Духи лженауки и оккультизма Нью эйдж в институте Российской Академии Наук

Feb 12, 2020 05:29


 РЕЗЮМЕ. Речь идет о группе  медицинской антропологии  в Институте этнологии и антропологии РАН, которая под видом "научных исследований" пропагандирует лженаучные верования в духе Нью эйдж.

****************************************************************************



В этой статье под названием «Шаманы: вчера, сегодня, завтра»  (https://lenta.ru/articles/2014/10/24/shamanism/) можно видеть интервью руководителя группы медицинской антропологии в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН) - доктора исторических наук В. И. Харитоновой [1]).



Цитата из статьи Ленте.ру (здесь и далее выделено - Ю.М.):

"Анна бывает здесь вместе с имеющимся у нее тувинским ээреном - шитой куколкой, вместилищем семейных духов-покровителей. И в этот раз она привезла с собой ээрен, а также необходимые для ритуала подношения духам: молоко...

"Студенты, прослушавшие лекции, имели возможность не просто стать свидетелями ритуала - им было предложено по желанию участвовать в нем... Надо заметить, что и в иных вариантах… осовремененных практик, ассоциируемых с шаманизмом, наиболее активно участвует молодое поколение. Такой популярностью «шаманизм» обязан тому, что в нем используются различные виды техник, приводящих к изменению обычного состояния сознания...

... Мы все хотим заглянуть за пределы бытия и ищем такой возможности. Кому-то кажется, что это проще сделать с помощью ЛСД-25, кактуса пейот, аяуаски, мухомора, шаманского бубна, особых ритуалов… Впрочем, современный человек имеет возможность воспользоваться и мощным арсеналом психологии. … Психологи... «цементируют» эту сформировавшуюся субкультуру неошаманизма и современного Нью Эйджа. И это им проще, чем кому-то, увидеть в трансформирующихся туманных образованиях бредущие по горам существа или сущности - в Саянах, Альпах либо где-то еще"  [1].

***

Очень "интересно", но причем здесь - Российская академия наук?

Вообще-то, психологи , работающие в сфере современной научной психологии и доказательной психотерапии (как в России, так и зарубежом) не занимаются «цементированием неошаманизма и «Нью эйдж»,  и контактерство с «бредущими существами  или сущностями» - это не по их части.

Но говоря серьезно, ведь  так происходит опасная подмена: под видом исследований в области «медицинской антропологии» ведется пропаганда псевдонауки и вовлечение людей (включая студенческую молодежь) в оккультные верования и практики Нью эйдж , под прикрытием вывески РАН. К сожалению, подобный стиль характерен  и для ряда других публикаций В.И. Харитоновой [2].

То же самое,  по сути, наблюдается и в публикациях ближайшей сотрудницы В.И. Харитоновой - Анны Ожигановой.  Например, у неё есть ряд статей на тему  так называемого «естественного родительства» (ЕР).  Как известно, ЕР - это пришедшая с запада субкультура (по англ. «natural parenting»), распространяющаяся среди молодых родителей. ЕР пронизано ньюэйджевскими верованиями. В частности, в кругах "естественников" распространено использование различных практик из области альтернативной (лженаучной) психологии, психотерапии и медицины Нью эйдж. Кроме того, ЕР связано с пропагандой домашних родов,  опасных для жизни матери и ребенка [3]. Статьи Анны Ожигановой претендуют на жанр «беспристрастной научной аналитики» в рамках «медицинской антропологии», но, к сожалению,  на самом деле скорее поддерживают рекламу этого ответвления Нью эйдж.  Для примера ниже приведена характерная цитата из статьи Анны Ожигановой «Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды»[4].

