ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Aug 25, 2018 20:01

Когда мы только приехали в Израиль (июнь 1990), вокруг нас по-русски не говорил никто. Родственников у нас не было, да и знакомые были, как и мы, только что приехавшие. Дочка и зять могли немного объясниться на очень плохом английском. А у меня и этого не было. Я, конечно, когда-то занималась английским ( а как биохимику без английского?). ( Read more... )

Воспоминания израильские

Leave a comment

alon_68 August 26 2018, 11:13:34 UTC
Это был аванс. Резонно имелось в виду, что приехавшие "евреи молчания", которые за железным занавесом страдали от коммунизма, антисемитизма и отсутствия иудейского духовного окормления, радостно встанут в колонны строителей сионизма, как встали в своё время помогающие, отбросив всё галутное, что мешает движению вперёд.

А приехавшие "русские", резонно решив, что они приехали домой и в демократическую страну, сделали морду кирпичом и не сочли, что они кому-то что-то обязаны, если оно не прописано в законе. И тихие до тех пор в шабат дворы заполнились русской попсой и звуками пылесоса, русской речью (вплоть до попыток обучить ей сабр) и битыми водочными бутылками. А в первый же Новый год уж совсем неожиданно расцвели ёлками, которые местные жители искренне считали антисемитским праздником в честь злобного папы Сильвестра, гонителя евреев.

И все эти добрые люди схватились за головы, возопили "кому мы помогали?!" и приняли в качестве рабочей гипотезы, что из беззаконного СССР, где за взятки можно всё, под видом евреев приехали гои-славяне на дармовую жратву. Понятно, что делать с этим что-то они, как люди маленькие, не могли, но помощь на том и закончилась.

Reply

yuna28 August 26 2018, 14:18:42 UTC
Боюсь, что Вы во многом правы. Помню, как я вздрогнула, впервые увидев елку и базар елочных игрушек. Не думаю, что вопрос о сохранении традиций разных стран исхода решался на самом высоком уровне. А "средний уровень", и в особенности торговая сеть, по-простому, по-житейски поняли, что не надо идти против волны, да и не получится.

Это непростой и длинный разговор. Отложим.

Но вообще-то трудно отрицать, что Израиль "поплохел" после притока русской алии 90-х.

Reply

sid75 August 26 2018, 16:40:47 UTC
В чем-то Израиль сильно поплохел, но в чем-то и похорошел, все очень неоднозначно. И все же, Юна, Вы правы - надо помнить добро и передавать его дальше - тому, кто нуждается. Я даже сравнительно недавно видела в каких-то сообществах объявления типа "семья репатриантов нуждается в том-то и в том-то". И в комментариях было много предложений разных вещей. А неделю тому назад моя соседка - репатриантка из Одессы со стажем 1 год - получила в подарок от женщины, к которой нанялась убирать, прекрасный двухдверный, вместительный и вполне исправный холодильник из дорогих (у меня два, сказала она, зачем мне?), который могла запросто продать.
Спасибо за рассказ. Несмотря на то, что я много разного видела и знаю, Ваш меня очень тронул. И это Ваше безъязычие - хорошо себе представляю. У меня была совсем другая репатриация: 1998-й год, сын здесь с 1993 года, Милка - с 97го, у них свои квартиры, куда нас приняли. И все же я очень тяжело перенесла отсутствие языка и полную потерю статуса.

Reply

yuna28 August 27 2018, 09:43:51 UTC
Особенно тяжело переживают потерю статуса мужчины. Там он был начальником (любого уровня), а здесь - двоечник в ульпане. Я когда-то давно об этом писала в рассказе "Актер", как потеря статуса его совершенно сломала. У моего первого зятя по приезде тоже была тяжелая депрессия, из которой он вышел, когда начал работать по специальности (программист), не окончив даже ульпан алеф и почти не зная иврита. Женщины как-то легче приспосабливаются.

Здесь в комментах блогер alon_68 довольно резко возражает против моего описания первых шагов в Израиле, считая их случайными. Я не стала с ним спорить, но все же он сильно сгустил краски. Так мне кажется.

Reply

sid75 August 27 2018, 10:14:23 UTC
В отношении комментатора alon_68 я с Вами согласна - он покрасил всех без разбора одной краской, причем черной. Вместе с тем спектр поведения как приезжающих, так и тех, кто здесь уже освоился, был очень широким. Ладно, у каждого свой опыт и свое восприятие мира.
О потере статуса. Я к моменту репатриации была уже глубокой пенсионеркой, никаких "начальнических" амбиций и близко не было. Но я была грамотным, начитанным, знающим человеком, ко мне обращались за советами по профессиональным вопросам, я могла пойти в нужную организацию, добиться нужного результата. Или, что тоже немаловажно, объясниться с прохожим на улице, в транспорте и т.д. А тут я мгновенно превратилась в безграмотную, ничего не понимающую, беспомощную тетку. С места в карьер я стала заниматься внуком (Милкиным сыном) и потратила на это более 10 лет. Для этого нужны были все мои знания на русском.
Так я и осталась без иврита беспомощной теткой, которая не может пойти ни в какое учреждение по серьезному вопросу. Я могу рассказать (и довольно толково), в чем моя проблема. Но ответов я не пойму!

Reply

yuna28 August 27 2018, 11:11:27 UTC
Дина, у меня те же проблемы, один к одному. Меня иногда Э-н спрашивал: "Но ты можешь задать вопрос?" - на что я отвечала: "Да, могу, но вот понять ответ..." И та же досадная беспомощность.

Reply


Leave a comment

Up