Источник текста:
Запись на стене
Challenging Parental Alienation - Разоблачая «отчуждение родителя»
Публикуем перевод обзора новой книги с критикой синдрома отчуждения родителя под редакцией Джин Мерсер и Маргарет Дрю Challenging Parental Alientation, которая была выпущена в декабре 2021 года в издательстве...
vk.com
Публикуем перевод обзора новой книги с критикой синдрома отчуждения родителя под редакцией Джин Мерсер и Маргарет Дрю «Challenging Parental Alientation», которая была выпущена в декабре 2021 года в издательстве Routledge. Впервые под одной обложкой собраны статьи авторитетных психологов, психотерапевтов, юристов и социологов о фатальных последствиях применения этой псевдонаучной концепции в судах при решении вопроса о том, под непосредственной опекой кого из родителей останется ребенок (то есть, с кем из родителей ребенок будем проживать).
Разоблачая отчуждение родителя
Новые тенденции для профессионалов и родителей
Сборник статей для социальных работников, юристов, сотрудников семейных судов и психологов
В этой книге рассматривается концепция родительского отчуждения - убеждения, что если ребенок разведенных родителей избегает одного из них, это может быть связано с тем, что предпочитаемый родитель заставил ребенка поступать подобным образом. В книге приводятся аргументы против того, чтобы применять концепцию отчуждения родителя ко всем без разбора конфликтам по опеке над детьми.
Принимающее все более широкий оборот использование этой концепции в судах по семейным делам подчас приводит к передаче детей на воспитание к жестоким или агрессивным родителям, из-за чего страдают предпочитаемые родители, а в отношении детей используются методы терапии, безопасность и эффективность которых не доказана. В 13 главах рассматривается история принципов и практик концепции «отчуждения родителя», анализируются методологические и исследовательские вопросы, методы диагностики и лечения, связанные с представлениями об «отчуждении», а также методы, зарекомендовавшие себя в ходе исследований и соответствующие нравственным стандартам. Обсуждается связь «родительского отчуждения» с проблемой жестокого обращения с женщинами и домашним насилием, а также опыт людей, переживших лечение «родительского отчуждения». Авторы книги приходят к выводу, что в интересах детей семейным судам следует избегать принципов и практик концепции «родительского отчуждения» при рассмотрении споров об опеке.
Эта книга будет полезна юристам, судьям, сотрудникам служб по защите детей, включая социальных работников, судебных специалистов по защите детей и судебных психологов, участвующих в принятии решений об опеке над детьми.
Коротко о редакторах
Джин Мерсер - почетный профессор психологии Стоктонского университета в Нью Джерси, США. Как специалист в области психологии взросления, она глубоко обеспокоена потенциально вредными практиками, применяемыми при лечении детей, включая так называемую «терапию привязанности» (англ. «Attachment therapy»), и другими методами, имеющими насильственный характер. Опубликовала ряд статей с критикой теории отчуждения родителя и обзором дел об опеке над детьми, в рамках которых один из родителей был обвинен в «отчуждении».
Маргарет Дрю - доктор наук и профессор права Массачусетского университета, США. Представляла интересы жертв домашнего насилия в судебных и апелляционных судах. Ее научная деятельность в основном сосредоточена на проблеме насилия в паре и его влиянии на уязвимые группы населения. В сферу ее интересов входит недобросовестная работа адвокатов в делах о домашнем насилии, уязвимость носителей ВИЧ, использование элементов процедуры примирения сторон при разводе с элементами домашнего насилия, а также отстаивание прав человека в делах жертв жестокого обращения.
