Модерн и Постмодерн. Так обозначают эпохи, охватывающие определённую часть истории человечества, называемую «Новой» и «Новейшей» историей. Перед ними был период, называемый традиционным обществом или Премодерном. Нельзя чётко определить границы каждой из эпох.
Они как бы надстраиваются друг над другом, вырастают друг из друга, сейчас мы можем наблюдать элементы разных эпох одновременно: Премодерн, традиционное общество, Модерн, который обычно связывают с наступлением капиталистического общественного строя, процессами индустриализации, урбанизации, научно-технического прогресса. И наступающая эпоха Постмодерна, т.е. то, что наступает после Модерна и связывается с постиндустриальным, информационным обществом.
Каждая эпоха находит своё отражение в том, что мы называем Культура, в том числе и в произведениях искусства. Явно или неявно в них отражаются представления о Начале и Конце, о Творце и Творении, о Времени, о Добре и Зле, о Человеке и человечестве, о гибели и Спасении, о смысле человеческой жизни, об Истине, о Прекрасном, о Справедливом..., вообще - о том, как устроено мироздание, Здание Мира. Со сменой эпох меняются и эти представления.
Совокупность таких представлений называют метафизикой или «предельными основаниями», именно на их основе делается выбор каждым отдельным человеком, человеческими сообществами и человечеством в целом. Даже тот, кто никогда не слышал ни о метафизике, ни о «предельных основаниях» и не заморачивается на общую картину мира, делает выбор, определяет дОлжное и недолжное, хорошее и плохое, с чем-то соглашается или не соглашается, как-то строит свою жизнь, исходя из определённых, пусть и неосознанных, представлений.
В самые ранние времена Премодерна, времена Мифа, когда История была Повествованием и относилась к литературе и искусству, а Время было циклическим, замкнутым в кольцо подобно смене времён года, человек был частью Космоса - упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первоначального Хаоса - бесформенной неорганизованной материи. И включённые в эту космогоническую картину - Творец и Творение, материя и идея. ..Все явления и стихии персонифицированы в фигуры богов (политеизм). Добро и Зло чётко разделялись, их можно соотнести с Космосом (Добро) и Хаосом (Зло).
Что такое "целостность"? Метафора: сложный механизм, где каждая деталь обладает определённой формой, выполняет свою функцию во взаимодействии с другими деталями, и не может быть изъята или изменена без того, чтобы это не повлияло на работу всего механизма. Но...
...каждую «деталь» можно рассматривать и по отдельности, правда? Истина (гносеология), Справедливость (этика), Красота (эстетика)...
Монотеизм с целом и христианство в частности не внесло кардинальных концептуальных изменений в такую картину мира. Добро воплощено в едином Боге, Зло также персонифицировано, Время - циклично, История - Повествование... Истина, Справедливость и Красота всё-таки соединяются в единое целое - Христос.
Вершина Премодерна - Возрождение: Леонардо да Винчи... Микеланжело... «Сотворение мира»...
Человек тянется к Богу - Творцу.
Модерн:
Реформация, выведшая Бога в трансцедентное (потустороннее) и оставившая имманентное (посюстороннее) безблагодатным, богооставленность человека, лишившая его возможности дотянуться до Творца, соединиться с ним. Признаком избранности становится личный материальный успех, накопление капитала. Творец - «прилёг отдохнуть». Формирование национальных государств, в которых вера и религия - частное дело. Из Культуры - вынут культ и она начала остывать. Гуманизм, где человек есть неизменяемая данность, а улучшению подлежит рукотворная среда и общественные институты. Индустриализация, урбанизация, слом сословных перегородок и социальная атомизация, индивидуализация....
Истина, Справедливость и Красота стали окончательно жить каждая своей отдельной жизнью и дробяться сами. Взлёт научно-технического прогресса. Замкнутый круг времени развернулся в стрелу времени.
Постмодерн - доведённый до логического завершения Модерн, с его дроблением и разделением всего и вся, вплоть до отделения слова от его смысла и связанного прежде с ним образа, стирание грани между Добром и Злом, «Книга Бытия», разорванная на страницы, обрывки фраз, отдельные слова и буквы, которую уже невозможно не только понять, но и просто - прочитать. Человеческая личность, доведённая до состояния набора социальных масок, перебирающая по инерции всё более мелкие осколки прежде единого мира...Стрела Истории - в мишени?
Остановить Историю. Человек - вечное дитя, играющее с калейдоскопом. Возвращение первобытного Хаоса.
Окончательная победа Зла?
Тень Великого Инквизитора встаёт над миром....