Личностью не рождаются, личностью становятся (с)

Sep 25, 2012 01:25

Когда мы уважаем человека, когда он восхищает нас, когда трогает чем-то нашу душу - мы говорим, что он личность. Нет, даже не так - Личность. Да, даже произносимое вслух это слово само обретает заглавную букву.
Так уж повелось, что для понятия "личность" нет единого определения. Но вместе с тем, все понимают что это такое. Словно знание, которое приходит с молоком матери. И так же повелось, что это слово используют для людей, а не для животных. А если говорят так о животных - то скорее метафорически, редко всерьез.


Что такое личность?
Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. (с) БСЭ

И опять о людях. А я хочу поговорить не о людях, а о собаках. И тут подойдет другая цитата:
В общей психологии под Л. чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. (с) БСЭ

Я видела много собак. Даже примерно не вспомню сколько. Может быть, тысяча, может быть, две тысячи. Но только единицы из них врезались в память навсегда. И не потому, что я с ними долго общалась и работала, а потому что они были Личностями собачьего мира.
Как понять, что перед вами личность? Это не та собака, которая стремглав несется к любому человеку, который ее позовет. И не та, которая бросается на всех без разбора. Не та, которая скулит не переставая, пытаясь привлечь внимание хозяина. И не та, которая самозабвенно часами играет в мячик.

Личность у собаки - это результат богатого и разнообразного жизненного опыта. Это привычка анализировать и думать. Находить нестандартные решения. Совершать поступки - то есть осознанные действия. Это умение приспосабливаться под изменяющиеся условия, устанавливать причинно-следственные связи. И - в тоже время - оставаться собой, нести в себе неизменность черт характера.

Большинство из собак становятся личностью к преклонным годам. Но далеко не все. Может ли быть личностью дряхлый цепной пес, не спускавшийся с этой цепи ни разу в жизни, которого только кормили и поили? Или избалованная собака, заведенная для любви и лежания на диване, с которой не занимались, не общались, не пытались вложить в нее нечто большее? Или свихнутый на игрушках пес, которого ничего не интересует, кроме мячика в руках хозяина? Да, бывают исключения. Но чаще всего мне дико жалко таких собак, потому что, общаясь с ними, я не вижу в их глазах мерцающих искорок разума, который пытается меня понять. А жалко мне их - потому что я ничего не могу для них изменить.

Я редко рассказываю о своем прошлом в этом дневнике, и, возможно, зря. Мой опыт мог бы многому научить, заставить о многом задуматься, зародить интерес или даже перевернуть что-то в картине мира. Мне не надо далеко ходить за примерами - я могу рассказать о своих собаках, о том, как я способствовала зарождению личности в них.

Первый МОЙ пес стал личностью к 7-ми годам. До 5 лет он рос, как полынь - вольно, без границ и рамок. Он был тем, кого сейчас называют "альфа-самцом" и выносят приговор, как опасной и неисправимой собаке. Он пережрал в мясо всю мою семью и меня много раз. Он командовал нашей семьей из 8-ми человек, дико стрессовал от этого, постоянно требовал подтверждения своего статуса и ревностно защищал свою территорию, жизнь и права. К 5-ти годам он успокоился и правил уже с достоинством, редко снисходя до покусов, как до крайнего средства. Единственный, кто осмелился бросить ему вызов - была я. Самая младшая в семье, белая ворона среди сверстников, которую интересовали только животные и растения, и особенно собаки. У меня был простой выбор - либо я справлюсь, либо Филю усыпят. Нет смысла рассказывать, как два года мы с переменным успехом сражались. Но стоит рассказать, как я впервые поняла, что из себя представляет мой Фил.




Я очень последовательно пресекала все попытки драк с другими собаками в течении года. И я добилась своего - Фил перестал драться. Но делать он стал умнее и хитрее - видя вдали бегущую к нам бесповодочную собаку, он неспешно шел ко мне и вставал у моего бедра. Нет, он не собирался меня защищать, он ждал пока я сама разберусь с этой собакой. И да, он не боялся ни капли. Просто так он понял мой запрет на драки - мол раз не хочешь, чтобы дрался, разбирайся с этим идиотом сама.
В тоже время у него появилась манера пугать людей. Я так и не смогла вычислить, как он со спины определял тех, кто его точно испугается. Делал он это просто - выбирал человека, некоторое время бежал у него на виду где-то сбоку, пока человек не переставал обращать на него внимание. А потом резко разворачивался прямо перед ним с неповторимым выражением на морде "Мама, я тебя потерял!". На человека он даже не смотрел, он смотрел на меня, грозящую ему кулаком. А когда человек вскрикивал и отшатывался (чуть не наступив на внезапно возникшую перед ним собаку), Фил бросал на него полный недоумения взгляд и неспешно бежал дальше.
Сначала я решила, что это случайность. Ведь агрессия к людям у Фила была давно перенаправлена на защите хозяина и он вообще бысто стал ласковым и общительным псом. Но потом это повторилось еще раз. И еще. А потом он научился резко пробегать (неожиданно меняя курс) между идущими под ручку парочками. Буквально протискивался между ними и опять таки бежал дальше, словно ничего не было. И единственное, что выдавало его с головой - виляющий над спиной хвост и прижатые к голове от эмоций уши. Он был очень собой доволен.
С каждым годом я замечала в Филе все больше черт, присущих ему одному. Он виртуозно обводил вокруг пальца всех моих родных и время от времени пробовал этот фокус со мной. Не скрою - я пару раз велась. Когда у него начали портиться зрение и слух - он однажды облаял меня, когда я вошла в калитку. Грозно лая, он летел на меня, вздыбив шерсть, на мгновение пряднул ушами, пролетая мимо меня, яростно облаял пустой угол сада и прибежал целоваться. И только по экспрессии эмоций можно было понять, насколько он чувствует себя виноватым. Но ведь выкрутился же! И ему хватило одного раза - с тех пор он сначала яростно лаял с дальнего крыльца, потом добегал до угла дома и уже молча выглядывал оттуда, внимательно принюхиваясь, чтобы снова не ошибиться.