Краткое содержание сборника
Введение в теорию и практику концепции родительского отчуждения
Джин Мерсер, Маргарет Дрю
С момента ее появления в 1990-х годах, идея отчуждения родителя все чаще используется при принятии решений об опеке над детьми несмотря на отсутствие доказательств ее применимости к чему-либо кроме единичных случаев. Система идей, которая утверждает, что ребенок избегает или отвергает одного из родителей в результате действий предпочитаемого родителя, называется концепцией родительского отчуждения. В рамках данной статьи под авторами, сторонниками или защитниками концепции отчуждения родителя понимаются те, кто поддерживает принципы и практики, свойственные данной системе убеждений. Хотя не все читатели этой книги будут принимать участие в экспертизе с целью определения формы опеки над детьми, им будет полезно узнать, каким образом обвинения, основанные на концепции родительского отчуждения, могут повлиять на суд в делах об опеке. Это будет особенно полезно, если читатель понимает основные стандарты и рекомендации по проведению подобных экспертиз. В этой главе также представлен обзор ключевых концептов, которые обсуждаются в данной книге.
История системы убеждений об отчуждении родителя
Джули Доути, Маргарет Дрю
В этой главе изложена история термина «родительское отчуждение» и то, как эта концепция применялась в семейных судебных спорах на протяжении последних четырех десятилетий. Теория родительского отчуждения была разработана в США, поэтому большая часть данной главы относится к событиям в Северной Америке. Более подробную информацию о других юрисдикциях можно найти в Главе 3. Цель данной главы - рассмотреть эту концепцию в историческом контексте, поскольку она была своеобразной радикальной реакцией на моральную панику по поводу развода в 1970-х годах, когда замужние женщины внезапно становились независимыми. Несмотря на то, что развод в современном судопроизводстве стал обыденной практикой, дети, сопротивляющиеся или отказывающиеся от контактов с одним из родителей в процессе развода, все еще ставят судебную систему в тупик.
Международная экспансия системы убеждений о родительском отчуждении на примере Великобритании и Австралии
Джули Доути, Зои Ратус
В этой главе объясняется современное положение концепции родительского отчуждения в системах семейных судов Австралии и Великобритании, в первую очередь на примере Англии и Уэльса. Англия (включая Уэльс) и Австралия являются юрисдикциями общего права, где закон об определении места жительства детей после развода заложен в законодательство и подлежит интерпретации судов вышестоящей инстанции. Ни в одном из британских и австралийских законов нет отсылки к «родительскому отчуждению», и обе юрисдикции поощряют постоянное участие родителей в жизни совместных детей после развода. Судьям предоставляется свобода действий, при этом в первую очередь учитывается «благополучие детей» (в британской формулировке) или «наивысшие интересы детей» (в австралийской формулировке).
Опыт вмешательства в ситуацию отчуждения родителя
Адриенн Барнетт, Арианна Райли
В этой главе приводятся непосредственные рассказы об опыте вмешательства в ситуации родительского отчуждения в Северной Америке, Англии и Уэльсе. Вмешательство в ситуации родительского отчуждения - область, которая изучена крайне недостаточно. Ни в одной из юрисдикций нет объективных данных о типе, частоте, форме и поставщиках подобных услуг в семейных судах; кроме того, только в изолированных случаях была проведена независимая оценка эффективности и последствий подобных практик в ситуациях родительского отчуждения (обзор существующих методов вмешательства см. в главе 7).
Экспертиза для судов в делах об опеке над детьми с точки зрения адвоката
Нэнси С. Эриксон
Чтобы понять, как теория родительского отчуждения вписывается в процесс экспертизы для установления формы опеки над детьми, следует определить, к чему сводится подобная экспертиза, какова история данной практики в судах, кто проводит экспертизу, какую подготовку имеют (или не имеют) специалисты в делах по опеке, каким образом назначают специалистов, в какой форме они проводят экспертизу, какие отчеты предоставляют судам и как эти отчеты используются. Ответив на данные вопросы, мы можем прийти к более глубокому пониманию того, как в руки экспертов, поддерживающих концепцию родительского отчуждения, попадают на оценку дела об опеке, и как эти эксперты, руководствуясь данной концепцией, приводят к передаче опеки из рук более адекватного родителя в руки недобросовестного, пренебрегающего или просто жестокого и мстительного родителя. Подобные результаты вызывают особую тревогу в случаях, когда речь идет о домашнем насилии.
