Глава 2. Эмоции (начало).
Управление эмоциями двигательного центра.
С годами приходит мудрость, но зачастую ее опережает маразм.
Управление эмоциями - это, наверное, самая трудная вещь в мире. Мы не можем управлять ими, так как недостаточно разбираемся в них.
Постарайтесь уловить свое эмоциональное состояние, попробуйте его остановить, попытайтесь удержать хотя бы одно отдельное проявление эмоции в себе. Постарайтесь смирить проявление отрицательных эмоций. Это непросто. Неприятные эмоции проявляются настолько быстро, что мы не замечаем их. Поэтому, подмечая эмоции, вначале попытайтесь остановить проявление отрицательных эмоций. Далее следует изучить их и понять, что все отрицательные эмоции абсолютно бесполезны. Они не дают нам энергии, а только растрачивают ее. Они создают нездоровые иллюзии и разрушают физическое тело.
Практикуя определенное время, вы поймете, что от отрицательных эмоций можно избавиться, что они не являются обязательными, что в действительности нет реального центра для отрицательных эмоций, что они принадлежат искусственному центру, который мы создали в детстве, подражая людям с отрицательными эмоциями, людям, среди которых мы росли. Некоторые родители даже учат своих детей выражать отрицательные эмоции. Затем дети обучаются самостоятельно, используя подражание.
Дело в том, что моноцентричные существа познают окружающий мир, используя имитацию. Мимикрия - вот визитная карточка двигательного центра. Моноцентричным существам присуще подражание: голосам, окраске, походке, повадке. Даже бабочка камуфлируется под кору дерева, или под глаза бицентричного существа, гусеница под сухой сучек, орхидея под соблазнительную осу. В природе все имеет свойство подражать друг другу. Цели разные - метод один.
Отрицательные эмоции человек обычно проявляет по слабости, так как в их основе лежит самооправдание и поиск виноватых. Фактически - это распущенность. Если вы запрещаете себе бояться, то разрешаете себе гнев, а если не позволяете себе гнева, то допускаете жалость к себе, а если не жалость, то прячетесь за маской высокомерия или самоуничижения, но все это от природной тупости и душевной лености. Тем не менее, некоторые субъекты очень гордятся своей раздражительностью или гневом. Хотят, чтобы их считали суровыми, непоколебимыми, мужественными. Увы, при всем при том нет такой отрицательной эмоции, которой нельзя было бы не наслаждаться. Некоторые люди получают практически все свои удовольствия от наслаждения отрицательными эмоциями.
Однако мы не можем с помощью ума управлять эмоциями. Эмоциональная функция является значительно более быстрой, нежели интеллектуальная и невозможно поймать эмоцию мыслью. Когда мы находимся в эмоциональном состоянии, эмоции следуют так быстро одна за другой, что у нас нет времени думать. Так же совершая какое-либо быстрое движение, мы не можем наблюдать себя. Мысль не может последовать за движением, либо нам следует выполнять движение не очень быстро. Этот факт известен спортсменам, а также тем, кто занимается различными видами единоборств, танцами, эквилибристикой и т. п.
Когда мы учимся подмечать эмоции, мы замечаем, что все наши эмоциональные состояния сопровождаются определенными привязанностями. Когда проявляется даже самая легкая эмоция, мы становимся чем-то очень поглощены или от чего-то чересчур теряемся. Это называется отождествлением. В этом случае работает центр чувств, а так как любое чувство имеет свой неповторимый эмоциональный окрас и направлено на объект, то эмоции увлекают нас за собой, и мы теряем контроль над чувствами, ввиду того, что скорость течения эмоций выше скорости изменчивости чувств. Мы отождествляемся с объектами. Отождествление начинается с интереса, а в следующий момент мы уже в этом и не существуем больше.
Отождествление с людьми происходит иначе и принимает особую конфигурацию, которую Гурджиев называл учитыванием. Он говорил о том, что учитывание может быть двух видов: внутренним - когда мы учитываем чувства других людей, и внешним - когда мы учитываем наши собственные чувства. Мы учитываем наши чувства в том смысле, что люди отчего-то недооценивают нас, мало думают о нас или не заботятся о нас как следует. Это довольно серьезная грань отождествления, от которой нелегко освободиться. Некоторые люди находятся целиком в ее власти и ее непросто заприметить.
