На прошлой неделе Денис готовился к контрольной по немецкому.
-Денис, ты должен заниматься.
Ребенок мучается, садится за стол, пытается заниматься и выдает очень искренне:
-мама, мне все равно какая у меня будет оценка, понимаешь, я на тройку напишу, я знаю, может даже на двойку. Мама, но мне так все равно, не интересно...
Я думаю, что сказать. Для меня это откровение неожиданно.
-ну и что могло бы тебя смотивировать? Сапоги и штаны для скачек не впечатляют?
Мы с ним договорились, что, если у него в конце года в аттестате по немецкому 1, то он получает комплект для лошадей, если двойка, то половину комплекта. В этом полугодии у него тройка. Да, я читала, что отдаленные мотивации на детей не действуют. Думаю.
-мама, у меня сейчас есть деньги, я и сам могу себе это купить...
- хм, ну а если мы договоримася, что ты за эту единицу что-то получишь?
-да мне ничего не надо...
-хммммм, ну может посещение с папой игры по гандболу?
-знаешь, это может быть интересно.
Занимается. Позанимался, написал работу, получил двойку. Очень доволен. Я тоже. Он старался, написал аккуратно, много (нужно было придумать продолжение сказки), интересно, выучил наизусть то, что можно было выучить и выдал в развернутом виде во время работы (обычно он очень сокращает материал, чтобы поменьше писать было) Я даже увидела, что он действительно хорошо поработал и пообещала пойти на игру, он обрадовался и забыл :) Игра как таковая не нужна.
С одной стороны абсолютно не правильно концентрироваться на оценках, с другой стороны умение не лениться, необходимость учить наизусть отражается на оценках :)
Ну вот и это "не хочу, все равно, мне не нужно"...
И честно говоря я его понимаю. Выполнять работу, которая не интересна абсолютно невыносимо. С другой стороны школьная работа необходима, чтобы когда-нибудь найти работу по интересам, НО при этом должен остаться интерес к жизни:) Замкнутый круг, вы не находите?
Я когда-то читала статьи о том, что двоечники/троечники очень даже хорошо запоминают фильмы, просмотренные ими по интересам и могут их пересказывать, таким образом доказывая, что у них нет проблем с риторикой и памятью :) Только потому что им интересно.
Мотивация - важный фактор, я бы сказала основной. Я не знаю, как мотивировать ребенка, которому школа в ее сути не подходит: не подходит подготовленный для него план, заранее написанный и продуманный, лишающий возможности проявить креатив и самостоятельность, не подходит темп изучения материала, не интересны темы... Ему не интересны оценки, раздаваемые за умение "продемонстировать интерес", за активность на уроке...
С одной стороны только мотивированные люди добиваются настоящего успеха, с другой школу нужно закончить... Нельзя упустить важные темы по грамматике и математики, что легко случается, когда в принципе "скучно". В школе нужны хорошие оценки, с другой стороны нельзя позволить, чтобы твой успех оценивался чужой оценкой. Вот например как раз в этой работе, продолжение сказки было оценено на двойку, потому что "мало сказочных приемов было использовано". Это школа:) Креативность, собственная идея в этом продолжении не была оценена, потому что "ведьма оказалась доброй, а это противоречит классической сказке" :) Т.е. его продолжение и креатив не соответсвуют "плану", вот следующий раз будет необходимость проявить креатив, "по плану", тогда пожалуйста, проявляй... А если не останется креатива, мы это ценим :)
И как это все противоречие объяснить ребенку, который по определению делит мир на два цвета, что для него еще естественно...
Я выросла в другой системе ценностей, где личное должно было уступать общественному, где креатив должен был быть одобрен. Я постоянно сталикиваюсь на работе с тем, как мне сложно, когда судья не разделяет мою позицию, внутренне сложно чувствовать себя правой и доказывать свою правоту судье... Как внутренне легко и хорошо, когда с тобой соглашаются... Меня умиляет мой ребенок, который в три года заявлял, что в книге "ошибка", потому что он знает. И знаете, в книге действительно бывают ошибки! Но конечно не так часто, как он их тогда находил.
Но однажды в школе на контрольной по математике была ошибка. И только двое детей ее заметили во время контрольной и заявили об этом учителю, остальные решали этот пример. И мне кажется это очень ценно: настолько верить в себя, чтобы увидеть ошибку учителя. И да, тут есть другая опасность: верить только в себя и считать других за дураков... Но старательно выбивая последнее, мы уничтожаем первое: веру в себя.
Снова и снова прихожу к мысли, что во время обучения/воспитания поддержать уверенность в себе, в своей правоте, при этом научив оценивать свою позицию и признавать ошибки - самое сложное и самое главное. Никаких рецептов, только собственный путь и конкретная реакция в конкретной ситуации. Независимость мышления, креатив возможны только тогда, когда существует мотивация и осознание, зачем ты это делаешь. Денис знает, зачем он ходит в школу, но это "зачем" абсолютно не достаточно, чтобы в пятом классе каждый день делать уроки, учить слова и зубрить признаки сказок и пр.
Поэтому было бы интересно узнать, как вы мотивируете детей здесь и сейчас, если вдруг ваши дети не в восторге от школы как таковой. За несделанные уроки у нас есть наказания: пришлось однажды отменить поход на тренировку по гандболу. Но наказаниями и лишениями нельзя мотивировать. Это хороший рычаг, но его обратная сторона: рано или поздно ему самому не нужна будет тренировка...
Моя знакомая сказала, что хорошая оценка - сама по себе достаточная мотивация. Но это не правда. И конкретно на ее сыне не работает. И это даже не правильно, это вызывает определенную зависимость от чужой оценки твоей деятельности...
И вот мы в огромном тупике, что касается мотивации изучения русского языка: он говорит свободно, может писать (с огромным количеством ошибок), бегло читает, но не хочет. Он не хочет читать на русском, он не хочет русским занимать. Вот даже на английском, которого он не знает, он читает с удовольствием, не понимая прочитанного он читает, сам берет книги. А на русском не хочет. И я пока нигде не нашла идей, как мотивировать подростка к занятиям, которые по сути необходимы родителям:) Можно договориться, да. Мы договариваемся, ищем компромисы. Но это ведь все только, чтобы поддержать и не потерять, что есть, действительно нового так не приобретешь. И мне грустно, да. Не потому что "вся зря", а потому что "не по плану". У меня было две цели: "интеграция" и "знание русского на уровне русской школы". И с интеграцией мы справились великолепно, с русским на три с плюсом:) Но может быть цель была нереальна?
С другой стороны мы сейчас в процессе принятия решений ребенка, которые он принял сам. Процесс долгий :) И было бы наверняка еще хуже, если бы он все делал, как мы для него решили и захотели :)
А как у вас с мотивацией? Какие мысли?