О несовместимом с Православием оккультном и деструктивном характере идеологии Александра Дугина

Sep 05, 2022 21:41





Совершенно естественно, что трагическая гибель Дарьи Дугиной нашла широкое освещение в российских СМИ и интернете. При этом обращает на себя внимание тот факт, что, выражая Дугину сочувствие в гибели дочери, журналисты и блогеры нередко называли его «известным православным философом».

Более того, некоторые православные активисты, под влиянием справедливого возмущения террактом в отношении Дарьи Дугиной и, сочувствуя горю её родителей, стали причислять себя даже к числу идейных единомышленников Дугина (не вникая при этом в суть его идей).

Однако действительно ли можно считать Дугина православным философом?

Как соотносится идеология основанных им организаций и движений с православным христианством?

Вероятно у некоторых православных людей, никогда не интересовавшихся ранее идеями Дугина, само обращение к подобным вопросам после совершенного терракта могло вызвать недоумение и неприятие. Но здесь хотелось бы заметить, что вольное или невольное способствование пропаганде и распространению множества опасных заблуждений, содержащихся в идеологии движения Александра Дугина (в которое была вовлечена и Дарья Дугина), выставление этих заблуждений за якобы «православную философию», вряд ли будет добрым делом, в том числе в отношении памяти и самой трагически погибшей Дарьи…





Рис. 1.

Для ответа на поднятый вопрос весьма полезным прежде всего обратиться к религиоведческому справочнику (см. рис.1), с описанием различных оккультных движений и сект, изданному миссионерским отделом МП РПЦ еще в 2002 г. (http://www.za-nauku.ru/?option=com_content&task=view&id=2232 , http://sektoved.ru/books/dugin.pdf).

Оказывается, там есть большой раздел, посвященный и подробному описанию учения Дугина. Оно  отнесено к одному из неоязыческих  оккультных движений с такими характерными чертами, как  «антиправославность мировоззрения, базирующегося на первичности небытия над бытием», наличие концепций, «прямо связанных с индуистскими воззрениями (тантризм, индийская метафизиака), а также элементами теософии», «произвольность толкования основных постулатов Христианства», «снисходительное отношение к сатанизму» и др.  (см. текст этой главы здесь: http://sektoved.ru/books/dugin.pdf ).

Также там подчеркивается, что «Дугин видит «светлое будущее» Православия в соединении экзотерического начала Церкви (т.е. церковной организации) и языческого эзотерического гнозиса… А.Дугин утверждает, что… «единственным путем является принятие (гностиками) традиционной религии, а затем попытка проникнуть через духовную, ритуальную и интеллектуальную практику в рамках этой религии в её эзотерические внутренние аспекты, в её тайны»… Это ничто иное, как призыв к созданию внутри Православия нового направления (секты), то есть попытка очередного раскола Церкви».

Указывается на «призывы к «реформированию» Православия, в частности путем размывания Православия как истинного вероучения… Как промежуточный этап -конъюнктурное использование Православия для достижения собственных политических целей".

Сказано, что «в своих опусах А.Дугин попросту богохульствует», а многие положения его учения «ошибочные, и иногда прямо еретические».



Рис. 2

Позднее, в 2017 г. было издано 4-ое издание этого справочника, с более кратким изложением материала (рис.2):

Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. - Москва, 2017 - 144 с. / Издание 4-е.

https://moscmc.ru/wp-content/uploads/2021/10/ddrf.pdf

И на стр. 30 данного справочника также можно видеть раздел «Учение Дугина» (в более кратком изложении по сравнению с 2002 г.). См. ниже, рис.3:



Рис.3.

Ниже приведен полностью текст этого раздела.

«УЧЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ДУГИНА»

Месторасположение: Россия (г. Москва).

Численность: Неизвестно.

Доктрина:

В обобщенном виде вероучение А. Дугина сконцентрировано в альманахе "Конец света. Эсхатология и Традиция" (Москва, "Арктогея", 1998 г.). Сам А. Дугин называет его "учебником по истории религий". Однако исторические аспекты различных вероучений в этом труде даны с его собственной (весьма своеобразной) точки зрения. Это противоречит определению книги, как исторической, и придает ей вероучебный статус.

В рассматриваемом сборнике традиционные религии с присущим автору наукообразным многословием рассмотрены с точки зрения эсхатологии. Смешение христианских воззрений, рунологии, языческих концепций, различных теорий космогонии - вот далеко не полный перечень дилетантских вольностей в материалах сборника.

