О распространении в России псевдонаучного и потенциально опасного направления (грубо искажающего научную теорию привязанности) в области психологического просвещения приемных родителей (через клубы приемных семей, курсы для приемных родителей, семинары и т.п. ).
Уже несколько лет подряд с недоумением наблюдаю ползучее распространение лженауки в области психологии, связанной с феноменом привязанности (важнейшей области современной психологии развития).
И порой мне кажется, что проблема эта волнует только меня, биолога по профессии.
Как будто в нашей стране считается «нормальным» низводить психологию до уровня некоей «болтологии», позволяющей распространять любые басни, а психологам это как бы и «все равно». Говорю это не потому, что хочу кого-то обидеть, а с большим сожалением.
А ведь феномен привязанности отражает важные закономерности в развитии психики человека. Эти процессы существуют независимо от того, разработаны научные теории, описывающие их или нет. Однако научная теория привязанности (важнейшие положения которой получили уже экспериментальное подтверждение) позволяет понять эти процессы, и предотвратить какие-то грубые ошибки, приводящие к искажению нормального психического развития.
Использование этих знаний уже имеет большое влияние и на социальную политику. Собственно, многие изменения в социальной сфере, например, в области помощи детям-сиротам, обусловлены новыми знаниями, полученными при разработке современной научной теории привязанности (носящей имя Боулби, как основателя этого направления). И просто любому человеку хорошо иметь представления, правильно отражающие эти процессы.
На Западе такое большое значение придается этой области, что уже говорят, что сейчас наступила «эпоха привязанности» ( Мерсер Д. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2019).
К сожалению, параллельно в США возникло лженаучное направление "Аttachment Therapy" (АТ) (так называемая "терапия привязанности"), паразитирующее и на естественном явлении привязанности, и его научных исследованиях. С использованием АТ в США связан ряд судебных процессов, возбужденных по причине жестокого обращения с приемными детьми в семьях, и даже гибели детей. Трагедии с российскими детьми-сиротами в США в большинстве случаев происходили в приемных семьях, в которых усыновители обращались за помощью к психотерапевтам - последователям АТ или сами были вовлечены в идеи и практики АТ (
http://childmyths.blogspot.com/2017/07/exporting-pseudoscience-attachment.html ).
Однако в США АТ подвергается резкой критике научным сообществом, как опасная лженаука, и кто хочет, все же имеет возможность в настоящее время разобраться (
https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587 ;
http://www.childrenintherapy.org/).
Здесь следует подчеркнуть, что АТ не следут путать с другим направлением, которое имеет название: «основанная на привязанности психотерапия» («attachment-based therapy»). Это вполне научно обоснованное направление, не связанное с насилием и т.п., признанное академическим сообществом. Карл Бриш, известный психолог и психотерпевт (с учеными степенями), даже вынужден был сделать специальный комментарий к своей книге на тему привязанности. Он разъясняет, что вынужден был изменить название книги, дабы её никто не мог связать с лженаучным направлением АТ:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232 В СССР, судя по всему, научная теория привязанности и её значение не были замечены и должным образом оценены в педагогике, детской психологии, психиатрии и социальных науках. В результате образовался некий вакуум в этой сфере, и после конца СССР этот вакуум и стал легко заполняться ложным направлением АТ, а также профанной «поп-психологией», где научная теория привязанности смешана с ложными идеями, близкими к концепциям АТ. Особенно удобные условия для этого сложились после того, как и в нашей стране перешли к политике деинституализации (отказу от детских домов с заменой их на систему приемных семей).
При этом специалисты, работающие в области научной психологии, не строят из себя «всезнаек». Вокруг теории привязанности идут научные дискуссии. Многие положения теории привязанности подвергались критическом пересмотру со времен Боулби ( Мерсер Д. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2019).
Ряд ведущих экспертов выступают против поспешного внедрения этих положений в социальные проекты, предупреждают против неправомерного расширения сферы применения этих положений в диагностике в области психического здоровья, призывают к осторожности в их использовании в психотерапии и т.п. (
http://sciences.ucf.edu/psychology/childrenslearningclinic/wp-content/uploads/sites/91/2013/08/Allen-2016-Attachment-Disorder-critique.pdf).
