Наткнулся тут на статью «Радио Свобода»
Гестапо + НКВД: совместные предприятия чекистов и нацистов, и очень она меня заинтересовала. Потому как анонс гласил: «Документы, недавно обнаруженные в архивах КГБ УССР, открытых для исследователей после революции 2014 года, свидетельствуют о том, как НКВД передавало гестапо беженцев из Германии, надеявшихся найти в СССР спасение от Гитлера». А я люблю грешным делом почитать всякие рассекреченные архивные документы, поанализировать их в меру своих сил, подумать…
Но документов из рассекреченного архива КГБ Украинской ССР в статье опубликовано только два, а точнее полтора. Это первая страница протокола от 5 января 1938 года, от имени наркома Ежова и прокурора Вышинского, в котором перечислены имена 5 граждан Германии, Австрии и других стран, приговоренных к высылке из СССР, а также сопроводительная к этому документу о направлении протокола на 45 человек из НКВД СССР в НКВД УССР. Ну и все.
То есть как все? А где доказательства утверждениям автора статьи о том, что «после того, как Сталин и Гитлер стали союзниками в 1939 году, выдача беженцев нацистам была поставлена на поток. До лета 1941 года НКВД переправило в Германию сотни человек. Большинство составляли члены разгромленной Гитлером Компартии Германии. Коммунистов и евреев, искавших в СССР спасения от нацизма, Сталин отправлял к Гитлеру»? Где эти рассекреченные в 2014 году на Украине документы? Почему не пригвоздить сталинскую диктатуру к позорному столбу публикацией всех списков, которые стали доступны? Да еще и не провести хотя бы небольшие журналистские расследования об указанных в этих списках людях?
Вместо этого в статье приводится отрывок из мемуаров Маргарет Бубер-Нойман "Между двумя диктаторами", а также история, изложенная в книге немецкого писателя-историка Вильгельма Менсинга «Из Рура в ГУЛАГ». Я даже процитирую ее практически целиком для лучшего понимания:
«В начале 1930-х в газетах Рурского угольного бассейна публиковались объявления с приглашениями работать в советском тресте "Союзуголь": горнякам сулили баснословную зарплату. Шахтер Фриц Балтес в 1931 году заключил договор в советском торгпредстве в Берлине и отправился в Кизел на шахту им. Калинина, где дослужился до десятника. 15 октября 1937-го он был арестован. Чекистам нужно было изобрести заговор, и на роль еще одного немецкого шпиона-вредителя был избран шахтер Франц Винтер, подписавший такой же договор в советском торгпредстве. "Во время моих допросов я был подвергнут жесточайшим истязаниям. При этом у меня было выбито восемь зубов. Из-за ударов в левое ухо у меня разорвалась барабанная перепонка, так что я сегодня на это ухо больше не слышу", - рассказывал он впоследствии. Балтеса и Винтера приговорили к расстрелу, но потом заменили высшую меру наказания на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Их отправили в распределительный лагерь Котласа, откуда они писали письма с просьбой о помощи в посольство Германии. 2 мая 1940 года их привезли в Брест-Литовск, где немецкие пограничники перевели их через границу на территорию Германии. Теперь Винтер и Балтес оказались в руках гестапо и были помещены в Люблинскую тюрьму».
Что сразу обращает на себя внимание: Фриц Балтес и Франц Винтер не были политическими беженцами из Германии, это были специалисты, добровольно поехавшие в СССР на работу в начале 1930-х готов. После того, как их осудили к 25 годам лишения свободы, они писали письма с просьбой о помощи в посольство Германии. То есть они хотели, чтобы германские власти им помогли. Скорее всего, они просили, чтобы германское посольство походатайствовало об их депортации на родину. Что, судя по всему, и было сделано. Та их поместили в тюрьму польского города Люблин, но как там все происходило дальше, для читателя статьи на «Радио Свобода» остается загадкой. Хотя можно сделать вывод о том, что Франц Винтер дожил до недавнего времени, иначе как бы он смог рассказал немецкому писателю о пытках в НКВД.
То есть ни одного попадания в посыл статьи: беженцами или евреями эти немцы не были, к немецким коммунистам отношения не имели, сами просили передать их в Германию, в концлагерях их потом никто не сгноил. Ну и где тут подтверждение факта сотрудничества гестапо и НКВД до войны?
Более того, тот же немецкий историк Вильгельм Менсинг в интервью «Радио Свобода» говорит прямо: «Я нашел имена безработных, которые уехали в начале 30-х в Советский Союз в надежде куда-то устроиться и помочь строительству социализма. Многие из них пропали в СССР, а кого-то арестовали и вернули на родину. Точное число тоже неизвестно, но можно примерно установить, сколько людей были высланы после подписания пакта между Сталиным и Гитлером. Я полагаю, что их не было больше 350. В то же время примерно 80 граждан Германии и Австрии получили разрешения покинуть СССР без депортаций. Большинство избежали ареста. Самых молодых отправили служить в вермахт. Часть (бывших) членов компартии была отправлена в концлагеря, нескольким удалось выжить. Почти все евреи стали жертвами Холокоста, лишь немногие смогли уехать в Великобританию, США и другие страны». Менсинг называет только одного немецкого коммуниста - Арнольда Кляйна (псевдоним Ханс Блох), который в 1938 году был осужден в СССР, в 1940 году депортирован в Германию и в 1942 году умер в тюрьме.
Короче, снова нет подтверждения главного тезиса публикации - сотрудничества НКВД и гестапо. И самое главное, нет архивных документов, которые бы это сотрудничество подтверждали. В общем, как-то разочаровало меня «Радио Свобода». Тем более, что свою статью про сотрудничество НКВД и гестапо они проиллюстрировали фотографией, на которой изображены командир 2-го батальона 76-го моторизованного полка пехоты вермахта подполковник Ганс Георг Леммель и советский офицер в ходе передачи Брестской крепости войскам РККА 22 сентября 1939 года:
Где на этом фото НКВД? Где тут гестапо? Да это и не так важно для «Радио Свобода», судя по всему.