Характеристика:

В ряду неоязыческих учений взгляды Александра Дугина занимают особое место. В частности, это определяется статусом автора как лидера движения "Евразия" (и одного из заметных идеологов движения "Россия"), активно сотрудничающего с Исламским комитетом и амбициозного политика. Его доктрины, плавно трансформировавшиеся в идеологию движения "Евразия", нельзя рассматривать в отрыве от мировоззрения его духовного наставника Рене Генона, в биографии которого содержатся некоторые данные, позволяющие более объективно оценить духовную сторону учения А. Дугина. Кроме того, проясняется роль и место Православной Церкви, уготованное ей А. Дугиным в программных и других документах, связанных с организацией ОПОД «Евразия» и созданием будущего Евразийского союза. Все использованные при подготовке данного раздела документы опубликованы в открытых периодических источниках информации. Взгляды А. Г. Дугина, его наставников и сторонников взяты из монографий, альманахов, возглавляемых им СМИ и других изданий, распространяемых в основном через торговые предприятия, контролируемых движением "Евразия" и иными структурами, подчиненными автору.

Александр Гельевич Дугин родился в 1962 году в Челябинской области. Отец - генерал, работавший в системе Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР. В свое время папа-генерал устроил своего сына, так и не окончившего МАИ, в архив КГБ. Знает около 10 европейских языков, владеет ивритом.

Амбиции А. Дугина сделали его к 35-и годам человеком № 2 в Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Увлекался масонством, фашизмом. Был врагом "Советской империи", в настоящее время придерживается прямо противоположных взглядов.

В 1991- м выходит его первая книга - "Пути Абсолюта", где излагаются основы формируемого им религиозного направления. В 1992-м он начинает издавать журнал "Элементы". В 1993-м выпускает бестселлер "Конспирология", ставший аналогом английского боевика "Охотник за шпионами". В "Конспирологии" развивается тема секретных связей между ЦРУ и КГБ.

По его собственному признанию, А. Дугин в юности именовал себя "мистическим фашистом", а ныне модифицировал себя в "православного фашиста".

Своим учителем, безоговорочно признаваемым авторитетом, подлинным эсхатологическим посланником А. Дугин считает французского эзотерика первой половины XX века Рене Генона (15.11.1886 - 7.01.1951), рассматривая его как ключевую фигуру этого периода. Он пишет:

"Рене Генон - это посланник высшего центра в последнюю эпоху, в период конца Кали-Юги, и сформулированные им принципы Традиции (совокупности "нечеловеческих" знаний, передаваемой из поколение в поколение кастой жрецов или иными институтами подобного рода), послужат спасительным оплотом для тех, кому предстоит в борьбе с "миром сим" и его "князем" возродить Традицию в ее подлинном, нечеловеческом, "ангелическом" измерении и, замыкая цикл, разработать сакральные основы грядущего Золотого века".

Одним из основных предметов исследований Генона является версия метафизики, на которую большое влияние оказали концепции индуизма.

В попытке оправдать Генона (а значит, и собственные взгляды на христианство) А. Дугин говорит, что "особенность традиционализма Генона приводит подчас к тому, что церковные консерваторы ошибочно принимают эзотеризм и синтез, о которых он говорит, за оккультизм и синкретизм". В 1912 г. 32 Генон принимает ислам и берет себе арабское имя Абд-эль-Вахед Яхья - служитель Единого. Однако далее, он указывает, что "Генон получил масонскую инициацию от неорозенкрейцера Теодора Ройсса, который был другом, соратником и посвятителем Кроули".

Напомним, что Генон является непререкаемым авторитетом для Дугина" (конец цитаты).

Для справки: упомянутый в приведенном выше тексте Алистер Кроули  известен как один из главных идеологов оккультизма и сатанизма ХХ века ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B8,_%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80      ).

**************************

Как уже говорилось, более подробный анализ мировоззрения Дугина приведен в предыдущем издании указанного справочника, 2002 г. (http://www.za-nauku.ru/?option=com_content&task=view&id=2232 , http://sektoved.ru/books/dugin.pdf).

