В советское время бытовало мнение, что щенка нужно брать как можно раньше, потому что тогда он больше привязывается к хозяину. К сожалению, тогда не многим было известно, что как раз в возрасте от одного месяца до трех щенок учится общаться с себе подобными, строит картину окружающего мира, в котором ему предстоит жить. Поэтому если взять щенка раньше 1,5 месяцев, он с трудом будет находить язык с другими собаками, может стать агрессивным, а если позже 3 месяцев - ему будет сложнее привыкнуть к незнакомой обстановке и новым хозяевам.
Первый и самый известный вариант тестирования был предложен в 1975 г. Уильямом Кэмпбеллом для щенков от 30 до 49 дней в целях выявления подходящих для семейного содержания. Со временем и опытом были внесены определенные дополнения, но, в общем и целом, этот тест рассчитан на профессионалов и человеку, мало знакомому с собаками, трудно провести его правильно. Поэтому я несколько упростила и дополнила описание тестов, и включила свою трактовку поведения щенка для каждой ситуации.
При осмотре помета обратите внимание на поведение заводчика (хозяина суки). Человек, относящийся к своим собакам бережно и добросовестно, попросит вас одеть сменную обувь и помыть руки, прежде чем идти к щенкам. Обязательно надо посмотреть на мать щенков - по внешнему виду кормящей суки часто можно судить и о здоровье потомства.
Для чистоты теста он должен проводиться с 6-7 недельными щенками, в то время суток, когда щенки наиболее активны, в незнакомом им помещении и посторонним человеком (например, вами). Каждый щенок проверяется отдельно (то есть кроме вас и него в комнате никого не должно быть) - чтобы он не отвлекался на собратьев и других людей.
Не забывайте, что щенок в 1,5 месяца уже имеет определенный опыт. Определите поведение помета в целом и, уже основываясь на этом впечатлении, ищите разницу между щенками при помощи ниже приведенных тестов.
1. Социальная активность. Щенка ставят на пол в середине помещения, отходят на несколько шагов и пытаются привлечь его внимание - например хлопком в ладоши, ласковым голосом. В идеале щенок должен охотно подбежать к тестирующему и начать с ним играть. Если щенок в игре прыгает на тестирующего, кусает руки - это собака-лидер с нормальной социальной активностью. Если щенок подбежал, скулит, лижет руки, падает, подставляя живот, мелко виляет низко опущенным хвостом, опять вскакивает и лижет руки - это собака компаньон с нормальной или повышенной социальной активностью. Если щенок неохотно подошел, поджав хвост и прижав уши, падает на спину, описался, подойдя - это собака-изгой, скорее всего со слабой психикой, но нормальной социальной активностью. Если щенок поджал хвост и не подходит, боится - это собака-изгой с плохой социальной активностью. Хуже всего если щенок вообще не хочет подходить, занимаясь своими делами, или сидит на месте - это собака не социальная, человек как хозяин ей не нужен, на контакт не идет.
2. Инстинкт следования (ИС). Погладив щенка, тестирующий отходит от него и следит, насколько охотно тот двигается за ним. Если щенок радостно бежит, рычит/лает и кусает ноги тестирующего, забегает вперед, прыгает на ноги - это собака-лидер, ИС развит хорошо. Если щенок охотно бежит рядом с тестирующим или сразу за ним, иногда прыгает на него, но не рычит/лает - это собака компаньон, ИС развит хорошо. Если щенок бежит за ногами, но неравномерно, падая на спину всякий раз, когда тестирующий останавливается и наклоняется к нему - это собака-изгой с развитым ИС. Если же щенок не бежит за ногами или отвлекается и не следит за тестирующим, бежит в другую сторону, если к тому же он не прошел предыдущий тест - то это собака абсолютно не контактная. Если прошел - то у него отсутствует ИС, что является генетически передающимся браком - такая собака будет постоянно теряться, так как не отслеживает местонахождение хозяина.
3. Принуждение (ограничение свободы). Тестирующий в игре переворачивает щенка на спину и удерживает в таком положении приблизительно 30 секунд, наблюдая за его реакцией. Если щенок яростно сопротивляется, пытаясь укусить руки все 30 секунд - это сильный лидер. Если все 30 секунд щенок борется, но не кусается - это компаньон с лидерскими качествами. Если щенок поборолся и успокоился - это компаньон без лидерских качеств. Если щенок вообще не сопротивляется, лижет руки или замер - это изгой. Если щенок орет, сопротивляется, кусается с явным страхом - это щенок с выраженной трусливо-оборонительной реакцией и возможно неустойчивой психикой. Если щенок описался от страха, дрожит - это изгой.
4. Доминантность (социальное лидерство). Тестирующий, присев на корточки, не сильно надавливает рукой на холку щенка, принуждая его лечь, и удерживает в таком положении. По тому насколько яростно щенок сопротивляется, пытаясь сбросить руку, которая удерживает его в позе подчинения, можно судить о его лидерских качествах. Сильный лидер будет сопротивляться, рыча и кусаясь, а, освободившись, возможно, даже начнет прыгать на тестирующего, пытаясь укусить. Компаньон с лидерскими качествами будет сопротивляться без рычания, если удерживать достаточно твердо - успокоится. Изгой вообще не будет сопротивляться, может даже описаться или пытаться перевернуться на спину. Если щенок сопротивляется или не сопротивляется вообще, но после того как его отпустили, не проявляет никакого интереса к тестирующему - это неконтактная собака.
