Неотъемлемое право на образование?

Sep 01, 2014 16:06


А.П.Чехов, "Ванька":

"Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» ".
Оригинал взят у tachkasmedom в Неотъемлемое право на образование?


Сегодня, 1 сентября, в День знаний, полезно вспомнить, что роскошь получать бесплатное образование была в России не всегда. Во времена царской России народ нашей страны был преимущественно неграмотным. Много ли граждан России умело читать и писать? К 1917 году, по данным разных историков, грамотным было от 20% до 50%. Цифры сильно разнятся, поскольку точные данные есть только за 1897 год, когда проводилась последняя всеобщая перепись населения. По результатам этой переписи грамотным было 21.1% российских граждан.

В категорию «грамотных» входили также и граждане, получившие элементарные навыки письма и счета. Людей, получивших хорошие естественно-научные знания и приобщившихся к мировой литературе, конечно же было меньше, чем этот самый 21.1%. Образование было тогда не просто недоступным. Многим детям некогда было учиться, все свое время и силы они тратили на то, чтобы выживать. В царской России активно использовался детский труд. Закон о запрете на работу детей до 12 лет появился в России только в 1884 году. Для детей 12-15 лет этот закон ограничил время работы 8 часами в день. В 1885 году был принят закон, запрещающий ночные работы детям, не достигшим семнадцатилетнего возраста. Однако распространялся он только на вредные производства. Охрана детского труда была налажена только в сфере крупного производства. Мелких лавочников и ремесленников никто не контролировал. Девочек и мальчиков часто использовали в качестве прислуги


. Детей привлекали к работам очень охотно. Платили им значительно меньше, чем взрослым мужчинам. К тому же дети незрелы, легко поддаются давлению и манипуляции. Детей собирали по бедным семьям и поставляли в большие города, в которых была востребована дешевая рабочая сила. На производстве с детьми чаще, чем с взрослыми происходили несчастные случаи. Для примера: на Богородско-глуховской мануфактуре,  по статистике 1882 года 67 процентов всех несчастных случаев происходили с детьми.



Эксплуатация детей существовала до 1917 года, пока не был принят кодес о труде, запрещающий работать детям до 16 лет.  В 1919 году в России начинается кампания по ликвидации безграмотности.  Совет Народных Комиссаров РСФСР издает  одноименный декрет. Согласно этому декрету все население страны в возрасте от 8 до 50 лет должно было научиться читать и писать на родном или на русском языке. Уже в двадцатые годы XX столетия тиражи произведений русской класической литературы в несколько раз превышали тиражи, издаваемые в дореволюционный период. В этот период высокая русская культура и впрямь становилась достоянием народа. А до этого времени никакого Пушкина и Достоевского, никакой физики и геометрии подавляющему большинству детей и не снилось.  Об этих страницах нашей истории мы в последнее время почему-то не вспоминаем. О них полезно рассказать детям, не любящим учиться. Правда, в последнее время мы наблюдаем некоторый возврат в наше прошлое, "которое мы потеряли". Уровень образования в обыкновенных общеобразовательных школах неуклонно снижается, а по-настоящему качественное образование все больше начинает концентрироваться в частных и элитарных школах «не для всех». Вот почему помнить о том, что право получать бесплатное качественное образование появилось совсем не так давно, полезно и взрослым. Потому что право это могут и отнять.

образование

Previous post Next post
Up