был нормально похоронен. Они не связывали секс с воссозданием человека. Роды от выпитой воды, яблока, смеха «не смейтесь, как бы чего не вышло». Человек возрождался, все жило по кругу. Время крутили не по годовому циклу. За 500 лет все возвращается и повторяется. Плутарх, сравнительные жизнеописания. Цицерона убили, его сына, всю семью, одна сноха осталась. Ей потом вернули деньги, имение. Что сделать с доносчиком? Она велела отрезать от него куски мяса, жарить и чтобы он ел.

Кто такой Юлий Цезарь? Новая ипостась Александра Македонского. Все возвращается. Почитайте «Дафнис и Хлоя», он вам покажется наивным, сопливым, ничего интересного, но он открывает сознание людей античности. Герои не стареют, не умнеют, не меняются, снова козлики прыгают, трава зеленеет. Автор счастлив, что время движется по кругу. С одной стороны это было для них счастье, с другой нет. Почему можно гадать, если время круговое? Моя жизнь идет по кругу, я иду по кругу к «светлому будущему». Где мое будущее по отношению меня? Впереди и позади тоже. Я его не достигла, но оно и позади тоже. Его можно угадать, но не изменить. Это «фиксированное будущее» в сознании. Из этой вещи рождается представление о судьбе. Вот вы, которые наблюдают человеческую психику, знают, как абсурдно наблюдать за собой. Свою психику, через свою психику. Что в мире есть? В мире есть Я, а все остальное по отношению ко мне (столы, стулья, ректорат, река Волга, Австралия, земля, вселенная) это объекты. Человек не может жить с объектом. То ли он его боится, такую громадину. Что такое этот объект? Природа. Человек боится пить один на один с природой, требует третьего. А его нет. Человек создает третьего. Абсолют. Кто возник раньше математики или гуманитарии? Конечно, математики. Первобытного человека интересовала материя, природа, объект. Человеческое сознание берет объект (природу), возводит его в абсолютную ценность надо всем и получается судьба. Потом внимание человека фокусируется на нем самом, возводит его в абсолютную ценность и получается Бог. Единый, монотеистический. Сформировалось представление о едином боге. Человек, возведенный в абсолют.

Судьба это круговое время и абсолютизация объекта. Вот вулкан. Что ты с ним не делай, а он будет извергаться. Он не осознает себя, не способен на диалог. Его действия можно предвидеть, но не остановить. На что похожа судьба у древних греков? Смотрите. Она похожа на асфальтовый каток, у которого нет водителя, руль закреплен так, что он ходит только по кругу. По кругу ходят и люди. Вправо, влево не спрыгнешь. Судьба тебя или догонит или встретит. Угадать можно, избежать нельзя. Миф об Эдипе. Есть вариант Кассандры и вариант Эдипа. Кассандра жутко умная и хитрая, у нее конфликт с Аполлоном. Она отказывает Аполлону в сексе, она жаждала мудрости, но купила не ту мудрость. Кассандра обвела Аполлона вокруг пальца, но ее наказали. Она всегда все знала наперед, могла все предугадать, но ей никто не верит, смеются и издеваются, а когда все сбывалось, все забывали, о чем она говорила. Она мучилась всю жизнь. Самое любопытное это смерть Кассандры. Кассандра собирается в баню, хор девушек «Кассандра не ходи туда», но Кассандра идет туда «моя судьба погибнуть там». Великая гадалка идет навстречу судьбе, ибо бесполезно. Миф об Эдипе строится иначе. Эдипу нагадали, что он убьет отца и женится на матери. Он любит родителей и уходит из города, чтобы предсказание не сбылось. Убивает отца, женится на матери. Невозможно уйти от судьбы. Идешь ли навстречу, как Кассандра. Убегаешь, как Эдип. Она настигнет.

Сейчас хочу сказать вам о структуре, которая строится по отношению к богу. Когда возник монотеизм, появились другие отношения. Бог абсолютизированная личность, с ним можно договориться, можно вступать в диалог. Он сам может изменить свои намерения. Вся библия наполнена рассказом о таких приключениях. Книга Экклезиаста. Даже если вы его не читали, то в школе изучали «На дне» Горького. Там поют песню, она стилизована под каторжную песню, она на сюжет Экклезиаста. Эта книга, входящая в библию, написанная в конце 5 века до н.э. Начинается с интересных слов. Ее автор «Проповедующий» говорит «Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает, Чтобы там опять взойти; Бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своем ветер, И на круги свои возвращается ветер; Бегут все реки в море, - а море не переполнится, К месту, куда реки бегут, - Туда они продолжают бежать; Всё - одна маята, и никто рассказать не умеет, - Глядят, не пресытятся очи, слушают, не переполнятся уши. Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем»

