Христиане, мусульмане, иудеи - прогресс или регресс?

Aug 06, 2011 17:46


Раз так хорошо пошли сицилийские мозаики, буду продолжать в том же духе - помещать изображения разных памятников архитектуры и искусства, которых сама, по большей части, увы, не видела. (Вот обработаю фотографии, которые привезла из Англии, куда ездила недавно на конференцию, тогда помещу то, что видел вживую - а пока что опять из книжек). Ну и раз тема взаимодействия культур нашла отклик, то и будем ее продолжать.



Многие, наверное, узнали картинку - это т. н. Большая мечеть в Кордове, она есть в школьном учебнике средних веков. Хочу немного о ней рассказать. Когда-то на этом месте была вест-готская христианская церковь. Вест-готы - это такая... как бы сказать?.. группа? этническая общность? Ученые, собственно, не знают, как называть тех, кого римляне называли варварами и кто в четвертом веке заселил большую часть Западной Римской Империи. Когда-то их называли «германцами», теперь выяснилось, что к Германии они особого отношения не имеют. Называли также «племенами» вест-готов, ост-готов и т. п. Но это тоже неправильно, потому что племенной строй у них к тому времени уже разрушился. Словом, вест-готы - это люди, которые в четвертом - пятом веках вторглись на территорию современной Испании и там поселились. А еще через несколько столетий - в восьмом веке - туда же вторглись арабы, завоевали большую часть Испании, и назвали ее Аль-Андалуз (нетрудно догадаться, что отсюда происходит название современной Андалузии).

Вест-готскую церковь поделили пополам - половина стала мечетью, а половина осталась церковью. А потом арабский правитель выкупил у христиан их половину и в 784 г. начал строить на этом месте мечеть, которую и закончили в 987 г. (Когда кастильцы - христиане завоевали Кордову в 1236 году, мечеть превратили в церковь).

Что здесь интересно - это сочетание очень разных культурных традиций. Форму арки и то, как она соединяется с колонной, арабские строители взяли из вест-готской архитектуры. Вот, например, один из немногих сохранившихся вест-готских памятников:

Однако мечеть гораздо выше, чем любая вест-готская церковь, и сделать арки такой высоты при той строительной технике было физически невозможно. Решение - двойные арки - арабы позаимствовали у римлян, которые таким образом строили высокие акведуки:


Наконец, красно-белые полосы - это типичная деталь средневековой арабской архитектуры (хорошей картинки найти не смогла).

Межкультурное взаимодействие в мусульманской Испании не ограничивалось архитектурой. В X - XI вв. арабская наука славилась на всю Европу, и в Аль-Андалуз приезжали христиане из Франции и других краев учиться медицине, математике и другим наукам. Причем от них никто не требовал, чтобы они обращались в мусульманство. Среди тех, кто получил образование в Аль-Андалузе, был даже один будущий папа римский - он туда отправился еще будучи простым монахом, с благословения своего аббата (дело, между прочим, было еще до раскола церквей, так что в то время христиане еще были едины, а не делились на католиков и православных). Более того, среди знаменитых ученых Аль-Андалуза были также и евреи, которые жили в Испании еще с римских времен. Самый известный из них - Маймонид -  прославился своим истолкованием Аристотеля с позиций нео-платонизма, которому он научился у арабов.

Неоплатонизм - это было такое философское течение в период поздней античности, основанное на идеях Платона, котоый жил в VI в. до н. э. в Афинах. Нео-платонизм оказал огромное влияние на европейскую философию и христианскую теологию, практически все отцы церкви в той или иной степени испытали это влияние, особенно восточные (Василий Великий или Кесарийский, Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин). На мусульман нео-платонизм тоже повлиял, но я точно не знаю, как и в чем. Знаю только, что мусульман познакомили с нео-платонизмом - и вообще с классическим наследием Греции и Рима - сирийские христиане. После арабского завоевания Сирии у них там было очень интересное и плодотворное культурное взаимодействие, так же как и позже в Испании.

Возвращаясь к Испании. В течение нескольких веков мусульмане, христиане и евреи Аль-Андалуза успешно сотрудничали в области изучения и развития классического наследия, их работы потом перевели на латынь, и они (т. е. эти работы, написанные учеными разных вероисповеданий в Испании) в XIII веке оказали большое влияние на первые европейские университеты. А к XV веку кое-что в славянском переводе добралось и до Руси.

Так что, как историкам давно известно, в истории не один «прогресс», то есть развитие от лучшего к худшему. Зачастую развитие идет, к сожалению, в обратную сторону. Я думаю, вы согласитесь, что современным мусульманам, христианам и иудеям не мешало бы поучиться у своих предшественников, живших в Аль-Андалузе много веков назад.

Previous post Next post
Up