«Движение за естественные роды-это широкое направление, объединяющее энтузиастов здорового образа жизни, непрофессиональных акушерок, врачей и представителей альтернативной медицины. Само понятие появилось еще в начале XX в., когда английский врач Г.Дик-Рид заявил, что роды-это естественный физиологический процесс, и он не должен сопровождаться болью. Соответственно, нет никакой необходимости в медицинском вмешательстве: обезболивании, стимуляции, наложении щипцов и т.д…

... Во второй половине 60-х гг. возникла идея водных родов. Было установлено, что нахождение роженицы в воде обеспечивает эффективное обезболивание, свободу движений, релаксацию, создает чувство уединенности, интимности и защищенности во время родов, приводит к уменьшению потребности в медицинском вмешательстве. Эксперименты продолжаются и в настоящее время: энтузиасты пропагандируют роды в море в контакте с дельфинами, позднее перерезывание пуповины-так называемое «лотосовое рождение» и многое другое» [4] .

И в таком романтическом духе ЕР описывается в статье - как  феномен «противостояния системе»» в области «официальной медицины». Однако из этого описания не ясно, как все же эти энтузиастические «эксперименты» выглядят на практике, ну, хотя бы, например «лотосовые роды». В статье не сообщается, что при этом, оказывается, происходит следующее: при «лотосовых родах» новорожденного в течение нескольких суток не отделяют от гниющей плаценты. Распространяющаяся среди естественников мода на эту практику (см. рис. 1) делает домашние роды еще более опасными, так как для ребенка повышается риск инфекции.



Рис. 1. Источник фото: http://www.dailymail.co.uk/health/article-4531182/Doctors-warn-against-lotus-birth-trend.html

Об этом, в частности, еще в 2008  г. предупредила Королевская медицинская академия Англии (когда эту практику стали использовать представители ЕР там) [3, 5].

Однако ньюэйджеры - идеологи ЕР  придают этой опасной для новорожденного практике   "мистическое значение", называя плаценту "забытой чакрой" [3].  Представляется, что эти «детали» - немаловажные штрихи к «антропологическому» описанию ЕР, которые однако отсутствуют в статье...

Не лучше обстоит дело и с якобы «установленными» преимуществами водных родов. Например, Американская ассоциация педиатров и Американская ассоциация акушеров и гинекологов - отнюдь не считают это «установленным», и, напротив, указывают на ряд рисков для здоровья и даже жизни ребенка в связи с водными родами [6].

Очевидно автора - медицинского антрополога - не интересует точка зрения доказательной медицины по поводу перечисленных ею методов, рекламируемых естественниками. В её работе идеи и практики ЕР в целом изображаются в  «романтическом флере», как некая социально-полезная, «позитивная утопия». А ведь под влиянием «утопии» ЕР  молодые семьи с детьми подталкиваются к использованию практик, нередко ставящих саму жизнь детей и женщин под угрозу: через распространение домашних родов (в том числе в море или лесу), отказ от обращения за помощью в болезнях к доказательной медицине (с заменой её на гомеопатию и другие методы альтернативной медицины), жестокие «эзотерические» эксперименты  над детьми «по Чарковскому» и т.п. [7, 8, 9].

Недаром юрист Роман Трофимов - один из ярых лоббистов продвижения естественного родительства в России   - очень лестно отзывается о деятельности Анны  Ожигановой [10].

Оба они, вместе с полсотней других адептов естественного родительства,  дружно отметили «лайками» публичные посты в фейсбуке   (https://www.facebook.com/alexandra.korolyova/posts/1802582853170572)  одного из активистов и пропагандистов ЕР  - «духовной акушерки» Александры Королевой. В этих постах она с восторгом сообщала  о прибытии из Израиля в начале августа 2018 г. своего кумира, известного гуру ЕР Игоря Чарковского со свитой его учеников (также мэтров ЕР)  и собирала деньги ему на авиабилет.  В августе  2018 г. намечалось проведение на коммерческой основе   семинаров и тренингов этих гуру ЕР  - на базе палаточного лагеря для семей с детьми  «Дельфиний остров» на Московском море [8]. «Дельфиний остров» создан (при активном участии Александры Королевой)  для рекламы ЕР.

«Эзотерик» Игорь Чарковский является известным пропагандистом домашних водных родов, в том числе в море, продвигал ряд методов по воспитанию якобы «особо одаренных детей». Подробнее о «методах» Чарковского рассказано в предыдущих сообщениях на эту тему в данном блоге [8, 9 ]. Здесь же,  в качестве иллюстрации,  только приведены фотографии (рис. 2 - 7)     из открытого фейсбука  Александры Королевой, на которых показано применение этих  практик (в исполнении Александры Королевой)  на её сыне  и на других детях - самим Чарковским.