Отличие ситуаций отчуждения родителя от ситуаций жестокого обращения и ненадлежащего ухода за детьми
Маделин Симринг Милчман
Глава начинается с анализа общепринятых стандартов для принятия решения о том, подвергался ли ребенок жестокому обращению со стороны родителей. На основе этого анализа в отдельных случаях экспертам, имеющим достаточное образование и подготовку, рекомендуется самостоятельно проводить оценку различных видов заявлений о жестоком обращении с детьми. Затем в главе предлагается протокол, которым им рекомендуется руководствоваться при выполнении этой задачи: «Многомерная оценка причин родительского отчуждения» (MAP). MAP дает в руки экспертов конкретные параметры оценки, чтобы помочь им подготовить для передачи в суд обоснованное заключение о причинах отказа ребенка видеться с одним из родителей в каждом конкретном случае. Затем следует заложить в план осуществления родительских обязанностей, предложенный экспертами, работы по устранению этих причин. Протоколы MAP и древовидная схема решений дополняют друг друга. Протокол MAP при этом фокусируется на видах доказательств, которые необходимо получить: что искать (различные источники доказательств) и где искать (по принципу древовидной схемы).
Сравнение методов вмешательства, основанных на теории родительского отчуждения, и научно обоснованных методов психотерапевтического лечения детей и семей
Сара Т. Трэйн, Келли М. Чемпион, Стивен Д. А. Хапп
Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми подробно рассмативаются в литературе по развитию личности и психологии. Даже в устойчивых семьях дети, по мере своего взросления, как правило, все больше сопротивляются родительскому контролю, особенно в подростковом и молодом возрасте. Большинство семей справляются с этими сдвигами в развитии без постороннего вмешательства. Однако иногда сопротивление родительскому контролю становится более экстремальным и включает в себя значительное нарушение правил, частое неповиновение и даже агрессивное поведение. Более экстремальному поведению молодых людей часто предшествуют стратегии принуждения, используемые родителями в попытке сохранить определенный уровень контроля. Насильственные формы воспитания изучаются уже более 40 лет, благодаря чему появилось множество фундаментальных и прикладных исследований, которые положены в основу клинической практики для семей, направленной на разрешение подобных конфликтов. Кроме того, разработано множество методов семейной терапии, чтобы помочь родителям и их детям справиться с проблемами, связанными с увеличивающейся независимостью подрастающего поколения. В отличие от описанных выше методов, практики в рамках концепции родительского отчуждения сосредоточены в основном на увеличении контактов между членами семьи, не включают научно обоснованные терапевтические подходы, разработанные для обеспечения благополучия младших членов семьи, и не предоставляют клинически значимых данных о результатах.
Доверие по половому признаку и культура. Последствия для женщин, обвиняемых в отчуждении родителя
Маргарет Дрю
Эта глава посвящена многочисленным способам дискредитации женщин в нашей культуре и последствиям этого недоверия к женщине в судах по семейным делам, особенно в тех случаях, когда против нее выдвигаются обвинения в отчуждении второго родителя. Хотя данный вопрос не является предметом обсуждения в этой главе, следует упомянуть, что согласно многим законодательным схемам США взгляды ребенка могут быть приняты во внимание во время слушаний об опеке. Однако если ребенок делает выбор в пользу одного из родителей, отказываясь видеться с родителем, который обращается с ним ненадлежащим образом, выбор ребенка парадоксальным образом в большинстве случаев игнорируется.
Значение изменений в развитии детей и подростков при обсуждении проблемы родительского отчуждения
Джин Мерсер
Невозможно представить случай «родительского отчуждения» без наличия ребенка и хотя бы одного родителя. Когда утверждается, что один из родителей побуждал ребенка избегать другого родителя, все наше внимание сосредоточено на поведении и личных качествах родителей. При этом ребенок, чье отношение и поведение, предположительно, являются сутью вопроса, получает гораздо меньше внимания исследователей. Как ни странно, в публикациях, посвященных концепции родительского отчуждения, в подобных случаях почти нет информации по некоторым из наиболее очевидных вопросов о детях. Каков возрастной диапазон детей, отчужденных от родителей? Отчуждению более подвержены мальчики или девочки? Является ли половое созревание фактором, который провоцирует отчуждение родителя? Отличаются ли дети, избегающие одного из родителей, от тех, кто не избегает, по темпераменту или личностным характеристикам? Ответы на эти вопросы могут помочь нам разгадать загадку родительского отчуждения в случаях, когда причина не очевидна, и, возможно, дадут возможность исключить любые необоснованные предположения, что ребенок избегает одного из родителей под воздействием другого. Эта глава не может дать ответы на вопросы, но в ней мы обсудим то, что уже известно о развитии ребенка, и то, что, возможно, имеет отношение к подобным семейным ситуациям.
