Живая мысль советского архитектурного наследия

Sep 30, 2013 10:43

Оригинал взят у artemijv в Живая мысль советского архитектурного наследия

Материал из газеты «Суть Времени - Свердловск», №5

Эта статья призвана напомнить читателю о высоком подъеме архитектурной мысли, ставшей великим пластом советского и мирового культурного наследия. Речь идет о конструктивизме - новом для своего времени течении в архитектуре, черпающем пламенную страсть из мощного творческого порыва русского авангарда.

Мощное влияние русского авангарда можно увидеть в одном из символов Свердловска, памятнике труда и воинской доблести, Краснознаменной группе Ордена В.И. Ленина. На примере этой вдохновляющей
работы, этого «красного цветка», можно увидеть и почувствовать новаторский дух, побуждавший художников, архитекторов, скульпторов к творческому поиску нового стиля в искусстве.



"Шпили Краснознаменной группы" - фото с сайта www.berlogos.ru

Чем же является русский авангард? Прежде всего, это яркая, концентрированная духовная вспышка, революция новой культуры, ответившая на жестокий вызов времени. Первая мировая война продемонстрировала нежизнеспособность старой модели социальной реальности, и потому творцам предстояло вступить в бой за обновленный мир. Русский авангард - это новый стиль, развивавшийся в России с 1910 по 1932 гг. Он включал в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Новый творческий порыв охватил практически все виды искусства: архитектуры (В.Е. Татлин, К.С. Мельников), живописи (М.З. Шагал, В.В. Кандинский), литературы (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский), музыки (Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке), театра (В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов), кинематографа (Дзига Вертов, С.М. Эйзенштейн), фотографии (А.М. Родченко).

Известный швейцарский литератор Фридрих Дюрренматт писал: «Именно дух, духовная культура - сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. «Русский авангард» стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом».

«Феномен новой культуры», русский авангард, выразил красоту и лаконичность динамичной формы языком архитектуры - конструктивизмом. Родоначальником же художественного конструктивизма, одним из авторитетных лидеров русского авангарда по праву назван архитектор-конструктивист, живописец, график, дизайнер, а также художник театра, Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953). Его легендарная работа - модель грандиозного здания-памятника, посвященного Октябрьской революции, «Башня III Интернационала» (1919 - 1920 гг.) восхищала своей монументальностью и была призвана служить величию развития новых витков культуры будущего.



В.Е. Татлин - Башня III Интернационала

Также нельзя не упомянуть одного из величайших деятелей советского конструктивизма, выдающегося архитектора и художника, Константина Степановича Мельникова (1890 - 1973), получившего мировое признание «великого русского архитектора». Его знаменитые проекты, такие как павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке; саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина. Москва: Дом-мастерская; Дом культуры химиков завода «Каучук»; Дом культуры им. И.В. Русакова; Клуб фабрики «Буревестник»; Клуб фабрики «Свобода»; Клуб им. М.В. Фрунзе и многие другие его творения являются существенным вкладом не только в советское, но и в мировое культурное достояние.



К.С. Мельников - павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, 1925

Возвращаясь в столицу Урала, Екатеринбург, нужно отметить тех, кто осуществлял проектирование, строительство и становление новых типов зданий, а также основал архитектурное образования. Развитие самой творческой архитектурной мысли на Урале связано с деятельностью таких выдающихся авторов, как Т.К. Бабыкин, П.В. Оранский, Е.В. Емельянов, И.В. Антонов, В.Д. Соколов, М.В. Рейшер, А.И. Вилесов, А.М. Дукельский. 1920 - 1930-е гг. были для Свердловска периодом колоссального подъема в строительстве. В это время формировалась отдельное направление современной архитектуры - архитектура промышленных зданий и сооружений. Ярким примером архитектуры конструктивизма является здание Дома печати (архитектор Г.А. Голубев). Оно было построено для типографии и издательства крупнейшей на Урале газеты «Уральский рабочий». Дом физкультуры «Динамо» на стрелке Городского пруда, ныне спортивный комплекс «Динамо», напоминает плывущий корабль с капитанским мостиком на крыше, построен в 1931 - 1934 годах по проекту В.Д. Соколова - одного из самых известных представителей архитектурного авангарда на Урале. Один из титульных памятников архитектуры советского конструктивизма, Дом связи (ныне - Главпочтамт), стоящий на проспекте Ленина, был построен в 1934 году по проекту московского архитектора Константина Соломонова. Городская легенда гласит, что здание своими формами напоминает трактор.



Дом связи - Главпочтамт

На весь мир известен такой памятник конструктивизма, как Водонапорная башня Уралмашзавода, так называемая «Белая башня» на Уралмаше. Конкурс на строительство водонапорной башни выиграл 25-летний выпускник Сибирского технологического института Моисей Рейшер. Молодой архитектор в своем проекте применил революционный для своего времени подход к проектированию, когда форма сооружения полностью подчинена его функции. Также не могут не восхищать такие памятники конструктивизма как: Первый дом Горсовета, дом Уралснабторга на проспекте Ленина, жилой дом УНИХИМа на набережной Городского пруда, дом Уралснабсбыта (ныне - Уральская архитектурно-художественная академия), Дом чекистов, Дом обороны на улице Малышева и многие другие.



"Белая башня" - водонапорная башня Уралмашзавода

Сложно перечислить все то наследие советского конструктивизма, оставленного нашими выдающимися соотечественниками, вдохновленными великой идеей строительства новой жизни. Екатеринбург славится большим количеством памятников этого знаменитого архитектурного периода. Интерес к городу не пропадает и сейчас, многие туристы со всего света приезжают в Екатеринбург, для того чтобы в реальности увидеть и познакомиться с нашим грандиозным культурным достоянием.

Естественным было бы гордиться нашим великим прошлым, сберегать его. Но нет - мы уничтожаем свою культуру. Среди российских городов Екатеринбург печально знаменит варварским отношением к своему архитектурному наследию. Строительный бум последних десятилетий уже похоронил деревянную архитектуру дореволюционного Екатеринбурга. Сейчас застройщики при преступном попустительстве городских властей уверенно расправляются с последними остатками каменных дореволюционных построек. Следующий на очереди - советский конструктивизм.

Ксения Остроносенко
Суть Времени - Свердловск

Источник - http://eot66.su/        

СССР, архитектура

Previous post Next post
Up