Кроме того, максимально простым языком о сути верований Дугина рассказал религиовед Александр  Люлька, см здесь:

Дугин интегрально разоблаченный

https://iriney.ru/okkultnyie/okkultnyie-vozzreniya-dugina/novosti-ob-okkultnyix-vozzreniyax-dugina/dugin-%E2%80%8B-integralno-razoblachyonnyij-(soveczkaya-orfografiya).html

Следует также акцентировать внимание на следующем  «интересном» моменте идеологии Дугина, вытекающем из его гностицизма. Для гностиков и неогностиков (современных последователей гностицизма) сотворенный мир не представляет ценности, якобы там все пронизано злом, и самое лучшее - уничтожить вообще этот мир. Отсюда возникает не только ожидание конца мира, но и страстное желание  приблизить его. У гностиков и неогностиков выражено стремление «увидеть мир в огне», проявляется ненависть к миру, патологическое стремление к уничтожению мира, к небытию.

Например, в одном из своих видео роликов Дугин (читающий лекцию членам своего движения) говорит:

«...На самом деле, надо думать не о том, наступит или не наступит конец мира, нам надо думать, как его осуществить. Это наша задача. Сам по себе он не наступит. На голову ничего не упадет. Мы сами должны принять это решение. Мы, более того, должны найти способ, как закрыть эту историю. И это очень непростая вещь. Мы обычно говорим: «Как выжить человечеству? Как предупредить глобальное потепление?» На самом деле, люди с обостренной философией думают, как бы что-то сделать такое в духе глобального потепления, чтобы это, наконец, залило или сожгло. Просто перестало существовать. Потому что ценность этого всего по факту никем еще не доказана, не продемонстрирована, не аргументирована. Нет даже диссертаций, защищенных корректно о том, почему человечеству надо выживать. Никто об этом не думает. Никаких аргументов. Как любая эвиденция, она является чистым обманом. Поэтому вопрос о том, как же закончить мир, как избавиться от иллюзий...» (https://youtu.be/3sRcgoawG9E ).

Евразийцы регулярно проводят репетиции рукотворного конца света. Одна из программ учебного лагеря Евразийского союза молодёжи, состоявшегося в 2011 г. представляла собой театрализованное разыгрывание «конца мира» : "Объявляется эсхатологическая мобилизация евразийцев! Всё близится к завершению и разрешению. FINIS MUNDI. Конец Мира».

Участники «тренинга» 2011 г. с упоением разыгрывали конец мира, сожжение Вселенной в огне, все это показано в снятом ими ВИДЕО (https://youtu.be/irar5F0MrM4):

В этой черной гностической мессе по уничтожению мира участвовала и бедная Дарья Дугина, которую отец вовлекал в свою деятельность с детского возраста. Интересно, что этот «учебный лагерь» происходил в Подмосковье 7-9 мая, когда страна праздновала победу над фашизмом.

Не удивительно, что на Западе (в США и др.) имя Дугина, его идеология активно муссируются в СМИ в качестве «пугала» для дискредитации России. А участие Дугина в работе некоторых православных ТВ каналов и мероприятий приводит аналогичным образом к репутационным потерям для Русской Православной Церкви. В разы раздувая значение Дугина, его влияние в России, западные СМИ нередко изображают нашу страну «страшной угрозой миру», раз в ней якобы популярен подобный деятель и его деструктивные идеи. Таким образом, Дугин (сам того не ведая) оказывается просто «подарком» для политических «ястребов», заинтересоваанных в расширении НАТО и т.п. (см., например: https://www.nationalreview.com/2014/06/dugins-evil-theology-robert-zubrin/; https://europeanconservative.com/articles/essay/russian-philosopher-aleksandr-dugin-defender-of-traditional-values-or-dangerous-occultist/; https://providencemag.com/2023/10/katechon-or-satan-the-russian-deception/ ).

Дополнительно, для большего понимания сути идеологии Александра Дугина полезно также обратиться к статье протоиерея Максима Козлова, опубликованной еще в 2013 г. на православном портале «Радонеж»:

Прот. Максим Козлов. О патриотизме, старообрядчестве и А. Дугине. https://radonezh.ru/analytics/o-patriotizme-staroobryadchestve-i-a-dugine-prot-maksim-kozlov-47728.html

В частности прот. Максим Козлов в своей статье также убедительно разъясняет, что мировоззрение Дугина, положенное в идеологическую основу созданных им организаций, например, Евразийского союза молодежи (ЕСМ) - ничего общего не имеет с Православием, зато, к сожалению, идейно близко к фашизму. Для примера протоиерей. Максим Козлов приводит текст катехизиса ЕСМ.