Внутреннее учитывание - это то же самое, что и отождествление.
Внешнее учитывание требует уже некоторой ответственности, принятия в расчет слабостей других людей, постановки себя на их место, проявления такта, манер, но манеры могут быть как воспитанными, так и случайными. Если внешнее учитывание начать применять сознательно, то человек приобретает возможность контроля.
Христианским апологетам известно четыре вида отождествления, в зависимости от степени пробужденности центров сознания. Современная же психологическая наука оперирует тремя - это самооценка, уровень притязаний и локализация контроля.
Самооценка.
С точки зрения психологии самооценка связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека занять значимое место в социуме, утвердиться в глазах окружающих и в своем собственном мнении. С самого рождения под влиянием оценки окружающих у человека постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности.
При оптимальной самооценке человек имеет адекватное соотношение своих возможностей к своим способностям, стремится здраво оценивать свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые может осуществить практически. Старается сориентироваться, как к его достижениям отнесутся другие люди. Иными словами адекватная самооценка является итогом постоянного поиска подлинной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям и пр.
Реальная самооценка - показывает то, что человек верно оценивает себя и свое окружение, и соответственно относится к себе и другим. Но при принятом в обществе некотором завышении самооценки - идеализировании себя, которое необходимо для создания зоны ближайшего развития, реальная самооценка становится не наилучшей.
Читатель уже понимает, что зона ближайшего развития, как психологическое понятие не означает того, что человек развернут в будущее. Зона ближайшего развития, как понятие дуальной науки означает только то, что человек скорее будет действовать из-под палки, от отчаяния, нежели по желанию или устремлению.
Итак, человек склонен несколько завышать свою значимость, идеализировать себя, приукрашивать, пускать пыль в глаза, при этом окружающие всегда могут схватить его если не за язык, то за другое интимное место и потребовать: А ну-ка, милок, докажи свою состоятельность? Тогда человеку приходится затянуть поясок потуже, поднапрячься и произвести доказательства своей состоятельности окружающим, да и самому себе в том числе.
«У такий спосіб» и происходит социализация субъекта деятельности, да и социальное развитие общества в целом. Человек достигает идеального уровня, и теперь он становится для него реальным. Его потенциал не растрачен впустую. Плод сорван. Постепенно он переварит его и усвоит, восстановит свои силы, но уже с приростом, и снова начнет идеализировать себя, столкнется с требованием значимых окружающих обосновать свои амбиции и будет вновь и вновь оправдывать свои притязания в их глазах.
«Мир людей поднимается и опускается, и люди поднимаются и опускаются вместе со своим миром». «Всему свое время, и время всякой вещи под небом:… время разбрасывать камни, и время собирать камни;… время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». «Нам не обязательно следовать за подъемом и опусканием мира людей. Битва происходит именно здесь, на этой земле, и никто не знает, что ожидает нас, и какого рода силу мы можем обрести?»
Дон Хуан, Экклезиаст, Дон Хуан.
Впрочем, мы отвлеклись, ведь самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неверное представление о себе. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и деятельности. Восприятие окружающего искажается. Рациональное зерно оценки выпадает. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка результатов деятельности - как несправедливо заниженная. Неудача воспринимается как свидетельство чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий человека.
Человек с завышенной самооценкой не желает признавать того, что все происходящее с ним - это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неадекватного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки собственной личности.
Самооценка также может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей человека. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где люди с завышенной или заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.
При слишком завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При реальной и заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно только, переменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, родных и т.д.) и это почти нереально.
Надеюсь, пытливый читатель начинает потихоньку понимать, что имел в виду Гурджиев, когда говорил об отожествлении с людьми, и о том, как мы учитываем свои чувства к людям сообразно тому, каким образом они оценивают нас. А также то, что саморефлексия - как термин - это не масло масляное, а продолжение личной рефлексии личности в социальную среду обитания, но только в рамках индивидуальности. Поняли, что я сказал? Ну, и ладно.
Вспомните про два зеркала друг против друга и спросите себя:
Кто говорит со мной здесь?
И ответьте себе:
Я говорю.
