ШОСТАКОВИЧ

Mar 03, 2018 18:26

https://www.youtube.com/watch?v=eubEQ664rcs&feature=share&app=desktop

Дорогие френды и те, кто зашел случайно! Не пожалейте полчаса, чтобы посмотреть и прослушать этот ролик. Я получила его по почте, запись датирована 2005 годом. Большой Зал Московской Консерватории легко узнаваем - и по очертаниям органа, и по знаменитым 14 портретам композиторов, да и по всему.

В заголовке этого сообщения вопрос: знали ли вы такого Шостаковича? Да, немного знала. И прослушивание этого получасового концерта унесло меня в начало 70-х годов. Но тогда был не Большой зал, а Малый. И певец был другой, хотя тоже великолепный - известный в то время могучий бас Нестеренко . Ну и дирижер, конечно, другой - не помню кто.

Наше поколение было воспитано на классической музыке. Чайковский, Моцарт, Бетховен. И многие другие. Музыку Шостаковича советская власть не принимала. Какими только эпитетами не награждали его музыку и его самого. И немелодичная, и формалистичная, и «сумбур вместо музыки», и , главное, антинародная и пропитанная буржуазной идеологией. Нам, простым смертным любителям музыки, не музыкантам и не музыковедам, разобраться во всём этом было невозможно. По-видимому, эти «обвинения» привели к тому, что Шостаковича очень мало исполняли. И очень выборочно. Как теперь можно понять, его хотели причесать и вогнать в привычные рамки. А он, наверное, писал «в стол», как и многие писатели, художники и вообще творческие люди.

Мы с мужем в то время очень часто бывали в Консерватории, чаще в Большом Зале, чем в Малом. В Малом обычно были камерные концерты, ученические выступления, какие-то конкурсы и пр. И не всегда были афиши, объявлявшие, что именно там будет. А тут кто-то из знакомых позвонил, что будет очень интересный концерт Шостаковича в Малом Зале, поторопитесь с билетами. Ну мы и поторопились. И дочка, в то время младшая школьница, тоже пошла с нами.

Мы были совершенно не готовы к тому, что услышали. А исполняли именно то, что в записи 2005 года. То, что в ролике. Конечно, без «архитектурных излишеств», без «переодеваний» и перевоплощений. Да, наверное, и не полностью. Это было очень стерильное время. В священных стенах Московской Консерватории такой музыки никто не слышал. В публике многие были шокированы, а некоторые не скрывали своего возмущения. Во всяком случае, публика не была единодушной. В паузах испуганно переглядывались, перешептывались, недоуменно спрашивая друг у друга: «Как такое могли пропустить?»

Были в зале, конечно, и доброжелатели, и немало - их было видно по сдержанной радости и, конечно, по аплодисментам. Откровенно, прямо во время исполнения, хохотали только дети. Они нашли себе места поближе к сцене. Их было трое - наша дочка Светка, сын Альфреда Шнитке Андрей и еще кто-то похожего возраста.

А в первом ряду сидел очень старенький, сутулый и совершенно седой Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

После концерта Шостакович уходил, насколько помню, опираясь на палку, кивал во все стороны и тихо улыбался. Кто-то поддерживал его с двух сторон. Помню, мой муж сказал: "Света, всю жизнь сможешь рассказывать, что видела совсем рядом живого Шостаковича".

Сколько же его гениальных, как теперь пишут в прессе, музыкальных произведений находилось под запретом и ни разу не исполнялось при его жизни…
.

Давно прошедшее

Previous post Next post
Up