Е.Н. Гнатик. Пренатальная диагностика как новая концепция оздоровления нации

Jan 29, 2019 23:54


Пренатальная диагностика как новая концепция оздоровления нации. Е.Н. Гнатик, докт. философских наук.
Журнал "Безопасность Евразии", №4 (34),  2008, рубрика "Человек и семья", стр. 184 - 201.

Статью можно открыть в формате "pdf" (см. стр. 184 - 201 указанного номера журнала) используя  приведенную ниже ссылку:
http://www.kuznetsovvn.ru/files/2008_4.pdf

Статья проф. Е. Н. Гнатик посвящена тяжелым проблемам этического и социального плана, порождаемым внедрением в России государственных программ пренатальной диагностики. Как известно, главная цель этих программ: выявление нерожденных детей-инвалидов (с хромосомными нарушениями и  врожденными пороками развития) и их уничтожение путем абортов.

ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ Е.Н. ГНАТИК:

I. «На наш взгляд, внедряемая адептами пренатальной диагностики идеология создания «общества здоровых людей» способствует усыплению критического восприятия происходящего, «параличу совести», ступору в выборе приоритетов и ранжировке ценностей…

С нашей точки зрения, сегодня необходимо осознание того, что «триумфальное шествие» пренатальной диагностики будет означать масштабную трансформацию национального самосознания. Это не только серьёзные подвижки в развитии медико-биологической науки, но и цивилизационный сдвиг, социально-культурный переворот, который, так или иначе, затронет все стороны нашей жизни, включая традиционную систему ценностей.

Нужно уметь дать задний ход, когда это необходимо. Поддержку (компетентную или бездумную) государством дальнейшего распространения селективных генетических методов можно рассматривать как стимулирование действий, направленных на табуизацию и стигматизацию инвалидов, как одобрение идеологии, позволяющей давать «биологическую оценку» жизни, делить жизнь на полноценную и неполноценную, на ту, которую «стоит жить» и ту, которую «жить не стоит».



В современной пренатальной диагностике тот факт, что плоды имеют аномалии развития, играет решающую роль в принятии решения об их уничтожении. Доводом является то, что эти дети, родившись, никогда не смогут реализовать свои возможности как полностью развитые личности и станут обузой их близким и государству.

Но если встать на эту позицию, возникает вопрос: а как поступать, если человек (вне зависимости от возраста) в результате жизненных обстоятельств (инфекция, травма и т. п.) становится инвалидом и в силу этого также не может реализовать свои потенциальные возможности? Есть ли такие же доводы для оправдания его эвтаназии? Тогда почему современная отечественная репродуктивная медицина хочет видеть столь глубокое различие в состоянии пренатальной и постнатальной человеческой жизни?

На наш взгляд, правильную, чрезвычайно чёткую и однозначную позицию по этому поводу выразил О.С. Филиппов: «совершенно очевидно, что с момента зачатия, т. е. слияния женской и мужской половых клеток, человеческий эмбрион имеет в наличии все характеристики человеческого индивидуума:  имеет новую специфическую биологическую сущность со своей программой жизни и развития... Выводом является неопровержимое подтверждение того, что человеческий эмбрион имеет достоинство человеческой личности: то, кем будет взрослый человек, уже заложено в эмбрионе (  Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взгляд сквозь призму биоэтики // Проблемы репродукции. 2004. № 2. С. 39-40)».

II. "... На современном этапе истинная профилактика заболеваний далеко не поддерживает всех аспектов поддержания и тем более укрепления здоровья в обществе и больше декларируется, чем претворяется в жизнь. Зато уже внедрена и применяется так называемая "активная профилактика", нацеленная на эвтаназию в утробе матери ребёнка с дефектами...

