28 декабря 2013 года в «Российской газете» опубликован Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Закон вступил в силу 31 декабря 2013 года. Перенесены сроки выдачи универсальной электронной карты (УЭК) и сроки отказа от её получения. В соответствии с новой редакцией статьи 25 универсальные электронные карты выдаются на основании заявления с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 г.
В статье 26 сохранено право гражданина отказаться от получения УЭК. Отказ можно подать до 1 января 2015 года.
По истечении этого срока УЭК будет выдана всем гражданам, не обратившимся за её получением и не отказавшимся от карты.
При подаче заявления об отказе от УЭК во многих регионах людей принуждают к заполнению подробных анкет с персональными данными и даче согласия на обработку персональных данных. По сообщениям граждан при отказе от получения карты выдают для заполнения бланки документов, содержащих всестороннюю информацию о человеке. Заявления в произвольной форме без «согласия на обработку персональных данных» уполномоченные организации не принимают, утверждая, что они недействительны.
Давайте вместе попробуем рассмотреть эту проблему с точки зрения закона и Конституции РФ.
1. Форма заявления
Право гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты гарантировано статьей 26 ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Статья 26 федерального закона не устанавливает форму заявления об отказе от УЭК и не обязывает гражданина, отказывающегося от ее получения, к соблюдению каких-либо процедур, кроме подачи заявления.
Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дать согласие на обработку персональных данных к гражданам, отказывающимся от получения универсальной электронной карты, противоречит статье 26 ФЗ-№ 210.
Согласие на обработку персональных данных создает угрозу безопасности граждан.
В случае получения согласия на обработку персональных данных Уполномоченная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, не оказывающая гражданину никаких услуг по пользованию УЭК, в то же время приобретает право распоряжения его персональными данными по своему усмотрению.
Это вытекает из смысла понятий ФЗ-№152 «О персональных данных».
В соответствии со статьей 3 ФЗ-№152:
персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу;
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ-№152 понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение, как большинству из нас кажется.
«Обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Гражданам нужно знать, что, давая «согласие на обработку своих персональных данных», человек добровольно передаёт «любую», т.е. всю информацию о себе в полное распоряжение оператора. Возможности оператора незаметны на первый взгляд, но очень широки.
Подписывая бланк согласия, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций со своей, в том числе и конфиденциальной, информацией.
Согласие на «использование персональных данных» дает операторам право и на принятие юридически значимых решений. Оператор принимает эти решения по своему усмотрению вне зависимости от воли гражданина.
Соглашаясь на распространение персональных данных, нужно знать, что это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Обладая правом предоставления персональных данных, оператор по своему усмотрению совершает действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Согласие на обработку персональных данных предполагает и трансграничную передачу персональных данных. Это передача персональных данных на территорию иностранного государства, органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
Однако сам человек к процессу так называемой обработки, точнее любых действий с его персональными данными никакого отношения не имеет.
Согласие на обработку персональных данных при отказе от универсальной электронной карты противоречит интересам граждан и создает угрозу их безопасности.
Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дачи согласия на обработку персональных данных от граждан, не получающих УЭК, нарушает их конституционные права: на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, гарантированные статьями 23, 24 Конституции РФ.
Особенно возмутительным является такое требование, исходящее от организации, от услуг которой гражданин отказался и с которой не намерен поддерживать никакие правоотношения.
Отказ граждан от дачи согласия на обработку персональных данных при отказе от получения универсальной электронной карты правомерен и направлен на защиту конституционных прав человека.
2. О форме подачи заявления.
В ФЗ-№210 не говорится, что заявление необходимо подавать лично. В большинстве регионах организации, в которых принимают заявления, просто отсутствуют. Строго следуя тексту статьи 26 ФЗ-№210 можно понять, что заявление возможно отправить по почте, такого запрета или обязательного условия личной явки нет. Заявления можно направить заказным письмом, ценным письмом с описью вложения. При невозможности такого отправления можно отправить простым письмом. Как мы видим по опыту, на отказы от УЭК, отправленные простыми письмами, приходят ответы.
Не вызывает сомнения, что «модернизаторы» не отступят от намерения получить согласия на обработку персональных данных и могут навязывать свои формы заявлений. Уполномоченные организации могут потребовать личного присутствия при подаче заявления. Но если по федеральному закону этого не требуется, то гражданин в рамках закона отправляет свое заявление по почте. Полученные ответы на отказ от карты будут доказательством нежелания гражданина получить УЭК. Сейчас трудно предполагать на какие ухищрения пойдут Уполномоченные организации, чтобы втянуть в свою орбиту как можно больше граждан-клиентов. По ответам, по действиям этих организаций будет видна их дальнейшая тактика. От нее будут зависеть и наши правовые действия в защиту своих прав.
Главное для нас - не отчаиваться, не опускать руки, действовать юридически грамотно.
О. А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, «Почётный адвокат России», эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Приложение:
1. Контактная информация об УОС размещена на
сайте ОАО «УЭК». Местонахождение офисов уполномоченных организаций в
Калининграде. 3. Образцы Заявлений отказа от УЭК в группе
https://vk.com/club56194166 в разделе Документы, а также на сайте
http://rodinaprav.info/index.php/obraztsy-dokumentov/55-otkaz-ot-uek (раздел «Образцы документов»)
Источник