Целостность личности с точки зрения религии

Apr 15, 2014 12:17

Одна из задач психотерапии - формирование у человека целостного образа восприятия себя, расширение осознавания граней своей личности и аутентичного с ними взаимодействия. Говоря простым языком: я знаю себя разного, я могу быть в хорошем контакте с разными своими частями, я знаю, как они влияют на меня и окружающих, я могу ими управлять, а не они мной, при этом я чувствую себя устойчиво и комфортно. Т. е. присутствует некая центрированность, осознанность и ответственность.

А т. к. последнее время меня заинтересовала суть разных религий с точки зрения восприятия из них человеком себя и окружающего мира, точнее, какие в религиях есть про это послания, откуда они берутся и на что опираются. Плюс интересны истоки религии как явления вообще, то стала я тут читать про историю религий и вот что нахожу (мне кажется, что эта картинка хорошо иллюстрирует устройство человека с точки зрения тонкого уровня и сущностную задачу личности в данном контексте):

"Полипсихизм - очень характерный момент религиозности неписьменных народов. В принципе, и в высоких религиях иногда имеется память о многих составляющих человека душах. Но все они настолько объединены личностью человека, его богоподобной сущностью, что утрачивают особливую свою значительность. Древняя, читаемая уже в египетских текстах III тысячелетия до Р.Х., но присутствовавшая, по всей видимости, и много раньше, в доистории идея, что человек - образ Божий, не позволяла человеку распасться на множество душ. Сколько бы энергий не сосуществовали в человеке, он оставался их хозяином и средоточием. Живая вера в единого Творца и Держателя мира делала и верующего таким же единством для сил, пребывающих в нем. Напротив, там, где Творец всяческих «выносился за скобки» сознания и ум погружался в стихию бесчисленных духов, человек также терял присущую ему цельность, его энергии обретали несвойственную ранее самостоятельность, персональность. Начинали «бродить, где хотели». Отсюда - актуальный полипсихизм практических всех неписьменных народов.

Нанайцы не потому только путались в счислении душ, что семидесятилетний период атеистической пропаганды коммунистической эпохи порядком «проветрил» их головы, но и потому еще, что ни предание, ни живой опыт, полученный шаманом в камлании, не позволяют сосчитать человеческие энергии. Коль они не центрованы личностью, число таких энергий - «легион».

«В психологии бессознательного, - указывал Карл Густав Юнг, - существует положение, согласно которому любая относительно самостоятельная часть души имеет личностный характер, то есть она сразу же персонифицируется, как только ей предоставлается возможность для самовыражения... Там, где проецируется самостоятельная часть души, возникает невидимая персона». (с) А. Б. Зубов "История религий"

Размышления о..., Книги, Экзистенциальное

Previous post Next post
Up