Необходимо проанализировать и осознать, что эта концепция враждебна традиционным понятиям об Отечестве, нации и государственной политике... Самосохранение российского общества, его духовное и материальное  благополучие будут возможны лишь в том случае, если в обеспечении жизни и здоровья граждан России станет безусловным приоритетом социальная справедливость, гуманизм, совестливость,  долг  и ответственность. Доктрина выживания российского народа должна включать в себя обеспечение права на жизнь всех людей - здоровых, не очень здоровых и совсем не здоровых".

-------------------------------

ДОБАВЛЕНИЯ АВТОРА ДНЕВНИКА.

1.  В качестве иллюстрации к сказанному в статье проф. Е.Н. Гнатик.

На первом рисунке  изображен один из плакатов, с помощью которых в Третьем рейхе пропагандировали мероприятия "расовой гигиены".



Рис.1.

В ходе этой программы нацистские "расовые биологи" сначала стерилизовали, а с началом Второй мировой войны подвергли "гуманному умерщвлению" (эвтаназии) сотни тысяч "жизненно-неполноценных" граждан Германии (инвалидов, немощных стариков, неизлечимо больных, умственно неполноценных детей и всех "бесполезных едоков"). Идеологи немецкого фашизма называли их "жизнью, недостойной жизни". Надпись на плакате гласит:

"Содержание этого инвалида в течение его жизни обходится в 60 000 немецких марок. Гражданин, это и твои деньги!"



Рис. 2.

А далее, на втором и третьем рисунках приведены два слайда из доклада известного российского специалиста в области акушерства и гинекологии, организатора здравоохранения, академика РАМН, проф. Г.М. Савельевой.

Данная презентация обнаруживается  в свободном доступе в интернете.

Название доклада: «Высокотехнологичные методы в практике акушерства и гинекологии» (см. рис.2).

И на слайде, приведенном ниже на рис. 3, с изображением   новорожденного  синдромом Дауна,  можно видеть следующую надпись (по смыслу полностью совпадающую с надписью на нацистском плакате):

«Содержание одного ребенка с синдромом Дауна ежегодно обходится более чем в  200 000 руб.».



Рис. 3.

Этот слайд проф. Г.М. Савельевой посвящен «успехам» государственных программ пренатальной диагностики в обнаружении нерожденных детей с синдромом Дауна - с целью их убийства путем абортов.

На одном из. других слайдов в этом докладе был также приведен график, демонстрирующий снижение числа новорожденных с синдромом Дауна в Москве в связи с внедрением программ пренатальной диагностики.

И это ведь только самая верхушка айсберга!

2. Программы перинатального хосписа (перинатальной паллиативной помощи) как альтернатива евгеническим абортам.

В связи с обсуждаемой темой  хотелось бы сделать ещё одно важное добавление к сказанному. В последние годы в США и других странах Запада по инициативе ряда врачей-энтузиастов (известных специалистов в области акушерства и медицины плода) в качестве альтернативы практике  евгенических абортов активно продвигают новое направление, которое назвали "перинатальный хоспис" или "перинатальная паллиативная помощь". В отличие от направленной на аборт ПД эти программы основаны на уважении права родителей на сохранение жизни своего нерожденного ребенка и права ребенка на жизнь (независимо от состояния его здоровья). Один из принципов,  на которых зиждется это направление - ценность человеческой жизни не определяется её длительностью.

Следует также подчеркнуть, что программы перинатальной паллиативной помощи основаны на принципах доказательной медицины. Они предполагают оказание семье (выбравшей данную альтернативу вместо  евгенического аборта) в целом квалифицированной помощи (в случае дородового обнаружения у ребенка тяжелого заболевания), с участием специалистов в области акушерства, перинатологии, неонатологии, психологов и др.

Если же у ребенка диагноз после рождения оказывается не таким уж безнадежным (а такое случается), то ему может быть предоставлена соответствующая лечебная (например, хирургическая) помощь. Кроме того, в ПД не исключены ошибки, в том числе ложноположительные результаты, и ребенок, «приговоренный» медицинскими генетиками и перинатологами к аборту, может оказаться здоровым. Таким образом, перинатальная паллиативная помощь даёт ребёнку шанс на жизнь и способствует настоящему прогрессу медицинской науки (16).