Примите поздравления, вы сделали первый шаг к избавлению от самооценок, от ориентации на оценку вас окружающими, первый шаг к выделению в своем сознании места для ревизующего «Я», шаг к принятию на себя ответственности за свои решения и поступки.
Притязания.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Притязания - это степень трудности или легкости достижения целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неверно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и динамика успеха в конкретной деятельности. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой реально достижимые цели, соответствующие его способностям и возможностям. При завышенном уровне - он притязает на то, чего не может достичь. При заниженном - выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее.
Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний переоценивают свои возможности и способности, берутся за непосильные для них задачи и зачастую терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно успешно решают круг задач средней сложности, не стремятся улучшить свои достижения и способности, и перейти к более трудным целям. Лица с низким и нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком простые и легкие цели, что может объясняться неверием в собственные силы, либо «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда наряду с переоценкой своих способностей, человек избегает социальной активности, трудных и ответственных дел.
Локализация контроля.
Также тесно самооценка и притязания связаны с уровнем субъективного контроля, являющегося обобщенной характеристикой личности человека, которая оказывает регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений и на способы разрешения кризисных ситуаций. В соответствии с концепцией локус контроля Роттера - те люди, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности и пр., обладают (интернальным) внутренним контролем. Напротив, люди, которые склонны приписывать ответственность за все события своей жизни внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и пр.) присущ внешний (экстернальный) контроль.
Каждый человек занимает определенное место в континууме интернальность - экстернальность и это место, по сути, является мерилом его психологического возраста.
Принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на различные характеристики его психики и поведения. Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении, они более социабельны, толерантны и выносливы. Экстернальным людям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, демонстративность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.
Уровень локализации контроля, по сути, является индексом социального интеллекта. Это то, что Гурджиев называл внешним учитыванием то, что должно быть культивируемо, а вот от внутреннего учитывания следует освободиться.
В силу вышеизложенного, мы можем обобщить систему оценок и самооценок состоящую из:
- собственно «самооценки», складывающейся под влиянием значимых окружающих;
- уровня притязаний, характеризующего степень трудности достижения привлекательных целей, которые ставит перед собой человек;
- уровня субъективного контроля - принятия ответственности за события своей жизни на себя.
Обобщенная характеристика дает реальный профиль значимости или ценности человека, как субъекта сознательной предметной деятельности и является, по сути, оценкой его общих способностей, социального интеллекта, а также уровня его осознанности.
Жизнь вынуждает человека многое делать добровольно.
Попытки избавиться от самооценок, саморефлексии, лжи, воображения, отрицательных эмоций, отождествления показывают, что все это для нас характерно. Находясь в этих состояниях, мы не можем научиться чему-либо новому. Вначале нужно очистить колодец, он слишком засорен.
Мы полагаем, что являемся тем, что мы есть. К сожалению это не так - мы то, чем мы стали. Мы не естественны, мы слишком лживы, мы живем в воображении, мы слишком отождествлены. Мы думаем, что имеем дело с реальными существами, а на самом деле - с воображаемыми созданиями. Почти все, что мы знаем о себе, является воображением. Под всем этим нагромождением человек совсем иной. Если мы сможем выбраться из-под этих завалов, мы сможем увидеть реальные вещи. Только тогда, когда мы увидим реальность в самих себе, мы сможем видеть, реальность вне нас, а так мы имеем дело только со случаем.
Нам важно понять, что отождествление не спешит к нам на помощь, оно только больше все запутывает. Люди часто думают, что говорят об эмоциональной функции, тогда как в действительности говорят об отождествлении. Отождествление убивает любые эмоции, за исключением отрицательных, с отождествлением остается только негативная сторона. Оно не придает нам сил, оно только все разрушает. Новую энергию, новое понимание мы получаем от ценностных эмоций, от осознанности.
Мы не можем получить положительных результатов, отождествляясь с деятельностью - это иллюзия. Когда человек отождествлен, его нет, существует только вещь, с которой он отождествлен. Отождествленный разум спит. Свобода от отождествления является одной из сторон пробуждения. Отождествление не может исчезнуть само по себе, однако вначале следует отследить его, потом с ним необходимо бороться. И это не есть вопрос момента - это процесс и мы находимся в нем всегда. Мы растрачиваем свой энергопотенциал ошибочным образом: на отождествление и отрицательные эмоции - они являются открытыми кранами, через которые вытекает наша энергия.
