О качествах человека

Oct 25, 2020 13:01

У меня давно назрел один вопрос, который я первоначально задавала христианскому психологу, но ответа так и не получила. Поставила я его в следующей редакции: "Психологи говорят: чтобы простить, нужно понять. Понять человека - значит объяснить мотивы его поступков. Но существует тонкая грань между объяснением зла и его оправданием. Когда я пытаюсь понять и объяснить поведение человека, в основе которого лежат насилие и обман, не получается ли так, что в какой-то момент я незаметно для себя внутренне начинаю сочувствовать этому человеку и приходить к убеждению, что такое обращение с другими людьми допустимо. Такая логика рассуждений ведет меня кривой дорожкой, на которой я, спотыкаясь, начинаю сама позволять себе аналогичные приемы. А дальше - больше. Сострадание к психопату позволяет мне осознать, что есть люди, которые и вовсе лишены совести от рождения. Как это понять? Разве такое возможно? То есть они нравственно нейтральны - свободны от выбора между добром и злом? Их нужно пожалеть или позавидовать им? Или это все антинаучно? Тогда психология содержит ложные знания, развращающие нас!" Дело в том, что в моей жизни было много насилия в самых разнообразных формах. Я всегда предполагала, что агрессор и его жертва имеют что-то общее. Теперь я в этом не сомневаюсь: есть причины, почему каждый из них занял свое место в этой паре, - прежде всего, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности. Но все-таки, согласитесь, необходимо провести черту между выбором человека, который ради самоутверждения переступает эту нравственную грань и начинает унижать ближнего, и выбором другого человека пострадать, если не можешь себя защитить, но не пытаться потом взять реванш, отомстить и т. п. А сейчас нам пытаются с научной точки зрения объяснить, что есть люди, у которых такого выбора и нет от природы. Как же это соотносится с христианским мировоззрением и знанием о том, каким Бог сотворил человека? Эта свобода, которая является одним из признаков образа Божия в человеке, доступна не всем? Возникает страшная путаница, поскольку в отдельно взятой конкретной ситуации мы не можем определить, что это за человек, болен ли он, а что если он не способен остановиться? И стоит ли разбираться в ком-то другом, если ты не специалист и он к тебе за этим не обращался? Ведь даже если он на самом деле таков (садист, например), то это же его душа и его крест, а разве вправе я погружаться в чужие глубины порока? Так можно очень далеко зайти, вплоть до идей фашизма, когда людей пытались разделить на нормальных и ненормальных, настоящих и второсортных. Увы, сейчас очень популярно вешать друг на друга всякие ярлыки, в том числе наслушавшись психологов и начитавшись соответствующей литературы.

совесть, психопатология, душа

Next post
Up