Пожалуй, вот теперь пора.
Из Стамбула я вернулась такая воодушевленная, что дальше уже некуда. Я даже из Исландии такая не возвращалась в Исландию просто постоянно и мучительно хочется, и теперь, когда лето уже близко, хочется особенно сильно
Сколько я там всего передумала - вспомнить страшно! Про жизнь, про красоту всякую, про искусство, про спокойствие, про людей. Про то, конечно, что надо хватать друзей в охапку и ехать кататься по Турции, потому что все, что я знала о Турции, было враньем и компроматом. А на самом деле - что и требовалось доказать (ЧТД, как мы писали на уроках алгебры) - прекрасная страна с прекрасными людьми везде за пределами туристических кварталов, в которых действительно кричат про кисонек, солнышек и Наташ. Впрочем, я и была-то там всего пять дней - что можно узнать и тем более понять за пять дней?
Но попробую по порядку и с картинками.
По дороге в Стамбул я битых три часа протрындела с незнакомым мужчиной.
Хотя на самом деле начать надо не с этого, а с того, что приехав в Шереметьево за два с копейками часа до вылета, я еле-еле втиснулась в переполненный самолет. Не было мест ни у окна, ни у прохода. Зато было место посередине в том ряду, который сразу за бизнес-классом.
Итак, плюхнувшись на свое среднее кресло, я с грустью обнаружила вокруг себя двух достаточно габаритных дяденек. "Вы сидите рядом с аварийным выходом - пожалуйста, ознакомьтесь с инструкцией по безопасности", - сказала нашей троице стюардесса (экипаж был какой-то даже не аэрофлотовский - злобный и с облезающим лаком на ногтях). "Хм. Зачем?" - легкомысленно спросил габаритный дяденька слева от меня. Я, насмотревшись Air Crush Investigations, захихикала - "давайте я вам лучше не буду рассказывать в подробностях". А потом понеслось - поговорили о жизни и закончили, разумеется, за демократию. Зато сорок минут стоять на паспортном контроле вдвоем было веселее - здравствуй, Стамбул, мы тоже рады.
Я уже писала, что мы ездили вместе с чудесной моей Юлей
julia-marketing - она прилетела раньше и уже заждалась меня в Старбаксе. Мой американский друг не смог приехать - last minute work emergency, и с тех пор я в подробностях рассказываю ему, как именно я его убью за несложившуюся поездку. Собственно, так все и началось.
Пересказывать day by day - никакого смысла, поэтому буду кусками и, как всегда, практически безо всякой привязки к фотографиями - простите, если можете.
По поводу "обязательной программы" - мы оббежали Голубую мечеть, Айя-Софию, дворец Топкапы и Цистерна базилику, совершенно случайно добавили туда еще и Новую мечеть, пробежались в дождь по Галатскому мосту (заранее прошу прощения за неправильные русские названия - у меня Lonely planet, русский мне не родной, вы же понимаете) и честно торговались за свои чудесные шарфы на Гранд Базаре - мой бордовый шарф все-таки особенно прекрасный, я его увидела и вцепилась. В Голубой мечети я сказала, что я остаюсь здесь жить. В Цистерне я долго и злобно хохотала, потому что очень хотелось схватить рыбу - ту, которая пожирнее - рукой и изжарить на ужин. Впрочем, это было чистой воды святотатство: если бы у меня была своя религия, рыбы там занимали бы особое место.
А с Галатской башней получилось смешно.
Предыстория: "поесть бюджетно в столицах" - всегда моя персональная головная боль, не умею и все. Поэтому мы выписывали названия и адреса из Lonely Planet, а потом долго и вдумчиво искали. Вдумчиво - потому что табличек с названиями улиц в Стамбуле нет, а зачем? Можно бродить и теряться, теряться и бродить.
Итак, мы - на этот раз - переехали на трамвае Галатский мост, "на глазок" сориентировались и пошли по крохотной улочке вверх. Думаю, в этот момент Юля меня ненавидела - у нее болела коленка, а я уверенно тащила ее вперед, через горы мусора, с криком "Аутентичненько!" После пяти минут подъема мы уткнулись в кафе - когда хочется есть, на такие вещи как-то сразу реагируешь - и обнаружили, что это то самое, из Lonely Planet. И мы пошли.
Lonely Planet писал про него как-то без восторгов: ну, кофе, ну, вид. Поэтому мы совершенно не были готовы к тому, что мы увидим, когда выйдем на крышу. А увидели мы... (тут я не выдержу и повторю фото из прошлого поста про Стамбул)
А это девушка, вместе с которой мы поднимались в лифте. Она очень красивая. Очень хорошо и грустно было смотреть, как она пила кофе, курила и о чем-то думала. А потом встала и ушла.
А это просто несколько фотографий улочек Стамбула, скамеек Стамбула, рыночков Стамбула, самых ленивых в мире кошек Стамбула.
Кстати, да, - Галатская башня. Из кафе на крыше, в которое мы забрели, был отличный вид на башню - и почти такой же вид на город, как с башни. Садилось солнце, мы пили наш кофе и смотрели на туристов с фотоаппаратами, столпившихся на смотровой площадке.
И, чтобы закрыть тему еды, - самая вкусная еда, которую я ела в Стамбуле, была в совершенно не туристического вида кафе на крохотной улочке в центре. Вроде, совсем рядом с достопримечательностями, а вроде никогда не найдешь, если не искать специально. Когда мы пришли, в кафе не было ни одного человека - только фигурки кошек на окнах, которые я пыталась сфотографировать красиво, но так и не сфотографировала.
Я разговорилась с работающим в кафе юношей (в рамках being friendly в старом городе я вообще много разговаривала), говорили мы долго, а потом он не включил в счет часть из того, что мы съели, весь чай и кофе, который мы выпили, и долго звал нас сходить куда-нибудь вечером - "просто послушать музыку, это никого ни к чему не обязывает" (мы обещали подумать, но, разумеется, никуда не пошли).
Следующие три дня я убивалась, что там было так вкусно - так вкусно, но прийти туда еще раз уже не вариант - не вариант. Юноши - это все-таки ужас. Вечно все портят.
А дальше будет о любимом, о том, о чем хочется думать перед сном.
Старый город - конечно, потрясающий. Но день за днем я вспоминаю улочки и рыночки Азиатской части. Пластинки, проигрыватели, стеклянное блюдо в виде рыбы, книги, книги, маленькие чайные столики, книги, пластинки. А, да, - кафе "Кафка" в двухэтажном книжном магазине, в котором я долго листала книжку, состоящую из карточек с турецкими словами и выражениями для English speakers. О Боже мой, как в этот момент мне хотелось выучить все эти совершенно непроизносимые слова и остаться навсегда - впрочем, это был самый последний день, и я уже отправила Юлю в аэропорт; расстройство желудка и три часа сна прошлой ночью окрашивали все происходящее в тона романтической грусти.
В последний день я долго бродила по набережной, а там был обычный весенний день южного города - люди, которые радуются наконец-то вышедшему солнцу, кошки, ждущие свою порцию корма, парусные лодки на воде и воздушные шарики на берегу.
Вероятнее всего, что у этой истории даже есть мораль, и она состоит в том, что мир большой, прекрасный и удивительный. А с тем, что хочется побывать и пожить почти везде - совершенно непонятно, что делать.
Только мечтать и вспоминать.