Mar 12, 2014 22:38
Пеннак вдохновляет и воодушевляет. Кажется, что сейчас же надо сесть сочинять список тех книг, которые прямо завтра побежишь читать школьникам. И садишься, и сочиняешь. И подпрыгиваешь от удовольствия, и грызешь карандаш от нетерпения. Потом вспоминаешь своих школьников, грустно вздыхаешь, откладываешь список и задумываешься.
Как же прав он, говоря о важности чтения родителями своим детям! Как это жизненно: телевизор (в наше время - компьютер) - в разряд награды, книга - в разряд повинностей. До чего же в точку его мысль о педагогах-ростовщиках, ссужающих знание и требующих процентов точно в срок ("иначе мы усомнимся уже в себе")! Как это всё узнаваемо: дети, благодаря нам поднаторевшие в "инфляционном искусстве комментирования" (читаем пять строк - размазываем на две страницы), и другие - лишающие себя книг из-за того, что не умели говорить о них, когда об этом их спрашивали на уроке. Помню, что еще школьницей подспудно чувствовала в этом какую-то несправедливость: я получаю пятерки, потому что мне легко и просто удается болтать о прочитанном - и не очень прочитанном - и без усилия растягивать мысль в сочинениях до требуемого объема (о школа!), а другие получают тройки, не обладая этим моим "талантом".
Он прав, говоря, что ничего путного не преподать детям, уверенным, что они не любят читать. И потому идея заразить любовью к книгам, читая на уроках, кажется страшно заманчивой. Пока не вспомнишь, как трудно воспринимать на слух некоторые произведения. Как ведет себя реальная аудитория обычного школьного класса провинциальной школы, если не загрузить их работой, а читать им. Пока не подумаешь, что, почитав месяц-другой, придется объясняться с родителями (вы им что, весь урок читаете?), коллегами (а как же программа?) и проверяющими инстанциями.
Я читала школьникам на уроках, выбирая, как мне казалось, самые захватывающие сюжеты. Есть классы, совершенно не способные слушать. Есть другие: они готовы сидеть тихо, только бы их не трогали и не заставляли думать. В таком сонном оцепенении они могут просидеть весь урок. Я, в отличие от Пеннака, весьма болезненно реагирую на заснувшего на занятии ребенка :)
И еще. Мне все-таки кажется, что о книгах можно и нужно рассказывать. Все зависит от того, как это делать. Мне встречались рассказчики совершенно вдохновенные: они умели так очаровать книгой и автором, что трудно было досидеть до конца урока - так хотелось поскорее помчаться в библиотеку.
книги,
размышлизмы,
работа