5. Проверка на боязнь высоты. Щенка осторожно, ладонями под брюхо, поднимают и ставят на какую либо возвышенность (стол, высокий стул, диван) и наблюдают за его реакцией. В идеале щенок бегает, осматривается, может быть, даже примеряется спрыгнуть, не боится подходить к краю. Если щенок задрожал, пищит и не подходит к краю, описался - у него есть боязнь высоты, это генетически передающийся порок, либо это собака с неустойчивой психикой.
6. Проверка на отношение к боли. Во время игры со щенком тестирующий чувствительно прищипывает ногтями перепонку между пальцами щенка. Если щенок не обратил внимания или коротко взвизгнул и тут же снова включился в игру - у него нормальная переносимость боли. Если щенок громко заверещал, поджимает лапу, но потом успокоился и опять начал играть так же активно - у него слабая переносимость боли, но здоровая психика. Если щенок заорал, дрожит, боится рук - у него слабая переносимость боли и слабая психика. Если щенок очень долго и сильно пищит, поджимает лапу, но при этом не начинает бояться тестирующего, - у него очень слабая переносимость боли, но нормальная психика.
Следующие два теста проводятся сразу со всем пометом в привычной им обстановке.
7. Проверка на боязнь громких звуков. Пока щенки играют друг с другом, тестирующий приносит в их комнату или вольер любой достаточно большой, сильно гремящий при падении предмет - например кастрюлю (если пол мягкий можно бросить в кастрюлю дополнительно связку ключей). Предмет роняется на пол с высоты около метра, а тестирующий наблюдает за реакцией щенков на грохот. Если щенок, громко залаяв, подбежал к предмету - у него агрессивно-оборонительная реакция на громкие звуки. В идеале щенок обратит внимание на грохот, может быть, пару раз гавкнет, может быть, подбежит к предмету, но либо начнет с ним играть, либо быстро вернется к прерванной игре. Если щенок залился испуганным лаем, боится подойти к предмету - у него пассивно-оборонительная реакция на громкий звук. Если щенок заверещал, убежал или начал мелко дрожать, скулит, описался - у него ярко выраженная боязнь громких звуков, это генетически передающийся порок психики. Если же щенок вообще никак не прореагировал на шум - он вполне может оказаться глухим.
Нужно отметить, что результаты теста не являются стабильным показателем, они могут лишь определить возможный потенциал собаки, не более того.
Следует учитывать, что собака-лидер и компаньон с лидерскими качествами сложны в воспитании, с ними нельзя расслабляться, особенно если щенки принадлежат к породе известной случаями внутрисемейной агрессии. Щенок-лидер рекомендуется только знающим, опытным собаководам. Компаньону-лидеру тоже нужна твердая и опытная рука, но в несколько меньшей степени. Все собаки с лидерскими качествами при соответствующем воспитании способны к обучению защите хозяина. Компаньоны без лидерских качеств - лучше всего подойдут в качестве первой собаки для начинающих собаковладельцев и особо рекомендуются для семей с детьми. Собаки-изгои сложны в воспитании и дрессировки, их очень легко «передавить», напугать, подорвать в них доверие к людям. Если вы все-таки решили брать щенка с такими данными, вам придется приложить много усилий, чтобы ваша собака поверила в себя. Изгои со слабой психикой еще неуравновешеннее, склонны к психическим заболеваниям, неврозам и истериям, сложны в дрессировке и управлении, к тому же подобный склад психики часто передается по наследству, и лучшим выходом будет стерилизовать собаку. Тот же совет касается владельцев щенков с генетическими пороками (боязнь высоты, громких звуков, боли, ярко выраженная трусость). Не стоит давать заводить потомство изначально нездоровым психически собакам, ведь они передают свои недостатки по наследству.
И последнее: кобель или сука? Нельзя не сказать, что кобели прямолинейнее, отходчивее, спокойнее, уравновешеннее сук, им чаще свойственны лидерские качества, они храбрее и увереннее в себе. Но суки гораздо более богаты эмоционально и психологически, они более хитрые, злопамятные, ласковые, эмоциональные и нежные. Есть и свои минусы связанные с каждым из полов: суки текут дважды в год и привлекают толпы ухажеров, они становятся эмоциональнее и неуравновешеннее во время течки, могут убегать «на поиски приключений», у них бывает ложная беременность, а кобели круглый год готовы уйти за течной сукой куда глаза глядят и теряют всякий контроль, унюхав ее запах. Поэтому нет однозначного ответа на вопрос: кобель или сука. Это можете решить только вы, подумав, оценив свои возможности и решив, кто для вас ближе и удобнее по характеру и физиологическим особенностям.