Высказывается идея, которую так любили древние. У Экклезиаста по этому поводу тоска. Он врет, что он царь Соломон. Зачем он себя им называет? Это был образец счастливого человека «рыбы вооо, сметаны вооо, отдохнул хорошо». Ничего нового. Стал строить, трудиться - ничего нового. Стал познавать мудрость - ничего нового. Надо завидовать не тем кто умер, а тем, кто вообще не рождался. Экклезиаст хочет цели и диалога самого высокого сорта. Диалога с вечностью и с богом. Ему тесно на кругу времени. Но это разговор уже не о Эдипе. Возвращаемся в круговое время. Понять Эдипа без понятия судьбы невозможно, поэтому я объяснила судьбу и немного залезла в бога. Экклезиаст могучий мужик, все дерьмо, ему всего мало, нужна цель и диалог. Никакой это не царь Соломон, тот был всем доволен. У того куча наложниц, ценные стройматериалы, мудрости вооо… Он был доволен как танк, почитайте книгу Царств. Целые главы описания стройматериалов. Какой-то новый русский, который собирается строить таун-хаус. А для Экклезиаста это все фигня. Слышала такую песню, чуть не лопнула от счастья «все фигня, кроме пчел,

Все фигня, кроме пчел,

Все фигня, кроме пчел,

Но и пчелы тоже фигня»

Я не могла успокоиться до вечера. Помните « я хочу быть с тобой и я буду с тобой» Наутилуса, на этот мотив.

Экклезиаст жаждет цели. Появилась культура цели. Цели были разные. Царствие небесное, коммунизм, третий рейх. Разные цели и ужасные тоже.

Что было перед лицом у Фрейда, когда он начал вырабатывать свою систему? Был миф. Миф был о сраме, который пережил человек. Попробую рассказать собственно миф.

Лаий узнает, что за его гомосексуальные подвиги и разврат боги его накажут, его убьет собственный сын. Мотив судьбы, которая убивает отца руками сына очень древний. Лаий человек, Эдип тоже человек. Но задолго до этого существовал миф, что Хронос - бог времени будет убит руками бога, которого родит от него Рея. Он глотал ее детей, она подсунула ему в пеленке камень, Зевс вырос на острове Крит, пришел и Хроноса кастрировал, из его крови возникло много всего и хорошего и плохого (гиганты, горгона, пегас и другое). В поздней библии происходит похожие события. Царь Ирод узнает от волхвов, что родится Мессия. Он дурак, понимает все буквально и приказывает перерезать всех младенцев в Иудее. Родители увозят будущего Христа в Египет. Устойчивые мотивы, это определенная модель. Смотрите. Лаий решат, что надо избавиться от младенца, убить. Приказывает рабам убить, но рабы жалеют и решают выбросить его в поле, но прокалывают ему ноги «чтобы далеко не ушел». Логика убойная. Где логика? Я уже про это рассказывала? Вот я вернулась на круги своя. Потом я уже рассказала о Софокле, как он перестроили сюжет?

Эдипов в культуре масса. Есть даже русский эдип «разрезали ему пузичко, обложили подушками, положили на досточку и пустили по реке». Про ноги я объяснила? Инициация. Знак инициации. Кстати, плывущий по воде герой (лодке, гробу, корзине), тоже связан с инициацией. Мотив сплавления по воде, путешествия в другую страну. Моисей, чтобы стать руководителем евреев, должен был стать египтянином и до этого сплавляется в корзинке по реке. У Чингиз-хана мать бросали в воду и она выплыла. Беременная женщина выполняет роль бочки. «Бочка по морю плывет». Еще мотив. Тристан убил змея, кровь змея оросила его, он покрылся язвами и вонял. Его положили в лодку и оттолкнули от берега. Инициация. Переплыл море, ткнулся в другой берег. Там прекрасная девушка. Кого мы видим первого после инициации? Это суженая. Это была Изольда, которая его и вылечила.

Дело вот в чем. Этот сюжет очень понравился Фрейду. Что он с ним сделал, вы это знаете лучше меня. Сноска в «Толковании сновидений» о Гамлете. Фрейдисты все истолкуют по первому числу.

конспекты лекций

Previous post Next post
Up