Бернд Фабрициус и Игорь Баринов
gov39.ru
Российско-европейские контакты на высшем уровне, учитывая нынешнюю международную ситуацию - фактическое состояние холодной войны, сведены к минимуму, диалог же интенсивно ведется на более низких, региональных и муниципальных, уровнях власти и на уровне так называемого гражданского общества.
Пример такого поддержанного государством диалога - Культурно-деловой форум «Сделано немцами в России», совмещенный с очередным заседанием Межгосударственной российско-германской комиссии по делам российских немцев» (МПК), который прошел в конце сентября в Калининграде.
Рассмотрим чуть более подробно контекст, в котором возобновила работу МПК после перерыва, вызванного введенными Евросоюзом антироссийскими санкциями.
В продолжение статьи
«Культурно-деловое взаимодействие России и Германии. Калининградская специфика» в газете «Суть времени» № 308
Германия со времен окончания Второй мировой войны с её катастрофическими для немецкой государственности последствиями до сих пор живет без Конституции, её заменяет временный переходный - «до достижения единства и свободы Германии исходя из принципа свободного самопределения» - Основной закон. Территория страны по итогам войны значительно уменьшилась, немецкое население было выселено с территорий, отошедших Польше, Чехии, России и Литве. «Принцип свободного самоопределения», как мы знаем, уже опробован: в 1955 году население Саара на референдуме проголосовало за воссоединение с Германией, Саар стал десятой федеральной землей. А в 1990 году, напомним, был установлен суверенитет Германии над территорией бывшей ГДР.
Переходный Основной закон определяет преемственность нынешней ФРГ с Германским Рейхом, в том числе, и имущественную. Некоторые статьи закона касаются непосредственно Калининградской области, статья 135 п.6 - «Долевая собственность бывшей земли Пруссии в частных предприятиях переходит к Федерации…» и так далее.
Какие же цели ставят перед собой субъекты российско-германского сотрудничества - Россия и Германия как государства и общественные организации российских немцев как гражданские структуры?
Политика Германии последовательна - она решает поставленный со времен первого послевоенного канцлера Конрада Аденауэра
«германский вопрос» (Deutsche Frage) - «достижение единства страны и народа». Особое внимание для достижения этой цели уделяется сохранению культурного наследия и «духовной субстанции немецких культурных ландшафтов» на востоке, которые являются неотъемлемой частью национальной культуры. «Свободное» же «самоопределение» нынешнего населения этих территорий невозможно без переформатирования его самоидентификации - в духе этой самой немецкой национальной культуры. Особая роль тут у объединенных в федерацию землячеств «изгнанных», всемерно поддерживающих связи со своей бывшей родиной. Отметим также участие в форуме «Сделано немцами в России» 25-27 сентября 2018 г. в Калининграде представителей Польши и Чехии - территорий, с которых также были в послевоенное время выселены этнические немцы.
Главная страница сайта Федерации изгнанных
www.bund-der-vertriebenen.de
Возобновление работы межправительственной российско-германской комиссии её сопредседатель в 2017 году уполномоченный по правам переселенцев и национальных меньшинств правительства ФРГ Хартмуд Кошик прокомментировал так: репатриировавшиеся из России в Германию этнические немцы («поздние переселенцы» в немецкой терминологии) и немцы, остающиеся в России - это «естественный мост во взаимоотношениях двух стран».
Общественные организации российских немцев рассчитывают получить полноценную реабилитацию в соответствии с Законом о реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 1991 года, в том числе восстановление своей государственности - чем и должна была заниматься межправкомиссия изначально. Сопредседатель комиссии с немецкой стороны - уполномоченный по правам переселенцев ФРГ, подчеркивает, что вопрос реабилитации «репрессированной этнической группы - немцев» и статуса их самоорганизации находится в центре внимания немецкой стороны.
Генеральная линия властей РФ также обозначалась неоднократно - российско-европейская интеграция, то, ради чего разрушали СССР. Сопредседатель МПК, директор ФАДН Игорь Баринов во главу угла ставит тему взаимодействия «бизнеса, авторитетных общественных организаций, представителей государственной власти» через «более тесное общение русских немцев, проживающих в России и русских немцев, проживающих в Германии». Трансграничное сотрудничество немцев России и «поздних переселенцев» в экономической, культурной, образовательной и других сферах по представлению российских властей должно стать одним из локомотивов процесса дальнейшей интеграции РФ в европейское экономическое и гуманитарное пространство.
…а также и политическое пространство. Напомним, например, о принятом в РФ в прошлом 2017-м году
законе «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», согласно которому устанавливается неравнозначный статус российских регионов: в избранных, т. е. приграничных, регионах статусом субъектов трансграничного взаимодействия стали не только региональные, но и муниципальные структуры власти. Они получили право на создание совместных с иностранными субъектами трансграничного сотрудничества, в том числе, и госорганами иностранных государств, координирующих органов и при них рабочих групп, а также право открывать свои представительства за пределами России. Всё это требует согласования с «уполномоченным органом» федерального центра. Пока требует. Перечень территорий, получающих права на всё более глубокое и всестороннее взаимодействие, в том числе, и политическое, с заграницей, может быть, согласно закону, расширен.
