0. Предисловие 1. Колокол 2. Дом наш и Дундикова 3. Первый дом 3-a. Общее собрание 3-б. Дом Иосефзона, дополнения 4. Дом Канторовича 4 3/4. Герцль в Реховоте 5. Дом Батьи Маков 6. Песни, танцы и прочие рабочие будни 7. Бялик 8. Дом Михла и Хавы Луцки 9. Дом оведа Айзенберга Глава никакая. Дом Айзенберга 10. Дом Элиэзера Гершензона 11. Дом Хабиби 12. Дом Смилянски 13. Улица Яков 10-12 - назад в будущее Глава пока без номера - Дом Нахумзона 14. Школа и детский сад 15. Олива Глава 16. Народный дом
Собственно, вот он за генеральской оливой - наш дворец. Первоначально он выглядел так:
(фото с сайта муниципалитета)
Табличка висит над входом и по сей день. Она гласит:
"Народный Дом
передан в дар поселению Реховот
от компании "Кармель" в Варшаве
одним из ее основателей - г-ном Зеевом Глускиным
1913 г.
Компания "Кармель" была создана организацией "Менуха ве-нахала", чтобы продавать в Европе вина Барона Ротшильда. 20% ее прибыли были переданы Реховоту на строительство школы, детского сада (о которых позапрошлая глава) и собственно - героя сего повествования. Первый камень Народного дома ("Бейт а-Ам") был заложен 25 февраля 1912 года, в седьмой день месяца адар, день смерти Моисея, важную для города дату. В этот день 1889 году Айзенберг объявил о своем намерении создать еврейское поселение. В тот же день в Одессе была создана организация "Бней Моше" (Дети Моисея). Того же числа 1890-ого года в Яффо был подписан договор о покупке земли для поселения, а в Варшаве в тот же день от организации "Бней Моше" отпочковалась "Менуха ве-нахала", и это совпадение положительно сказалось на последующем финансировании проекта Айзенберга.
Дом был торжественно открыт в 1913 году. Он был передан управлению Реховота с условием, что будет использоваться для общественных нужд, будет управляться комитетом, состоящим из членов совета Реховота, представителей школы, библиотеки и компании Кармель, что устраиваться в нем будут культурные мероприятия, но не организационные собрания и что он будет закрыт по субботам и праздникам. Уже на Песах 1913 года в нем состоялась выставка достижений.. ну да, ну да, вы все правильно поняли. Первая в Израиле сельскохозяйственная выставка.
Здесь проходили концерты, спектакли, лекции, церемонии. Здесь же спали сезонные рабочие, приезжавшие каждый год на сбор урожая.
В 1929 году во время погромов здесь поселились беженцы из Беэр-Тувии.
Первоначально был построен парадный зал, который сейчас известен как «Билу Холл», позже к старому зданию пристроили новое здание, в несколько раз больше, чем его предшественник. Эта часть была спроектирована Ицхаком Хаберсхаймом, инженером и профессором теории строительства. Новый зал имел большую сцену для симфонического оркестра, и вращающуюся сцену для выступлений.
В 1931 году в Народном Доме впервые прошел показ фильма на улице. Что это был за фильм - история умалчивает, но показ наделал много шума. Фильм, раз уж он на улице, смотрели и дети, а это, видимо, не входило в планы устроителей мероприятия. Состоялось заседание совета на тему "как оградить подрастающую молодежь от тлетворного влияния..." ну или вроде того.
Потому ли, или просто потому, что поселение сильно выросло, но в 1933 году рядом основным зданием был устроен кинотеатр с открытой крышей, двумя трибунами, проекционной комнатой и цокольным этажом. Кинозал потом снесли при очередной реконструкции.
Первым управляющим (домуправом?) Народного Дома стал Пинхас Бен-Давид Капара.
Он репатреировался в 1909 году из Емена и жил с семьей на складе за коровником у хозяина частной винодельни - некого Коэна. Когда строительство Народного Дома (в 1913 году) закончилось, Пинхас обнаружил под зданием немаленький такой подвал. Он пришел к Смилянскому, который тогда в вопросах дома был главным ответственным лицом, и попросил разрешение в том подвале поселиться, а взамен обещал руководить зданием, следить за чистотой, открывать и закрывать двери для встреч и представлений, и выключать «свет». Смилянский согласился и Пинхас с женой, матерью и сестрами перебрались в подвал дома. Вот симпатичное видео, в котором об этом рассказывает сын Пинхаса - Шауль.
Click to view
Рассказывает, кстати, что этот "свет" - маслянные факелы, нужно было зажигать перед представлением и в конце - тушить. Иногда, когда Пинхас уставал за день, тушить приходил сам Смелянский. Шауль там с начиная с 2.32 минуты, а перед этим, примерно с 1.00 рассказывает замечательная женщина Ая Лави, основатель театральной студии "Бимат а-ноар" (Молодежная сцена). Это фантастическая студия настолько значима, что и все здание иногда называют "Бимат а-ноар". Впрочем, после последней реконструкции 2013 года, когда здание обросло стеклянными залами - уже, пожалуй, не называют.
Последняя реконструкция была совершенно грандиозная. Дом буквально разобрали и собрали... правда собрали не все. Местные жители заметили, что стопка снятой старинной черепицы день ото дня тает, и поспешили сообщить об этом в муниципалитет. Тот "принял меры", но часть элементов декора и крыши успел прихватить предприимчивый "анонимный злоумышленник" (порадовала формулировка, уж извините за кавычки). Но результат получился вполне достойный, не смотря на.
Глава 17. Дом Мордехая Макова