Концепция родительского отчуждения и закон в международной перспективе
Сюзанна Заккур
В этой главе представлен обзор использования и злоупотребления концепцией родительского отчуждения в судебных делах с международной точки зрения. С момента своего изобретения «синдром отчуждения родителя» и система убеждений о «родительском отчуждении» получали все более широкое признание со стороны правовой системы, до такой степени, что превратились в настоящую угрозу для безопасности и автономии женщин и детей. Мы изучим, как это произошло, и рассмотрим основные проблемы, обсуждаемые в литературе в связи с практикой использования системы убеждений о родительском отчуждении в семейных судах.
Вопрос о научной обоснованности диагностики отчуждения родителя в случаях жестокого обращения
Джоан Майер
Эта глава начинается с краткого обзора концепции и ее разрушительного воздействия на судебные процессы по опеке и домашнему насилию. Затем дается обзор основополагающих убеждений, которые приводят к использованию концепции отчуждения родителя в подобных случаях, учитывая тот широко известный факт, что никакой объективной научной поддержки у них нет. В заключительной части рассматриваются некоторые сильные и слабые стороны более нового «многофакторного» подхода к ситуациям, когда ребенок отвергает одного из родителей.
Отчуждение родителя, наука и псевдонаука
Джин Мерсер
Наука определяется как «объективный, логический и систематический метод анализа явлений, разработанный для накопления достоверных знаний». Применительно к психологии и социальным наукам ключевыми словами здесь будут «систематический» (то есть осуществляемый в соответствии с неким планом, обеспечивающим точность), «явления» (то есть необходимость фокусировки в первую очередь на наблюдаемых событиях) и «накопление» (рассмотрение этих событий в динамическом информационном контексте). Все это требует эмпирической работы по наблюдению и анализу различий между людьми и группами.
Заключение: актуальные вопросы об отчуждении родителя
Джин Мерсер, Маргарет Дрю
В этой главе обсуждаются шаги, которые необходимо предпринять для решения проблем, связанных с использованием концепции отчуждения родителя в делах по опеке над детьми. Эти шаги рассматриваются в двух категориях: как направления для исследования психологов и социологов и как правовые вопросы. Сторонники системы убеждений об отчуждении родителей утверждают, что если один из родителей провоцирует в ребенке избегание второго родителя, это вредно для ребенка. Степень вреда сравнивается с психологическим насилием над детьми и другими видами негативного детского опыта. Для научного понимания случаев, когда дети избегают контакта с родителями, было бы важно определить, будут ли дети, которых поощряли избегать одного из родителей, впоследствии демонстрировать больше психологических проблем, чем дети, пережившие развод, но не избегавшие родителей, или по сравнению с детьми из нерасторгнутых браков. Наиболее релевантной отраслью науки для изучения ситуаций, когда ребенок избегает родителя, является психология.
Переведено по аннотации на книгу Challenging Parental Alienation, опубликованной на сайте издательства Routledge:
https://www.routledge.com/Challenging-Parental-Alienation-New-Directions-for-Professionals-and-Parents/Mercer-Drew/p/book/9780367559762 Сведения о прочих авторах сборника, собранные в открытых источниках:
Джули Доути - доктор наук, преподаватель права в Школе права и политики Кардиффского университета, Великобритания. Также работала юристом в частной практике, в местных органах власти и в британской социальной службе Cafcass. Является заместителем директора Центра права в области здравоохранения и социального обеспечения Юридического факультета Кардиффского университета.