Напомним, Калининградская область - эксклав, окруженный государствами, входящими в состав Евросоюза. На территории области действует особая экономическая зона (ОЭЗ), в нормативную базу которой в последнее время внесены поправки, облегчающие визовый режим для иностранцев, желающих посетить регион. Похожие инициативы выдвигаются и с немецкой стороны: заместитель главы партии «Альтернатива для Германии» (AfD), депутат Бундестага баронесса Беатриса фон Шторх высказалась за то, чтобы Россия и Германия стремились к созданию «возможностей для безвизовых поездок» гражданам двух «важнейших» европейских стран, а депутат от той же партии Гуннар Линдеманн предлагает восстановить прямой поезд Калининград-Берлин. Кроме того, некоторые поправки, также внесенные в закон об ОЭЗ, создают более благоприятные условия для экономического взаимодействия Калининградской области с иностранным бизнесом, чем с российским. Что закономерно усиливает иностранное влияние на региональные политические процессы и поощряет переориентацию региональных элит на зарубеж.
Характер этого влияния можно проиллюстрировать на примере высказываний представителя Торговой палаты Гамбурга, сотрудничающей с региональной Ассоциацией иностранных инвесторов. Штефан Штайн считает, что границы Калининградской области должны быть открыты для граждан Евросоюза, Германия должна свободно выдавать визы калининградцам, а «самые большие угрозы для местных предпринимателей исходят из Москвы». По информации Торговой палаты Гамбурга в настоящее время в Калининградской области работают 90 немецких компаний.
Область входит также в число регионов, где действует вышеупомянутый федеральный закон о приграничном сотрудничестве, и является членом международных региональных организаций, важнейшую роль в которых играют немецкие правительственные и неправительственные организации.
Калининград. Музей изобразительных искусств.
Афиша постоянной экспозиции «Калининград-Кёнигсберг. Мост над временем»
СМИ Калининградской области всё чаще публикуют новости о событиях трансграничного сотрудничества и тема сохранения «культурно-исторического наследия», причем, именно немецкого - одна из наиболее заметных. Для примера приведем темы международных семинаров и симпозиумов, организуемых в приграничном польском Бранево при участии агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области: «Культурное наследие Восточной Пруссии - история объединяет» (апрель 2018 г.), «Восточная Пруссия - культурное наследие без границ» (сентябрь 2018 г.) и т. п.
Калининград. Историко-художественный музей.
Афиша выставки в орденском замке Мариенбург. Мальборк, Польша
«Строительство мостов во взаимоотношениях двух стран», неосуществимо без «примирения над могилами» в свете жестко проводимой европейскими соседями линии на всеобъемлющую «декоммунизацию», серьезно противостоять которой российские власти, похоже, не намерены. Это - прямой путь к пересмотру итогов Второй мировой войны, по результатам которой Калининградская область находится в составе России.
Впрочем, в комплекте с «германизацией» (в регионе её преимущественно понимают как переформатирование социокультурной среды, а вместе с ней и сознания калининградцев в духе возвращения к восточно-прусскому Золотому веку), опасность которой многими в регионе осознается, предлагается и нечто «патриотическое». Зам. полномочного представителя Президента по Северо-западу Роман Балашов, цитата с сайта правительства Калининградской области:
«…Он подчеркнул, что очень важно обращать внимание на связи нашей калининградской земли с большой Россией именно через призму объектов культурного наследия. В качестве примеров Роман Балашов привёл маршруты «Памяти славным подвигам Александра Невского» и «Романовы и территория Калининградской области».
Этот «романовский» лепет отлично сочетается с линией федерального центра на европейскую интеграцию, а фактически на дезинтеграцию России, маскируя её «патриотической» риторикой.
Тема исторического наследия обсуждалась и на форуме «Содружество», проходившего в Калининграде 19-20 сентября. Присутствующие эксперты, среди прочего, утверждали, что нет никакого «европейского» или «отечественного» наследия, есть только НАШЕ, надо понимать, общее с европейцами. Вписывается ли в это общее наследие итоги Второй мировой войны и стремление Германии преодолеть её последствия - решить свой Deutsche Frage? Можно ли предположить, что российские власти «отнесутся с пониманием» к пожеланиям своих европейских партнеров?..
Глава ФАДН Игорь Баринов в ходе форума «Сделано немцами в России» заявляет о безальтернативности всеобъемлющего российско-немецкого сотрудничества, уходя от ответа на вопрос о борьбе с этой самой «германизацией» - как он объяснил, потому, что они собрались на форуме «совершенно для других целей»: «Взаимодействие плотное по всем направлениям: экономика, культура - это безальтернативное направление для России и Германии. Мы соседи, мы самые большие страны на нашем континенте, и мы обречены на то, чтобы взаимодействовать, работать вместе во всех направлениях».
Вопрос в том, насколько далеко российские власти готовы зайти в этом взаимодействии и когда ситуация минует «точку невозврата».
Отметим, что похожие процессы, с поправкой на местную специфику, инициированы и в других российских регионах.
Призыв бывшего главы федерации «изгнанных», а ныне сопредседателя МПК со стороны Германии Бернда Фабрициуса «объединить Европу» вполне соответствует чаяниям российской элиты, все постперестроечные годы, несмотря ни на что, упорно идущей к этой цели - Европе от Лиссабона до Владивостока. Учитывает ли при этом российский правящий класс, что «объединение Европы» подразумевает «устранение несправедливых указов» - исключение из международного права документов, на основе которых осуществлена передача части территорий бывшего Третьего Рейха под юрисдикцию других стран и выселение оттуда немцев?
Пойдет ли российская элита на официальный пересмотр итогов Второй Мировой войны? Вопрос открытый.
Продолжение будет.