Иван Ильин и Последние времена

Dec 06, 2014 18:44





В наступившие Последние времена в интеллектуально-православных кругах особенное внимание уделяется наследию Ивана Александровича Ильина (1883-1954) - русского философа, писателя и публициста, сторонника Белого движения и последовательного критика коммунистической власти в России, идеолога Русского общевоинского союза (РОВС). Во множестве приводятся его высказывания на тему патриотизма, неразрывно связанного с национализмом. Я не буду разбирать концепцию Ильина, это в данной статье уводит нас в те "деревья, за которыми не виден лес". Просто приведу несколько цитат из статьи "Иван Ильин о патриотизме. К юбилею великого русского мыслителя":

"...концепция патриотизма в общественных науках восходит к теории этноцентризма У. Самнера, которая базируется на принципе борьбы за существование между людьми и группами. Носителями этноцентризма являются сообщества, объединяемые по этническим, религиозным, социальным и другим признакам. Они рассматривают себя как «мы», а всех остальных как «они». Позитивные характеристики своей группы подчеркиваются и преувеличиваются; показатели других групп и их членов оцениваются по стандартам собственной группы и часто принижаются".

Но Ильин декларирует свой национализм в несколько другом ключе:

"...процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей национальной/этнической общностью по общими признакам: происхождению, культуре, языку, территории и т.д. Самосознанию нации свойственны стремление к сохранению этих общих признаков (и через них - своей самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время - способность ассимилировать полезное новое (на почве своей культуры). При таком типе национального самосознания его носители признают право всех «других» на их самобытность, ценность и т.п. Подобное самосознание составляет основу нормального, здорового чувства патриотизма, отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей. Патриотизм, следовательно,- одна из базовых составляющих национального самосознания, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом."
"Осмысляя сущность национального единения людей, И.А. Ильин приходит к выводу, что самое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из «единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти», из одинакового созерцания, из единого языка, из «однородной веры и из совместной молитвы». Национальное чувство создает единение людей в духе и любви и прикрепляет сердца к высшему на земле - к Дарам Духа, даруемым каждому народу и по-своему претворяемым им в истории, в культурном творчестве."

Иван Ильин категорически не приемлет Октябрьской революции 1917 года: "Она была безумием, и притом разрушительным безумием...", но, вопреки широко насаждающейся сейчас тупо-конспирологической теории о "немецких шпионах", он возлагает вину за неё на всё российское общество, в том числе, и "монарха", отрекшегося от своей миссии, и тех, кто пришёл в результате этого отречения к власти. Надо заметить - НЕ большевики и не Ленин...
"...безумие русской революции возникло не просто из военных неудач и брожения, но из отсутствия политического опыта, чувства реальности, чувства меры, патриотизма и чувства чести у народных масс и у революционеров. Люди утратили органическую национальную традицию и социально-политическое трезвение. В труднейший час исторической войны, когда монарх и указанный им наследник двукратным отречением погасили в народе присягу на верность, - все это вызвало развал правосознания, безумную толкотню и давку из-за эфемерного полно-равно-правия и столь же мнимого обогащения захватом. Все это брожение возникло отнюдь не из "нищеты", "гнета" или "разрухи". Брожение шло от нежелания отстаивать Россию и держать фронт и от жажды революционного грабежа. По прозорливому слову Достоевского - русский простой народ понял революционные призывы (Приказ номер 1) и освобождение от присяги - как данное ему "право на бесчестие", и поспешил бесчестно развалить фронт, удовлетвориться "похабным миром" и приступить к бесчестному имущественному переделу."

...что не мешает Ильину страстно ненавидеть именно большевизм, ощущая его как нечто чуждое и враждебное русскому духу (надо понимать, духу самого Ильина и его единомышленников и последователей: "мы" - благородные, чистые, одухотворённые,  и "они" - озверевшее хамьё, разрушившее "русскую религиозность..., русское образование, в особенности высшее и среднее,  русскую семью, чувство чести и собственного достоинства, русскую доброту и  патриотизм... " ) и привнесённое извне на русскую почву.

Что именно противостоит ненавидимому Ильиным большевизму и чему великий мыслитель прощает все и всяческие "эксцессы"?...

Вот цитата из апологетической статьи Ильина "Национал-социализм. Новый дух" ("Возрождение" (Париж), 17 мая 1933):

"Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится. И от страха не понимает еще больше. И чем больше не понимает, тем больше верит всем отрицательным слухам, всем россказням «очевидцев», всем пугающим предсказателям."
"То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот; сами вожди его характеризуют постоянно словом «революция». Это есть движение национальной страсти и политического кипения, сосредоточившееся в течение 12 лет, и годами, да, годами лившее кровь своих приверженцев в схватках с коммунистами. Это есть реакция на годы послевоенного упадка и уныния: реакция скорби и гнева. Когда и где такая борьба обходилась без эксцессов? Но на нас, видевших русскую советскую революцию, самые эти эксцессы производят впечатление лишь гневных жестов или отдельных случайных некорректностей."