Вот избранные цитаты из вышеуказанной статьи прот. Максима Козлова:

"... Теперь, что касается взглядов Александра Гельевича Дугина в общественно-политической области. Ибо он позиционирует себя как человек, претендующий на возрождение подлинно патриотического сознания. Это евразийский союз, евразийский союз молодежи…

- Кстати, они провели 4 ноября, в праздник памяти Казанской иконы Божьей матери, в светский день Примирения и согласия, марш правых сил, Это событие было освещено в очень многих СМИ, и очень многие газеты, начиная от «Известий» и «Коммерсант» и прочие наши СМИ выразили свое опасение в том, что в России появляется некая тенденция вовлечения молодежи в неофашистские организации.

-Давайте послушаем отрывки. Это называется «Катехизис члена евразийского союза молодежи», организации, созданной и возглавляемой Александром Дугиным. Цитата.

Раздел, который называется «Твоя цель»:

«Мы союз господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю, суверенно, непоколебимо, безответно. Господство начинается с себя, потом переходит на ближних, потом на дальних, и так кругами, все шире и шире, пока не дойдет до морских границ континента. Мы евразийцы, и именно поэтому наша воля опрокидывает границы. Оно заведомо шире, чем отведено, позволено, отмерено, допущено».

Поэтому наш символ - обратите внимание: не крест Христов, не крест Того, Кто принял страдания за человеческий род, Кто смиренно подчинился беззаконной власти для спасения всех людей, Того, кто не стал политическим вождем иудеев, как они хотели Его видеть... Конечно, не крест - символ евразийцев…



«Наш символ - звезда абсолютной экспансии, выплеск солнечной энергии во всех направлениях Мы - имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром, которую, как известно, может дать только контроль над евразийским материком. Мы усвоили урок геополитики и мы всерьез решились идти трудными и великими путями большого пространства. Мы - господа Земли, мы дети и внуки господ Земли».

Если кто-либо попытается доказать, что такого рода мировоззрение тождественно православному христианству буду очень признателен этому человеку.

Обращение, так сказать, к мужской составляющей будущих господ евразийского континента:

«Пока мы не обретем победы - мы будем злыми. Добро следует проявлять только к побежденным и слабым».

Это каким-то образом выводимо из православного христианства?

О вере. Интересно, как это и со старообрядчеством, кстати, соотносится?

«Ты можешь верить, во что пожелаешь. Существует абсолютная истина» - Казалось бы, как правильно сказано. А дальше - великолепный переход: - «Но не одна. Каждая традиция и религия зовет к далеким берегам. И правильно делает. В этом достоинство духа».

Каким-то образом этот гиперэкуменизм выводим из православного христианства? Из христианства как такового? Решительно убежден, что нет.

При этом глубокое пренебрежение и презрение к народу.

Раздел «Простые люди. Предыдущее поколение»:

«Простые люди на нашей стороне, но рассчитывать на них не приходится. Предыдущее поколение, наши непосредственные предки провалили все, что могли. У них хорошая душа, но паралич воли и ума. Самих себя они способны только угробить. Спасение страны и созидание того, что они называют Россия-3 - это дело молодежи, это дело новых поколений.

- Где здесь «чти отца твоего и матерь твою»? Что это, как не ленинско-коммунистическое, большевистское наследие, призыв отказаться от старшего поколения?

В другом месте он говорит о том, что «мы должны - играет словами - отказаться от старого, для того, чтобы обратиться к древнему. Старое нас погубит, древнее спасет».

Но это не более, чем игра словами. Ибо отказаться от старого - это прервать реальную связь поколений. Это тот же протестантствующий пафос, который призывает не принимать церковную историю, в том числе русского народа, так, как ее Господь нам ее дал. Можно сказать, что это идеология не нео- , а псевдоевразийства, (потому что князь Трубецкой и исторические евразийцы, к которым Дугин себя возводит, если говорить народным языком, в гробу переворачиваются, когда их имена не к месту употребляют).

Псевдоевразийство типологически совпадает с теми направлениями и движениями, которые получили в итоге в Италии название фашизма, а в Германии - название национал-социализма.