О Филе можно рассказывать бесконечно. Как он сам (не учила я его этому) научился распознавать указание пальцем (при опущенной вниз руке) в нужную сторону. И как мы гуляли с ним (что такое поводок и намордник я скоро забыла) - он добегал до дороги, ждал меня там, пристраивался у левой ноги, переходил со мной дорогу, дожидался моего кивка и бежал свободно дальше. Этому я его тоже не учила. А еще он сам придумал, как нам ходить в любимый парк, куда нельзя было с собаками - он пристраивался к кому-нибудь, стоящему в очереди, а я проходила в парк одна. И пока на человека орали, что он привел собаку, а с собаками нельзя, а человек уверял, что эту собаку он первый раз в жизни видит - Фил преспокойно бежал за мной. Опять таки сам, без моего участия, он вычислил, что я нервничаю, когда он подбегает ко мне в этом парке (патруль милиции смотрел в оба, но на бездомных собак внимания не обращали), и гуляли мы с ним не ближе чем в 10 метрах друг от друга. Только иногда он оборачивался на меня и взглядом спрашивал - на какую дорожку мы свернем. А я ему - пальцем, кивком или взглядом - показывала. Сказочный был пес.


  


Когда я взяла Васю (тогда ему было всего три месяца), я очень тосковала по Филе. И мне было настолько плохо без собаки, что первый наш год Вася был со мной везде. Поезда, вокзалы, электрички, автобусы и маршрутки, гости, лес, палатка... Он научился жить в моем ритме, практически все команды он выучил без лакомства. Я могла объяснить ему все, что хотела, за пару минут. Он взрослел, матерел. Он терпел боль (швы под метным наркозом, дренажи, чистка ран) - лишь бы я была рядом. Он спал со мной по 12 и больше часов и никогда меня не будил. Стоило пустить его на постель - он засыпал, прижавшись ко мне за пару минут. Так спокойно  и крепко он не спал больше нигде. Он научился не быть назойливым, привыкнув к тому, что чужие собаки отнимали у него меня. Он принимал любую живность, которую я приводила в дом. Он воспитал котенка и жил с другими кобелями, потому что это было нужно мне. Но он никогда не был услужливым, обретя к трем годам ту черту характера, которую все, кто его знает, называют достоинством.
Как у меня так получилось - я сама не до конца знаю. Просто мне хотелось, чтобы рядом со мной был друг. И я вкладывалась в Ваську так же, как вкладывалась бы в своего ребенка или младшего брата - разговаривала, показывала, объясняла. Как же так получилось, что имея возможность общаться с собственной собакой не больше 2 часов в сутки, я вырастила личность, которая к своим 7-ми годам уже не уступает Филе?



Многие говорят, что механика, контрастная дрессировка, послушание убивают личность. Если бы знали эти люди, сколько я работала с Васькой, особенно когда в нем проснулся гейм... И вот, рядом со мной всегда есть собака, готовая отправиться на край света за мной, вызывающая восхищение у всех наших знакомых не красотой, умом и сообразительностью, а этими самыми искорками в глазах. Мой сынок, мое солнышко полосатое. Обожаемый и любимый мой пес.



Я могла бы рассказать о Цаце. Какой безнадежной идиоткой она попала ко мне в свои 5 лет. Не умеющей ничего, не понимающей ничего, восторженной до безумия и сердечных приступов дурой. Сейчас ей 13 лет. А личностью она стала дай бог год назад.
А теперь с нами и Плюша. У нее еще все впереди. Но первые проявления индивидуальности я вижу уже сейчас. Она думает, анализирует и учится принимать решения с последствиями. Когда-нибудь она станет еще одной собакой, которую я никогда не смогу забыть.



Вот так, хотела поговорить о личностях, а ударилась в воспоминания. Но может это и к лучшему. Ведь не объяснишь, не опишешь и не расскажешь - как воспитать личность в собаке. Это можно постигнуть только с опытом.
И мне бы хотелось, чтобы чужой опыт, мой опыт, хоть немного вам в этом помог.

статьи, зоопсихология, ИМХО, жизнь замечательных зверей

Previous post Next post
Up