Мы видим полное оправдание Ильиным "всех эксцессов движения национальной страсти", а также "огромного политического и социального переворота - "революции". Значит, по Ильину, не всякая революция - плоха? Движение национальной страсти со всеми её эксцессами (см. материалы Нюрнбергского процесса) гитлеровской Германии вполне соответствует пониманию национализма Ильиным как "основы нормального, здорового чувства патриотизма"?

Надо сказать, что точка зрения Ивана Ильина практически полностью совпадает с точкой зрения иерархов РПЦЗ, цитата из статьи с сайта Балтийского Авангарда Русского Сопротивления:

"...Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) в лице своих Первоиерархов, в лице своего церковного народа, в лице отдельных епископов, повсеместно в рассеянии и в разных формах выражала своё одобрение фашизму и родственным ему политическим движениям как раз как явлению.
Например, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) писал в особой грамоте от 5 июня 1934 года: «…Великие имена Московского Митрополита Макария и его славных сотрудников Протоиерея Сильвестра и боярина Адашева должны быть почитаемы как основатели Русского Народного Фашизма».
Здесь, очевидно, речь идёт не о конкретно-политическом движении, которое почему-либо оказало поддержку Церкви и на основании этого могло рассчитывать на взаимность. Митрополит Антоний говорил о фашизме как о явлении, как о духе борьбы, как об идеологии, о характере отношения к социальным вопросам и к жизни вообще - то есть, о всём том, что роднило Митрополита Макария, протоиерея Сильвестра и боярина Адашева - с Муссолини и Гитлером.
Таких примеров из предания РПЦЗ можно привести множество, начиная от установленной в германской епархии ектеньи за христолюбивого вождя германского народа Адольфа Гитлера, заканчивая благословением дальневосточными архиереями фашистских организаций русской эмиграции. Но ввиду известного законодательного запрета в РФ на публикацию «экстремистских материалов», мы не станем этого делать, дабы избежать неверной трактовки целей такой публикации. Каждый может самостоятельно найти первоисточники с документами из истории РПЦЗ, если будет на то желание."

Митрополит Антоний (Орлов) США, Первоиерарх   РПЦЗ                                          
Эта проповедь сказана 8 ноября н.ст., в очередную годовщину Октябрьского переворота.
Владыка Антоний говорит о том, что тревожит его сердце: о порабощенном русском народе, о правящем богоборческом режиме, о беззаконной "Московской патриархии"...

image Click to view


Статья "Иван Ильин: «Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим»"  с того же сайта Б.А.Р.С. Очень уважают...

Уважает и часто цитирует Ивана Ильина и Президент России В.В.Путин.   ...А как же вот эти поцелуи?


Член Народно-Трудового союза Андрей Окулов в своей книге "Холодная гражданская война": «Много раз я видел отрывки из наших резолюций разных лет в речах самых разных политических деятелей России. Многие говорили, что НТС всегда опережал своё время. И немало идей и разработок нашей организации пережили её саму… Белые победили после своей смерти. Так распорядилась история».

Белые победили...

Причём, победили вот именно эти белые:



Те самые, жаждущие отмщения зарвавшемуся Хаму, протянувшему свои корявые лапы к ИХ "русскому образованию, в особенности высшему и среднему...", да ещё и посмевшие одержать Победу над их кумирами - Гитлером, Муссолини и прочими.

Нас уже лишают образования, всеобщего, обязательного и бывшего при власти Хама лучшим в мире, культуры, и даже права на воспитание собственных детей. Хам будет поставлен на место, с которого посмел сойти в 1917 году:
"Образование государственной власти должно быть изъято из рук толпы, улицы, черни и передано в руки лучших, государственно и национально мыслящих граждан. Эти граждане, как государственно дееспособные, должны быть выделены в качестве политически зрелого и активно строящего ядра. Всякие дальнейшие выборы и голосования будут осуществляться уже ими, и только ими. Они составят тот трезвый слой, тот государственно мыслящий кадр, который сможет повести народ и страну к вод и страну к возрождению. Все остальные - отнюдь не станут «рабами» и отнюдь не перестанут быть гражданами; но политической активности, права слагать государственную волю, участия в строительстве государственной власти - у них не будет." (Иван Ильин)

..................
Так могут ли власовцы воевать с бандеровцами?

Иван Ильин, видео, фашизм

Previous post Next post
Up