Существует много несовместимых вещей в жизни человека, но отождествление и сознательность являются двумя наиболее несовместимыми вещами.
Не йоги горшки обжигают.
А теперь решите пример: оцените собственное достоинство по десятибалльной шкале.
В первой главе мы много говорили о чувстве собственного достоинства, чести, совести, морали. Мы хорошо прошлись по ценностям и выяснили, что все имеет свою цену. Теперь мы говорим о самооценках и локализации контроля, и этот пример является тестом на вашу сознательность.
У кого что получилось:
Два балла?
Восемь!
Пять?
«Капец»!
А у кого-то получился ноль?
Просто ноль?
А ведь в действительности все не так сложно. Пока положительные и отрицательные силы уравновешены, события не происходят, их сумма равна нулю. Если я имею ноль достоинства, то это значит, что ни при каких условиях я не могу смутиться, если кто-то меня критикует, или возгордиться оттого, что кто-то меня превозносит.
Это оно самое и есть - «зеркало для героя», тот самый «день сурка» или «первые врата», которые нам необходимо пройти ради обретения силы. Точнее, для того чтобы вернуть себе свою же собственную силу, т.е. пробудиться или другими словами - освободиться.
А теперь белый танец: куры топчут петухов.
Западные понятия благости и восточные понятия нирваны - это те же отождествления. Древние Риши или Раши верно понимали: отождествился с нирваной и тебя уже нет. Они видели в этом тупик, а не путь, в отличие от более поздних толмачей ведической мудрости.
Вы когда-нибудь видели бьющихся петухов? Не сочтите за труд, посетите бои, в наших селах детишки еще воспитывают бойцовых петухов и загляните этим птицам в глаза.
В глазах бицентричных и трицентричных существ всегда отражаются их переживания: озабоченность, страх, жалость, злость. В глазах моноцентричных существ не отражается никаких переживаний. Глаз петуха неподвижен, он не выражает ни обеспокоенности, ни страха, в нем отпечатана абсолютная беспристрастность. Похожий взгляд можно наблюдать у некоторых продвинутых бойцов Кунг-Фу. Бездонность смотрит на вас их глазами, спокойная, непреклонная беспристрастность.
У моноцентричных существ нет центра чувств, нет центра разума, функционирует только двигательный центр, он же - эмоциональный, он же - энергетический, он же - кинематический, он же - третий мозг - зона локализации в физическом теле представлена стволовым мозгом, солнечным сплетением и нейронами перистальтики желудочно-кишечного тракта, аккумуляторами энергии являются мышцы, из чувств - только тонус - индикатор самочувствия. Источник питания - ценностные эмоции.
Ценные эмоции.
Подавляющее большинство у нас подавлено лукавым меньшинством.
Перед тем как начать описывать эмоции необходимо определиться в их признаках.
Во-первых, эмоции имеют двойственную, психофизиологическую проявленность. Например: с одной стороны - это аффективное волнение, с другой - это его органические проявле¬ния (эндокринная составляющая). Происходит моментальная перезарядка, перезагрузка, переориентация всех клеток организма. Гормон влияет на клетки так, как магнит воздействует на металлическую стружку, но только через химические реакции.
Во-вторых, в сознании двигательного центра эмоции представлены в форме непосред¬ственных переживаний.
В-третьих, им свойственна ярко выраженная субъективная окраска, некое качество особой «интимности».
Последнее проявляется в том, что, передавая свое переживание, чело¬век может лишь констатировать его словом, но не раскрыть наглядно. Эмоцию не передашь, например, в рисунке, как можно это сделать с образом восприятия, представления или воображения. Также «интимность» эмо¬ции состоит в том, что для самого переживающего эмоцию человека она содержит «свою значимость в себе», то есть является приятной или неприятной без всякой связи с прошлым опытом.
Мы сейчас не говорим о сущности эмоций, нам важно более или менее точно очертить круг явле¬ний, которые мы этим словом обозначаем. Также важно отделить эмоции от ощущений. Чистые ощущения - это информаци¬онные процессы, используемые восприятием для снятия копий с реальной действительности. Они служат основой для ориентации живого организма в мире объектов и явлений, но сами по себе его ни на что не подвигают.