Рис. 2. "Метод Чарковского": ребенок с перекрученным на 180 градусов позвоночником фиксирован на деревянной рамке.



Рис. 3. "Метод Чарковского": ребенка перекручивают как тряпку.



Рис.4. Сомнительная "терапия" по Чарковскому.



Рис.5. Пытки младенцев под видом "закаливания" и "гидротерапии" ?



Рис. 6. Романтизация изуверства: характерные "игры" Чарковского и его последователей с младенцами. Фото из открытой страницы "Вконтакте" Александры Королевой: https://vk.com/wall307912980_45



Рис. 7. Без комментариев...

Следует подчеркнуть, что методы Чарковского, например,   «водный ребефинг» путем «проныривания» (фактически утопления) ребенка до помрачения сознания  (введения в «транс»);   беби-йога (грозящая опасным синдромом детского сотрясения, “shaken baby syndrome” ) и др. - не имеют никакого отношения к доказательной научной медицине и психотерапии. Это одно из  порождений  верований Нью эйдж.

Другими словами, над детьми фактически проводят  - ради оккультных "кармических" и т.п. фантазий Нью эйдж и коммерческих интересов (ведь эти тренинги стоят денег) - опасные для жизни и здоровья, научно не обоснованные эксперименты.  Пропагандисты ЕР любят демонстрировать в поддержку этих изуверских практик (фиксирование позвоночника ребенка в перекрученном на 180 градусов положении тела; «заныривание» до помрачения сознания; подбрасывание высоко в воздух, как мяч; кручение в бэби-йоге с риском получить  смертельно опасный «shaken baby syndrome»  и т.п.) своих здоровых детей, для которых, к счастью, все закончилось благополучно. При этом Чарковский и матери детей  приписывают это якобы "эффективности" своих методов. Однако известно, что не все водители, нарушающие правила дорожного движения, непременно попадают в серьезную аварию. Тем не менее, признается  безусловно недопустимыми пренебрежение  правилами движения и мерами безопасности на дорогах,  и   пропаганда такого безответственного поведения.

Американские педиатры, например, выпустили специальный просветительский фильм с предупреждением об опасности для младенцев бэби-йоги, когда ролики с демонстрацией Еленой Фокиной (ученицей Чарковского) этого «изобретения» распространили в интернете (см. этот фильм  в  ссылке [8 ] ).

Однако в «антропологической» статье Анны Ожигановой практики Чарковского   (по сути - жестокое обращение с детьми, требующее вмешательства социальных служб) представлены, как нечто,  пусть эпатажное и утопичное (ставящее целью воспитание «новых людей» с «улучшенными» качествами), но вполне допустимое [4]. Выражения типа «создатель оригинального метода естественных родов» (которые читателю остается  принимать на веру) придают эзотерическим изуверствам флер «научности». Называя Чарковского в некоторых местах текста по «имени отчеству»  (а не по фамилии, как принято в научной литературе), автор прибавляет дополнительный «теплый оттенок» к своему описанию его деятельности:

«Дельфинам в утопии Чарковского придается исключительное значение… Игорь Борисович считает их не животными, а некими высшими существами, имеющими «колоссальную связь с Космосом» [4].

Поэтому не удивительно, что последовательница Чарковского Александра  Королева радостно оповестила естественников в фейсбуке,  что «прекрасная Анна Ожиганова»  из ИЭА РАН едет в первых числах августа на «Дельфиний  остров» для написания истории естественных родов в России.

С большим пиететом (без критического анализа) в статье пересказываются и  доводы так называемой «перинатальной психологии», весьма популярные в среде ЕР. Эта эклектическая область также насквозь пронизана Нью эйдж,   подробнее см. [11, 12].