Джоан Майер - профессор клинического права и директор Национального юридического центра по вопросам насилия в семье при юридическом факультете Университета Джорджа Вашингтона, США. Ее перу принадлежат многочисленные публикации по вопросам домашнего насилия, опеки, практического обучения студентов, уголовного процесса и анализ различных решений Верховного суда.
Зои Ратус - старший преподаватель юридического факультета Университета Гриффита, Австралия. Ее исследования посвящены проблемам женщин и правоприменения, в частности, системе семейного права и влиянию насилия в семье на женщин и детей. В настоящее время занимается проблемами, связанными с концепцией «родительского отчуждения» применительно к семейному праву.
Адриенна Барнетт - доктор наук, старший преподаватель права в Лондонском университете Брунеля, Великобритания. До начала работы на постоянной основе на юридическом факультете университета Брунеля в 2014 году более 30 лет вела адвокатскую практику в Лондоне в сфере семейного права. На протяжении последних 20 лет активно публиковала работы, посвященные делам в области семейного права, которые были связаны с домашним насилием. В последнее время изучает проблему применения концепции отчуждения родителя в Великобритании.
Нэнси С. Эриксон - юрист, выступает в качестве консультанта для адвокатов и психологов в вопросах, связанных с правоприменением и психологией, в частности, при оценке дел об опеке над детьми и дел о домашнем насилии. Более десяти лет преподавала семейное право, право в сфере дискриминации по половому признаку, конституционное право, историю женского права и другие предметы в качестве профессора Юридической школы Нью-Йорка, на юридическом факультете Корнелльского университета, в Юридической школе Университета штата Огайо и проч.
Мэделин Симринг Милчман - клинический и судебный психолог из Нью-Джерси, США. Обладает более чем 45-летним опытом в области клинической психологии. Сотрудничает со многими врачами и специалистами и активно публикует статьи, посвященные проблеме родительского отчуждения.
Сара Т. Трэйн - клинический детский психолог, работающий с маленькими детьми и подростками в сотрудничестве с отделением педиатрии в клинике Ла-Кросса, США. Занимается клинической детской психологией в Канзасском университете, сотрудничает с клиникой Мэйо, а также является лицензированным клиническим психологом в области детской и подростковой психологии и врачом высшей категории штата Висконсин.
Келли М. Чемпион - клинический детский и подростковый психолог с лицензией судебного эксперта. Ее перу принадлежат исследования по школьной травле, детской психопатологии, профессиональной подготовке, жестокому обращению с детьми и воспитанию, опубликованные в рецензируемых журналах. Принимала участие в международных, национальных и местных конференциях. Преподавала и курировала студентов в колледже Густавус Адольфус в Сент-Питере, штат Миннесота, а затем в Университете штата Аризона, США.
Стивен Д. А. Хапп - психолог; является соавтором книги «Великие мифы детского развития» (2015) и имеет более 100 научных публикаций, в том числе отдельных статей, глав книг и презентаций на конференциях, которые способствуют распространению научно обоснованных практик в сфере детской психологии.
******************************************
Информацию по теме PAS см. также здесь:
1. Разоблачая PAS - «Синдром отчуждения родителя» (группа, созданная с просветительскими целями Вконтакте)
https://vk.com/parentalalienationhoax 2. Разоблачая PAS - «Синдром отчуждения родителя» (группа, созданная с прсветительскими целями в фейсбуке)
https://www.facebook.com/groups/316441420361522/permalink/325326226139708 3. Синдром отчуждения родителя / PAS: опасная псевдонаучная концепция и её пропаганда в России.
https://yuliamass.livejournal.com/287642.html 4. Parental Alienation syndrome или о синдроме слепого импорта лженаучной детской психотерапии. Часть 1.
https://yuliamass.livejournal.com/279870.html 5. Parental Alienation syndrome или о синдроме слепого импорта лженаучной детской психотерапии. Часть 2.
https://yuliamass.livejournal.com/286760.html 6. Синдром отчуждения родителя (PAS): псевдонаука, ведущая к жестокому обращению с детьми.
https://yuliamass.livejournal.com/280405.html