Очень своеобразно это проявляется при лоботомии, операции на лобных долях мозга проводимой у страдающих сильными физическими болями. Дело в том, что после операции сама боль не исчезает, но человек перестает обращать на нее внимание. Боль остается, как органичес¬кое ощущение, но перестает вызывать общую эмоциональную оценку.
Но ведь там где есть оценка, присутствует и мышление?
Верно. Двигательный центр обладает мышлением.
Эмоции и мышление - это внутренняя деятельность буферного центра, в котором первичная информация о дейст¬вительности подвергается определенной кодировке некой операционной системой (о которой мы подробно говорили в первой главе), в результате чего организм получает «аргументы к действию». Мышление двигательного центра бинарное. Да или нет. Разрешаю или запрещаю. Хочу или не хочу. Могу - не могу.
Попробуйте толкнуть себя с балкона десятого этажа вниз или сделать шаг в пропасть. Многим это просто-напросто не удастся совершить, некоторые впадут в ступор, некоторые отбегут в сторону, кто-то лишится сил, кто-то - сознания; мышление двигательного центра будет защищать от гибели организм в целом. То же происходит и с физической болью, на самом деле она довольно терпима, в том числе рваные раны и переломанные кости, непереносима психическая боль, но это уже особенность других центров сознания.
Для нас на данный момент важно научиться отличать эмоции от чувств.
Эмоция ограничена нашим телом, чувства - это продолжение нас вовне, они своими щупальцами всегда направлены на объект и выражают наше отношение к ним.
Выходит, что и чувства являются оценкой?
Так точно.
Центр чувств тоже обладает мышлением. Мы с ним уже знакомы: страх, стыд, вина, - все это критическое отношение центра чувств, выражающее себя в категорических императивах нравственности.
И еще, в отличие от эмоций чувства живут дольше.
После хорошей встряски или не дай бог, аффекта, мы еще долго прокручиваем в себе пережитую ситуацию. Чувства порождают в нас эмоции, эмоции - вновь подхлестывают чувства, и эти качели раскачиваются в человеке до тех пор, пока не иссякнет питающая это движение энергия. Вот почему говорят: «Время - лучший лекарь».
Также чувства требуют энергозатрат, сильные чувства - страсти - огромных энергозатрат. Эмоции дают нам энергию, кроме отрицательных, которые ради удовольствия ее отбирают. (Подобно наркозависимости: сначала хорошо, потом ломает.)
Важно понять, что двигательный центр - это нераздельная целостность тела (мышцы), энергопотенциала (тонуса) аккумулируемого мышцами и мышления (памяти), позволяющей мышце работать быстро, точно и экономно.
Никогда не следует забывать, что двигательный центр (он же эмоциональный, он же энергетический) - это не слуга центра чувств или центра разума (вначале думает или чувствует, а уж потом действует). Он первичен по отношению к ним. Он - поле, на котором произрастают эти цветы. Потому что чувствовать можно лишь то, что оказалось в нашем энергетическом поле, а осмысливать это чувство можно лишь тогда, когда нашего энергопотенциала достаточно для того, чтобы чувственная информация выкристаллизовалась в мысль. Чем слабее энергопотенциал нашего двигательного центра - тем бледнее наши чувства, мир становится черно-белым; тем банальнее наши мысли, они подменяются стереотипами, пока мы окончательно не теряем интерес к ним и вообще не начинаем пугаться их.
Мышление двигательного центра является своего рода осознанной установкой, цель которой - помочь человеку сделать «мир вне его» «миром для него», другими словами - обеспечить наилучшее удовлетворе¬ние его потребностей. Оно, так или иначе, направлено на опознание ценностей (того, что надо человеку), через узнавание полезных и вредных для него вещей. Эта функция является первой в становлении мышления человека и заключается в способности отличать правду от лжи, свет от тьмы, свободу от рабства, а также ведать о пользе своей. Это мудрость тела, приобретающая особый смысл в различении категорий добра и зла, истины и заблуждения, не¬обходимости и случайности.
На вопрос Сократа: «Что есть благо?».