Однако адепты АТ не испытывают сомнений и колебаний, продвигая свою дезинформацию, буквально демонизирующую детей-сирот ложными диагнозами АТ (
https://yuliamass.livejournal.com/277512.html ). Приемные родители, сталкиваясь с объективными сложностями в воспитании приемных детей, особенно при создании мега-семей с большим количеством воспитанников (что поощрялось), начинают искать ответы на возникшие проблемы, в том числе на различных форумах в интернете, а им уже сложившееся лобби АТ услужливо подсовывает этот негодный товар. Но если научная теория привязанности и базирующиеся на ней терапевтические подходы могут помочь в решении каких-то проблем, то лженаучные, в лучшем случае, только приведут к бесполезной трате времени и средств (необходимых для нужд семьи), а в худшем - усугубят имеющиеся проблемы, или даже могут привести к трагедиям.
При обращении к АТ, с одной стороны, на здорового ребенка с помощью псевдонаучных опросников навешивают ложный диагноз и стигматизируют. А с другой стороны, если у ребенка существуют реальные серьезные проблемы с поведением, психическим здоровьем и развитием, то ему также будет поставлен заведомо ложный диагноз. И вместо получения своевременной помощи при обращении к морально и научно оправданной (доказательной) психотерапии, ребенок станет мишенью не только бесполезных, но и потенциально опасных и вредных экспериментов.
Более того, родители и опекуны не только сами могут нарваться на пропаганду АТ в интернете. Такая пропаганда АТ может вестись на специальных курсах и школах для приемных родителей (
https://yuliamass.livejournal.com/242741.html;
https://yuliamass.livejournal.com/193554.html ). Например, солидный благотворительный фонд «Арифметика добра» устраивает конференции для «просвещения» приемных родителей, социальных работников, волонтеров НКО и даже психологов, и на этих конференциях в качестве «почетных лекторов» выступают приглашенные из США «гуру» АТ (
https://yuliamass.livejournal.com/278197.html ).
Все это сопровождается рекламой, в которой сомнительных «терапевтов», распространяющих в России дезинформацию среди приемных родителей о психическом здоровье детей, феномене привязанности и т.п. - называют «лучшими мировыми специалистами» (!?). Для подпитки этого круговорота дезинформации уже умудрились использовать даже средства из Фонда президентских грантов (
https://yuliamass.livejournal.com/278197.html ). В общем как писал Маяковский, «работа адовая будет сделана и делается уже».
Возможно, что и в России уже есть серьезные специалисты, разрабатывающие научную теорию привязанности. Но, к сожалению, не видно проявления их интереса и внимания к теме приемных семей и т.п, где собственно на практике могли бы прилагаться эти знания.
Поэтому ситуация в нашей стране в этой сфере выглядит так, как если бы начали развивать атомную промышленность, и вместо законов физики за основу взяли бы какие-нибудь ньюэйджевские фантазии типа «квантового мистицизма».
При полном равнодушии и оглушительном молчании настоящих ученых.
Хотелось бы все же надеяться, что ученые и специалисты в области научной психологии и доказательной психотерапии заметят существующую проблему (в данном случае, связанную с насаждением АТ) и помогут приемным семьям отличить настоящие знание в этой сфере от опасных подделок, способных искалечить институт приемных семей в России.
А ведь эта тема могла быть предметом интересных исследований в области социологии, антропологии и т.п. Вот возможные вопросы для изучения, на мой взгляд:
В чем кардинальное отличие ложных и правильных представлений в этой области (несмотря на внешнее сходство в терминологии) ?
Почему такие ложные представления находят сильный отклик и широкое распространение среди людей?
Как их принятие влияет на отношения в семье, между родителями и детьми, в зависимости от возраста детей ?
И многое другое.
