Прочитал тут новость про женщину из Самарской области, которой не дали похоронить мужа и она принесла гроб с телом к зданию областного правительства. Вкратце там вышло
вот что:
В Самаре отчаявшиеся родственники принесли гроб с телом местного жителя к зданию регионального правительства. Они не смогли похоронить умершего на кладбище Рубежное, так как местные работники потребовали от них 50 тыс. рублей. «Хотят 50 тыс. Я одна ращу ребенка. Откуда мне взять эти деньги?» - сказала супруга усопшего. Женщина рассказала, что ей удалось найти более бюджетные услуги по захоронению, чем предлагались на кладбище. Однако им даже не дали выкопать могилу. По словам вдовы, они буквально ставили ноги под лопаты. Конфликт не смогли разрешить даже сотрудники правоохранительных органов.
Я не знаю достоверно, почему именно так в данном случае получилось, но есть просто мои предположения, основанные на жизненном опыте. Как я вижу эту всю эту ситуевину со своей колокольни: Имеется кладбище, на обслуживание которого местная администрация заключила договор с некой коммерческой организацией. Например, ООО «Земля и люди». Это ООО как бы поддерживает на кладбище порядок - убирает мусор, следит за соблюдением санитарных норм и т.д. И ничего не требует от местной администрации за это в плане денег. Зато требует от родственников умерших платить им дань за копку могилы и еще какие-то услуги, в данном случае 50 тысяч рублей за одного покойника. Сущие копейки, исключительно в качестве компенсации за то, что ООО содержит двух сторожей, трех копщиков-дворников и одного администратора.
А теперь посчитайте, сколько в день производится захоронений на одном из кладбищ крупного города, и вы осознаете масштаб «сущих копеек». Так что дело это прибыльное и не особо хлопотное. Главное найти понимание с теми представителями местной администрации, которые решают, с кем именно заключить договор по окучиванию кладбища. Ну и копщиков покрепче подобрать, чтобы они смогли отстоять свое исключительное право на выкапывание могил на данном кладбище, и желательно не словами, а лопатами или другим подручным и не очень инструментом. Всё, можно считать, что бизнес выстроен и приносит неслабый такой доход. Ну или послабже, тут многое зависит от кладбища - где оно расположено, каков его статус и т.д.
Конечно, есть
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в соответствии с которым погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В статье 5 этого закона говорится, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.
Получается, что кто угодно может заявить, что хочет быть похороненным где угодно, хоть на Ваганьковском, хоть на Новодевичьем, хоть на Пискаревском? Нет, в статье 4 закона сказано хитро: места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Как, к примеру, все вышеперечисленные кладбища. А про все остальные, не имеющие культурно-исторического значения, ничего не сказано.
Вообще, вопрос с престижностью мест погребения возник не вчера. Некоторые кладбища уже давным-давно представляют собой этакие «ярмарки тщеславия». Вспоминается даже древний анекдот советских времен, когда зять говорит теще: «Мама, вы хотели, чтобы вас похоронили на Новодевичьем? - Да. - Ну так я договорился. Только ложиться надо завтра». То есть если при советской власти вопрос о закапывании покойного в «блатном» месте решался через связи, то сейчас через деньги и ли связи, которые при помощи этих денег получены. Но по большому счету ничего не изменилось.
И получается, что во всех городах есть два вида кладбищ: так называемые «престижные», «блатные», где захорониться стоит больших денег, и простые, общественные, для всех, где бесплатно или за символическую плату. Но это, в сущности, полбеды. Потому что раз есть люди, готовые платить бешеное бабло за то, чтобы его близкий человек покоился в каком-то престижном месте, то пусть платят. Вопрос в другом: а кому это бешеное бабло идет? Получается, что оно идет не в местные бюджеты, а каким-то мутным структурам, которые фактически оккупировали престижные кладбища практически во всех российских городах.
Вот это уже проблема, и с ней надо что-то делать. Точнее, надо придумать какой-то механизм, который бы обращал деньги тех, кто желает похоронить своих близких в престижных местах, на общественное благо. А не в карманы чиновников через какие-то непонятные конторы.