Это направление дает возможность использовать достижения современной генетики и перинатологии (в том числе в области ПД) в истинных интересах матери и ребенка, а не ставить их на службу евгенической идеологии.Благодаря развитию программ перинатальной паллиативной помощи многим, якобы совершенно "безнадежным" детям (например, с трисомией хромосом 18 и 13), сохраняется жизнь. И, как оказалось, эти дети могут жить (правда, чаще - недолго), радоваться жизни, любить своих близких и приносить радость своим родителям, а также братьям и сестрам  (17). На рис. 9 - фотография такого мальчика, любимого своими родителями и другими детьми в семье.



Фото: мальчик с трисомией по хромосомам 18 пары, любимый своими родителями и другими детьми в семье (источник: http://www.lifesite.net/news/trisomy-18-bella-santorum-and-the-truth-about-miracles)

И, как продемонстрировано в ряде серьезных научных исследований, семьи, не отказавшиеся от своего родительства при обнаружении у нерожденного ребенка тяжелого заболевания и выбравшие программу перинатальной помощи, испытывают значительно меньший стресс и психическую травму, чем  родители, давшие согласие на евгенический аборт ( https://www.mercatornet.com/features/view/do-women-regret-giving-birth-when-the-baby-is-doomed-to-die/22140   ).

Важно и то, что в первом случае репродуктивное здоровье женщины не подвергается опасностям, связанным с производством аборта "по показаниям" ПД.

Подробнее о зарубежных программах  перинатальной паллиативной помощи см.здесь: http:// yuliamass.livejournal.com/118413.html

В Москве в 2018 г. также создан первый в России центр перинатальной паллиативной помощи, по типу описанных выше  зарубежных перинатальных хосписов.

Подробнее о московском проекте см. здесь:
https://www.pravmir.ru/neizlechimo-bolnoy-rebenok-dolzhen-imet-pravo-roditsya-i-pravo-umeret-ryadom-s-mamoy/

Вот комментарий по поводу этой инициативы телеведущей Тутты  Ларсен, которой пришлось самой пережить такую тяжелую ситуацию, связанную с поздним абортом по результатам ПД:

« Это колоссальная проблема и слепая зона. Никто о ней не только не говорит, даже не думает. Между тем огромное число женщин нуждается в поддержке. Восемнадцать лет назад я была в их числе.

Когда мне сообщили, что у моего ребенка несовместимый с жизнью порок сердца и направили на искусственное прерывание беременности на 32 неделе, у меня не было никаких вариантов. Я осталась со своей проблемой один на один. Не было никого, кто не просто мог помочь, поддержать, «взять на ручки», не было никого, способного технически объяснить как с этим жить и что вообще делать!

Сейчас, после воцерковления, я понимаю, что по-другому вела бы себя в этой ситуации. Я бы доносила, родила, попрощалась, похоронила бы. Мне было бы куда приходить, чтобы поплакать. Но тогда это было равноценно удалению аппендикса или разрушенного зуба. Это было чудовищно, несправедливо и безумно больно. Для меня же закончилось глубочайшей депрессией и годом болезни на грани жизни и смерти.

Безусловно, если бы у меня была возможность получить паллиативную помощь и поддержку, даже знай я, что мой ребенок не жилец - но если бы кто-то помог мне тогда справиться с горем,  я уверена, впоследствии мне было бы гораздо легче» (  https://www.pravmir.ru/ya-byi-donosila-rodila-poproshhalas-pohoronila-mne-byilo-byi-kuda-prihodit-poplakat/       ).

Хотелось бы надеяться, что такой важный проект получит наконец  дальнейшее развитие и в России.

пренатальная диагностика, евгеника

Previous post Next post
Up