Я возьму сейчас только один аспект - отношение национал-социализма и фашизма к христианству. И тот и другой, создавая тоталитарное государство, тщились преодолеть разделение, вошедшее в жизнь народа с буржуазным обществом, воссоздать как бы некое всенародное единство. Идея та же была и у коммунистов, но только в значительно ослабленной форме.

Они понимали, что нельзя исключить из этой концепции христианство, потому что противопоставить себя вовсе христианской церкви - значило всю эту идею воссоздания народного единства заведомо перечеркнуть. Но они столь же отчетливо понимали, что реальное христианство в новые тоталитарные концепции не вписываемо. Оно никогда не согласится видеть человека только участником волевого акта по созданию геополитического пространства.

И поэтому в Италии и, в особенности, в Германии была предпринята сознательная и в определенной степени успешная попытка создания усеченного христианства. Такого, некоторые элементы которого были бы сохранены как национальная традиция. Зачем Дугину нужно старообрядчество? Именно как такая попытка».

*********

Полностью текст статьи Максима Козлова (2013 г.) см. здесь:

https://radonezh.ru/analytics/o-patriotizme-staroobryadchestve-i-a-dugine-prot-maksim-kozlov-47728.html

В дополнение к процитированным священником Максимом Козловым избранным местам из катехизиса ЕСМ, ниже приведено еще несколько не менее "выразительных" пассажей оттуда (http://rossia3.ru/katehizis.html ):

КАТЕХИЗИС ЧЛЕНА ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ

"Твоя цель

Ты должен быть господином.

Ты должен быть красивым, гордым, умным и смелым.

Ты рожден править Евразией.

Ты свободен. Вставай и властвуй!

Ты не должен быть прислугой, лакеем, рабом. Ты не должен быть уродцем, размазней, тупицей и трусом. Никто не может сломить твою волю <…>

Наша цель - абсолютная власть.

Мы Союз Господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю суверенно, непоколебимо, безотзывно <…>.

Ты мужчина

Значит, ты должен быть умным и смелым. Если это не так, - ты не понимаешь истин и не способен воевать, убивать и умирать за высокие идеалы, - ты не мужчина, а дерьмо. У тебя нет цены, ты отброс. Глупые и трусливые - это гумус Евразии, ее цвет - сообразительные и сильные. Встань во весь рост, ведь твой рост немалый. Трепещущие твари пусть будут червями под твоими ногами <...>.

Твоя вера

Ты можешь верить во что пожелаешь. Существует абсолютная истина. Но не одна. Каждая традиция и религия зовет к далеким берегам. И правильно делает: в этом достоинство духа <…..>.

Лучше больше бегай по утрам и исполняй задания Союза. Это формирует главное - тебя как боевую единицу. А настоящей вере нужны только воины, бойцы, рыцари духа.

Наш идеал - сила. Сильный ты нужен своей церкви, общине. Слабый ты не нужен никому.

Наш враг

<....> У нашего Союза есть абсолютный враг. Это США. Это начало и конец нашей ненависти.

Наши друзья

Все остальные - наши друзья. Таков закон битвы: вначале валим главного - великого - противника, потом разбираемся между собой. Но забегать вперед не стоит - это нас расслабит и собьет с толку <…..>.

Евразийский Союз Молодежи открыт абсолютно для всех, но войти в него смогут лишь избранные - те, кто докажут свою ценность делом.

Остальные окажутся дрожащими тварями между молотом и наковальней. Есть только две силы в мире - они и мы. Это как плюс и минус, как огонь и лед. А больше ничего нет. Тот, кто не враг - друг. А не друг - враг (или трус и балбес, но это все равно, что пособник врага - вина идиотов огромна, и наказание им будет без скидок!).

Наша революция - консервативная революция

Мы идем путями Революции. Консервативной Революции. Все что не может выжить, пусть лучше умрет и освободит дорогу новой жизни. Лучше пустое место, чем рухлядь исторических поражений. Проще верстать все сначала.

*************

Думаю, какие-то еще комментариии к "катехизису" "сверхчеловеков" из ЕСМ излишни...

Для иллюстрации ниже (на рис. 4) также приведен скрин с фрагментом текста катехизиса ЕСМ с сайта этой организации ( http://rossia3.ru/katehizis.html ).



Александр Дугин, Евразийский союз молодежи, оккультизм, ЕСМ

Previous post Next post
Up