И в заключение, хотелось бы привести цитату из статьи известного православного священника в США Георгия Морелли, являющегося также лицензированным клиническим и семейным психотерапевтом и преподавателем психологии в университете (
http://www.orthodoxytoday.org/articles6/MorelliOrthodoxPsychology.php):
"... Это не этично, небрежно, безнравственно, и греховно использовать ненаучные (псевдонаучные) психологические методы для лечения расстройств психики, образовательных целей, при консультировании семей и социальных проектах, священническом наставничестве и других действиях, нацеленных на изменение поведения.
Только когда психологические методы основаны на науке, они могут считаться заслуживающими доверия, и, в конечном счете, полезными. Практики в области психического здоровья должны не отставать от научных исследований в данной области. Аналогично педагоги и родители должны знать методы, которые являются эффективными в отношении помощи семьям и детям. Духовенство также должно быть осведомлено".
*****
Кого заинтересует эта тема, см. например, следующие ссылки:
На русск. яз. :
1. Проблема подробно рассмотрена в переведенной на русск. язык и изданной в России в 2019 г. известной книге проф. Джин Мерсер (одного из ведущих американских специалистов в области детской психологии и психологии развития):
Мерсер Джин. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2019. - 282 с.
2. "Attachment Therapy": опасное шарлатантство в детской психотерапии идет в Россию.
https://yuliamass.livejournal.com/277512.html 3. Школа приемных родителей или... школа лженауки?
https://yuliamass.livejournal.com/242741.html 4. Документальный фильм журналистки Жанны Агалаковой о терапии привязанности, с интервью известных экспертов из США (показан в 2013 г. на Первом канале).
https://www.1tv.ru/news/2013-03-03/69991-v_ssha_stanovitsya_vsyo_bolshe_storonnikov_terapii_vosstanovleniya_privyazannosti 5. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В., Крылатова Т.А.
Опасные методы в детской психотерапии. Психическое здоровье. 2016. Т.14. № 5 (120). С. 29 - 35.
https://www.researchgate.net/profile/Michael_Ivanov2/publication/318420466_Opasnye_metody_v_detskoj_psihoterapii/links/59688d38a6fdcc18ea6daf55/Opasnye-metody-v-detskoj-psihoterapii.pdf На англ.:
Серия недавних статей одного из ведущих американских специалистов в области детской психологии и психологии развития - проф. Джин Мерсер. Статьи опубликованы в известном блоге "Childmyths" , специально созданном Джин Мерсер для противодействия лженаучным направлениям ("мифам", "басням") в области детской психологии, психотерапии и т.п.
1. Attachment Therapy goes to Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/attachment-therapy-goes-to-russia.html 2. More on Attachment Therapy in Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/more-on-attachment-therapy-in-russia.html 3. Yet more on attachment Therapy in Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/yet-more-on-attachment-therapy-in-russia.html 4. The Fable of the Bears and the Holding Therapist (Long After Aesop).
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html 5. Доклад ведущей американской организации по защите детей от жестокого обращения, в котором идеи и практики АТ еще в 2006 г. были отнесены к псевдонаучным, не имеющим доказанной эффективности и потенциально опасным. В составлении данного доклада участвовали 14 ведущих специалистов США в области научной детской психологии и психотерапии и защиты детства.
Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems
https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587 http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf 6. Статья проф. Мерсер, посвященная псевдонаучным и потенциально опасным детским психотерапиям (включая АТ), которую издательство Спрингер предоставило в свободном доступе в виду общественной важности проблемы:
Mercer J. Evidence of Potentially Harmful Psychological Treatments for Children and Adolescents. Child Adolesc Soc Work J (2017) 34:107-125
https://link.springer.com/epdf/10.1007/s10560-016-0480-2?shared_access_token=1KiEhmIxxFiiKFqmG1NIWPe4RwlQNchNByi7wbcMAY49hAZCKmNrAwuwkzo9o-VGEPVruVlSiJHbRcev6lJ9zgTFxjfBcCjBdwih0YVLd3So__O3xiE_2-PHMeMaVPxV793DGikDuELog-URXei9YeHkuoHpPeTgMdzWXZVi99E%3D