[Прим.:Валаамская братия на Иссык-Куле] Позже выяснилось, что до революции эти строения принадлежали Ново-Троицкому мужскому монастырю, основанному в 1881 году по инициативе архиепископа Александра (Кульчицкого). Главное назначение обители владыка видел в приобщении местного населения к российской цивилизации. Предполагалось, что монастырское благоустройство может стать проводником улучшенных способов земледелия и других достижений науки среди переселенцев и местных жителей, и при этом не станет посягать на религиозную свободу киргизов, стать для них очагом просвещения и культуры.
В течение 80-х годов в монастыре почти не было монахов - каждый год появлялось по несколько человек, но никто не задерживался надолго. Сильнейшим испытанием для иноков стало землетрясение 1889 года, которое разрушило все постройки монастыря. Рассказывают, что перед началом землетрясения «сами собою» зазвонили колокола. Предупрежденные монахи успели покинуть помещения, и никто из них не пострадал. Церковь была разрушена, но престол, жертвенник, священные сосуды и иконостас остались невредимыми, потому что стены алтаря, где находились все эти святыни, упали наружу. Напуганный землетрясением настоятель монастыря Михаил бежал в Россию и увлек за собой большинство братии.
Однако жизнь в монастыре продолжалась. Восстанавливали его «всем миром». Священный Синод пожертвовал на строительство 2 тыс. рублей, Миссионерское общество - 6 тыс. рублей, о.Иоанн Кронштадтский - 5 тыс. рублей. Прибыли новые насельники, на этот раз из Валаамского монастыря. Перед революцией в Иссык-Кульском монастыре подвизалось около восьмидесяти человек братии, существовал приют, в котором воспитывались 36 мальчиков-сирот, для них была устроена школа, где преподавали образованные иноки. Обитель уже не нуждалась в пожертвованиях со стороны, а сама осуществляла благотворительную деятельность, вела обширное хозяйство. К началу ХХ века у монастыря появились даже тайные молельни и скиты.
В 1916 году Иссык-Кульский монастырь был разгромлен бунтующими киргизами, а в 1919 - окончательно закрыт. Благочинный монастыря архимандрит Геннадий (Лобачев) после революции продолжал жить поблизости и с риском для жизни совершать церковные службы. В 1937 году он был арестован и замучен в тюрьме. Монах Ираклий, бывший послушник Свято-Троицкой обители, также оставшийся на Иссык-Куле и проводивший строго подвижническую жизнь, причислен к лику святых преподобных исповедников. Двое монахов монастыря, Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров), убитые красноармейцами, прославлены и причислены к лику преподобномучеников.