Реховот. Глава 16. Народный дом

Jan 23, 2021 23:03


0. Предисловие
1. Колокол
2. Дом наш и Дундикова
3. Первый дом
3-a. Общее собрание
3-б. Дом Иосефзона, дополнения
4. Дом Канторовича
4 3/4. Герцль в Реховоте
5. Дом Батьи Маков
6. Песни, танцы и прочие рабочие будни
7. Бялик
8. Дом Михла и Хавы Луцки
9. Дом оведа Айзенберга
Глава никакая. Дом Айзенберга
10. Дом Элиэзера Гершензона
11. Дом Хабиби
12. Дом Смилянски
13. Улица Яков 10-12 - назад в будущее
Глава пока без номера - Дом Нахумзона
14. Школа и детский сад
15. Олива

Глава 16. Народный дом
Собственно, вот он за генеральской оливой - наш дворец. Первоначально он выглядел так:


(фото с сайта муниципалитета)

Табличка висит над входом и по сей день. Она гласит:
"Народный Дом
передан в дар поселению Реховот
от компании "Кармель" в Варшаве
одним из ее основателей - г-ном Зеевом Глускиным
1913 г.


Компания "Кармель" была создана организацией "Менуха ве-нахала", чтобы продавать в Европе вина Барона Ротшильда. 20% ее прибыли были переданы Реховоту на строительство школы, детского сада (о которых позапрошлая глава) и собственно - героя сего повествования. Первый камень Народного дома ("Бейт а-Ам") был заложен 25 февраля 1912 года, в седьмой день месяца адар, день смерти Моисея, важную для города дату. В этот день 1889 году Айзенберг объявил о своем намерении создать еврейское поселение. В тот же день в Одессе была создана организация "Бней Моше" (Дети Моисея). Того же числа 1890-ого года в Яффо был подписан договор о покупке земли для поселения, а в Варшаве в тот же день от организации "Бней Моше" отпочковалась "Менуха ве-нахала", и это совпадение положительно сказалось на последующем финансировании проекта Айзенберга.
Дом был торжественно открыт в 1913 году. Он был передан управлению Реховота с условием, что будет использоваться для общественных нужд, будет управляться комитетом, состоящим из членов совета Реховота, представителей школы, библиотеки и компании Кармель, что устраиваться в нем будут культурные мероприятия, но не организационные собрания и что он будет закрыт по субботам и праздникам. Уже на Песах 1913 года в нем состоялась выставка достижений.. ну да, ну да, вы все правильно поняли. Первая в Израиле сельскохозяйственная выставка.
Здесь проходили концерты, спектакли, лекции, церемонии. Здесь же спали сезонные рабочие, приезжавшие каждый год на сбор урожая.
В 1929 году во время погромов здесь поселились беженцы из Беэр-Тувии.
Первоначально был построен парадный зал, который сейчас известен как «Билу Холл», позже к старому зданию пристроили новое здание, в несколько раз больше, чем его предшественник. Эта часть была спроектирована Ицхаком Хаберсхаймом, инженером и профессором теории строительства. Новый зал имел большую сцену для симфонического оркестра, и вращающуюся сцену для выступлений.
В 1931 году в Народном Доме впервые прошел показ фильма на улице. Что это был за фильм - история умалчивает, но показ наделал много шума. Фильм, раз уж он на улице, смотрели и дети, а это, видимо, не входило в планы устроителей мероприятия. Состоялось заседание совета на тему "как оградить подрастающую молодежь от тлетворного влияния..." ну или вроде того.
Потому ли, или просто потому, что поселение сильно выросло, но в 1933 году рядом основным зданием был устроен кинотеатр с открытой крышей, двумя трибунами, проекционной комнатой и цокольным этажом. Кинозал потом снесли при очередной реконструкции.
Первым управляющим (домуправом?) Народного Дома стал Пинхас Бен-Давид Капара.


Он репатреировался в 1909 году из Емена и жил с семьей на складе за коровником у хозяина частной винодельни - некого Коэна. Когда строительство Народного Дома (в 1913 году) закончилось, Пинхас обнаружил под зданием немаленький такой подвал. Он пришел к Смилянскому, который тогда в вопросах дома был главным ответственным лицом, и попросил разрешение в том подвале поселиться, а взамен обещал руководить зданием, следить за чистотой, открывать и закрывать двери для встреч и представлений, и выключать «свет». Смилянский согласился и Пинхас с женой, матерью и сестрами перебрались в подвал дома. Вот симпатичное видео, в котором об этом рассказывает сын Пинхаса - Шауль.

image Click to view


Рассказывает, кстати, что этот "свет" - маслянные факелы, нужно было зажигать перед представлением и в конце - тушить. Иногда, когда Пинхас уставал за день, тушить приходил сам Смелянский. Шауль там с начиная с 2.32 минуты, а перед этим, примерно с 1.00 рассказывает замечательная женщина Ая Лави, основатель театральной студии "Бимат а-ноар" (Молодежная сцена). Это фантастическая студия настолько значима, что и все здание иногда называют "Бимат а-ноар". Впрочем, после последней реконструкции 2013 года, когда здание обросло стеклянными залами - уже, пожалуй, не называют.
Последняя реконструкция была совершенно грандиозная. Дом буквально разобрали и собрали... правда собрали не все. Местные жители заметили, что стопка снятой старинной черепицы день ото дня тает, и поспешили сообщить об этом в муниципалитет. Тот "принял меры", но часть элементов декора и крыши успел прихватить предприимчивый "анонимный злоумышленник" (порадовала формулировка, уж извините за кавычки). Но результат получился вполне достойный, не смотря на.


Глава 17. Дом Мордехая Макова

реховот, прогулки

Previous post Next post
Up