Мышление двигательного центра отвечает так: «То, что удовлетворяет жизненным потребностям организма - то добро, а то, что вредит или угрожает жизни - то зло.
Для буферного центра (ложного эго) эмоции являются ничем иным, как функцией оценивания информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов.
Давайте рассмотрим физику процесса работы эмоционального центра, как центра сознания на клеточном уровне.
Разум двигательного центра (как свойство всего живого) ищет компромисс с окружающим неживым, для того чтобы получить недостающие элементы для построения клетки. Обнаруживая их, он прогнозирует возможность реализации территориального императива и утилизирует их, делая частью себя.
Прежде, чем продолжать разговор далее, необходимо понять, как работает территориальный императив. Расшифровать его несложно. Всему живому (клетке, растению, животному, человеку) для нормального существования необходим некий пространственный минимум, своя территория. И живое, чтобы выжить, старается сохранить эту территорию, либо, если позволяют обстоятельства, прирастить ее.
А теперь рассмотрим все это подробнее.
Когда клетка находится в равновесии с окружающей средой, то ее территориальный императив стоит на страже этого равновесия, чем содействует выполнению клеткой ее основной функции - сохранению родовой программы. Если в клетке накапливается энергопотенциал, превышающий энергопотенциал охватывающей территории, то она начинает оказывать давление на эту территорию. Для этого она использует три стратегии, в зависимости от того, что на этой территории находится. Если там нет живого, клетка будет делиться и стремиться захватить столько территории, насколько хватит избыточного энергопотенциала. Если на сопредельной территории находится чужеродное живое, клетка, пользуясь своим энергетическим превосходством, стремится это живое с территории вытеснить. Если же там находятся родственные клетки, то возникает кризис.
Территориальный императив - это закон, запрещающий подавлять себе подобных. Обойти закон нельзя, но если оставить все, так как есть, то от избытка энергопотенциала клетка "перегреется" и погибнет. Чтобы спастись у нее остается единственная возможность: измениться самой, мутировать и тогда окружающие родственные клетки окажутся как бы чужеродными, и с ними можно будет разговаривать с позиции силы.
Клетка так и поступает: перерождается - и начинает давить окружающих вчерашних сородичей почем зря. (Широко известна теория мутаций, вызванных сильным облучением, например, радиационным. Вспомним Чернобыльскую зону и то, какие там растения произрастают.)
Итак, эмоции заинтересованно, но беспри¬страстно с точки зрения морали оценивают действительность и доводят свою оценку до сведения организма (тела) на языке переживаний, они выполняют самые простые и самые жизненно необходимые функции мышления. Эмоции дают возможность для своеобразных умоза¬ключений о том, как следует себя вести в том или ином случае, в том числе и моноцентричным существам, которые не имеют собственного центра разума (интеллектуального сопровождения мышления).
Как надо ненавидеть бедную рыбу, чтобы назвать ее «стерлядь» или «бельдюга».
Проанализируем, например, следующее на¬блюдение этологов. Самец некой рыбки колюшки одевается во время брачного сезо¬на в яркий наряд; при этом брюшко у него становится ярко-красного цвета. В это вре¬мя он вступает в бой с каждым самцом своего вида, оказавшимся на его территории. Как же он воспринимает другого самца? Самец реагирует на продолговатый предмет, красный снизу. Достаточно окрашенной в красный цвет снизу пробки, чтобы вызвать жестокое нападение.
Это типичный пример реакции животного на ключе¬вой раздражитель. Поведение, в котором нет ни грамма интеллектуальности.
Тем не менее, мышление рыбки работает в следующем порядке: «Все продолговатые предме¬ты красные снизу - мои враги» (большая посылка). «Этот предмет продолговат и кра¬сен снизу» (малая посылка). «Следователь¬но, он мой враг» (умозаключение).
Операцию, аналогичную умозаключению, судя по свирепому нападению рыбки, у нее выполняют именно эмоции. Каждая челове¬ческая эмоция также, по существу, представляет собой аналог логического оценоч¬ного суждения о предмете или явлении, но механизм оценки несколько иной. Там где у животного работает инстинктивная программа - сенсомоторика, у человека, как обладателя высших центров, работает психомоторика.