На днях прошло две очень схожие новости о выявленных прегрешениях сотрудников ФСИН России. Новость
первая:
«Следственными органами возбуждено уголовное дело в отношении начальника и заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, подозреваемых в совершении превышения должностных полномочий. По версии следствия, в период времени не позднее декабря 2016 года до июня 2019 года начальник и заместитель начальника ФКУ ИК-5 совершили в интересах осужденного, отбывающего наказание в указанной исправительной колонии, действия, явно выходящие за пределы их полномочий: обеспечили ему беспрепятственную доставку на режимную территорию продуктов питания и спиртного, незаконное проживание осужденного в служебном помещении, обеспечили осужденного средствами связи, незаконно пропускали к нему на режимный объект посторонних лиц».
Новость
вторая:
«ФСБ задержала начальника тюменской ИК-1, где за 100 тысяч в месяц осужденный жил в апартаментах. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Получение взятки в особо крупном размере». По версии следствия, обвиняемый с марта 2018 года по май 2019 года ежемесячно получал от осужденного деньги в размере 100 тысяч рублей за создание комфортных условий содержания, предоставляя для личных нужд осужденному отдельное жилое помещение, расположенное в цехе на территории исправительной колонии строгого режима для осуждённых. С ведома руководителя учреждения осужденный проживал в данной квартире, общался по телефону, смотрел телевизор, пользовался интернетом и холодильником«.
Фото с сайта 72.ru
То есть в различных колониях различных управлений ФСИН России происходило одно и тоже: руководство обеспечивало осужденным особо комфортные условия отбывания наказания, вплоть до выделения отдельных благоустроенных помещений. Не за просто так, разумеется. Хотя в первом случае начальнику колонии и его заму вменяется превышение должностных полномочий, что означает только одно: корыстный мотив доказать не смогли. Во всяком случае пока что. Но сейчас речь даже не об этом, а несколько о другом.
У непосвященного человека может сложиться такое впечатление, что места лишения свободы это такой совершенно закрытый мир, куда не попадают надзорные и контролирующие органы, и где власть вершат только командиры ФСИН. Но на самом деле это совершенно не так. В прокуратурах всех субъектов Федерации имеются специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Работники этих прокуратур заточены именно на проверку деятельности колоний, это их главная и единственная обязанность. Тогда может в Тюменской и Архангельской областях у специализированных прокуроров просто не доходили руки до посещения колоний, где творились безобразия?
Но по данным официальных сайтов, прокурорские работники эти колонии посещали. Вот, к примеру,
новость с официального сайта прокуратуры Архангельской области:
»Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с общественной наблюдательной комиссией, проведены проверки состояния законности в исправительных колониях строгого режима № 4 (г. Котлас) и № 5 (г. Коряжма), в рамках которых произведен обход территорий, объектов колоний, в том числе отрядов облегченных, обычных и строгих условий отбывания наказания, штрафного изолятора, помещений камерного типа, столовой, банно-прачечного комплекса, комнат длительных свиданий. Отмечено, что администрациями колоний принимаются меры по соблюдению прав осужденных, созданию им соответствующих стандартам условий содержания. Тем не менее, прокурорскими работниками в обоих колониях установлены факты неподобающего исполнения требований действующего законодательства о материально-бытовом обеспечении спецконтингента«.
То есть прокуроры не просто посетили ИК-4, а даже произвели обход всей территории колонии. Установили, что администрация колонии создает условия для содержания (еще бы - персональная «квартира», телевизор, холодильник и интернет - вполне достойно). Но при этом выявили факты нарушения материального-бытового обеспечения осужденных. Непонятно, правда, какие именно: не ту водку осужденным за деньги проносили, что ли?
А вот
информация о проверке прокуратурой ИК-1 УФСИН Тюменской области, тоже с официального сайта:
«Тюменская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области проверила в исправительной колонии №1 г. Тюмени исполнение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Установлено, что вопреки закону помещение отряда, где проживают осужденные инвалиды, здания медицинской части, столовой, библиотеки не оборудованы пандусами или подъемными устройствами«.
Тоже не просто побывали в гостях, но и даже что-то там выявляли в плане нарушений прав инвалидов. И хотя обошли всю территорию, но особо комфортной камеры так и не увидели.
Кстати, а вы когда-нибудь слышали что-то о таких фактах, когда в колониях выявлялись нарушения, а те прокуроры, которые должны были за ними надзирать, несли какую-то ответственность? Нет? Вот и я не слышал.
Таким образом приходится констатировать, что прокурорский надзор за действиями администраций мест лишения свободы в нынешнем виде в настоящее время совершенно не эффективен, и носит скорее формальный характер. Это говоря языком казенных формулировок. Более простые формулировки можете подобрать сами, ограничить вас в этом я не имею права.