Одним из «столпов» в перинатальной психологии считается неошаманист и гуру Нью эйдж Станислав Гроф. Его басни, основанные на безнравственных опытах по одурманиванию наркотиком ЛСД  близких к смерти неизлечимых больных - к науке отношения не имеют. По утверждениям Грофа, якобы бред отравленных ЛСД  людей предоставил "достоверные доказательства" о некой  сложной психической жизни в перинатальном (дородовом) периоде, начиная с зачатия и даже ранее [9, 11, 12].

Таким образом, в  сочинениях Грофа и других теоретиков перинатальной психологии пропагандируются идеи, например, следующего рода: память взрослого человека якобы сохраняет подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, приобретенных  во время родов и во внутриутробном периоде через мифические механизмы типа «клеточной памяти», «телепатии» и т.п. И что эти «подавленные»  впечатления  определяют поведение человека.

За рубежом академическое сообщество в области научной психологии не признает эти утверждения Грофа, считая их псевдонаучными верованиями   [11, 12]. Недаром придуманному Грофом направлению «Трансперсональная психология» отказали во включении в тематику разделов Американской психологической ассоциации (АПА) [11, 13].



Например, данный вопрос рассматривается в книге "Альтернативные виды психотерапии" (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer). Книга Дж. Мерсер (в 2022 г. переизданная на русск. яз.) посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. И, в частности, фантазии Грофа там упомянуты среди прочих лженаучных идей (например, близких к сайентологии) (Мерсер Джин. Альтернативные виды психотерапии / Пер. с англ. М. Когито-Центр, 2022, стр. 66 - 96 ).

Подобные измышления Грофа легли также в основу изобретенной им  практики «холотропного дыхания», приводящей к изменению сознания наподобие эффектов ЛСД [11].

Гроф относительно мало известен и популярен на Западе. Зато в России он активно осваивает «рынок», пользуясь характерной для постсоветской России толерантностью к лженауке. На этих идеях отчасти основана и реклама "домашних родов".  Для вовлечения беременных в домашние роды  с "духовными акушерками" женщин запугивают страшилками  о мифической "психической родовой травме", якобы переживаемой младенцем в родах, причем особенно больничных.  При попустительстве Минздрава перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. [9, 11].

Конечно, в перинатологии давно изучают влияние различных вредных факторов (инфекций, алкоголизма, неправильного питания, поведения, стресса и др.) на развитие человека в эмбриональном и перинатальном периоде. Но в этом случае речь идет о физиологических механизмах, эффекты которых регистрируются, доказываются в строгих научных исследованиях (типа рандомизированных клинических испытаний). В случае же концепций Грофа, то, как точно сказал известный российский психолог Сергей Степанов (доцент МГППУ, автор многих книг по различным проблемам психологии) - это "фэнтэзи от науки", ибо "науки в них просто нет". "В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда…", а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми [13].

И вот, оказывается, что публикации отдела медицинской антропологии ИЭА РАН также способствуют укреплению этих фантазий.  Ниже приведена еще одна характерная цитата из трактата Анны Ожигановой на тему ЕР [4 ].  Вот с каким пиететом говорится там о псевдонаучных вымыслах перинатальной психологии и «родовой травмы», при этом особо отмечаются «заслуги» Грофа:

«Концепция Родовой травмы впоследствии были значительно расширена одним из основателей трансперсональной психологии С. Грофом... трансперсональные психологи утверждают, что взрослые люди могут заново пережить свое биологическое рождение (а также внутриутробное существование, собственное зачатие и события прошлых жизней)…

... Гроф создает своеобразную типологию личности в зависимости от обстоятельств появления на свет…  Люди, родившиеся в условиях общей анастезии, в результате мануального вмешательства, применения щипцов, «испытывают трудности с завершением проектов»... не готовы к будущим превратностям жизни, лишены выносливости в борьбе. Напротив, благополучные естественные роды создают у человека «почти клеточное» ощущение веры в себя, приводят к экстатическому переживанию «космического единства». Таким образом, Гроф убежден, что опыт рождения определяет фундаментальное отношение к существованию, мировоззрение, расположенность к другим людям... ».

Таким образом, без всякой критики перечислены все страшилки, которые   пропагандисты «естественного родительства» нередко пускают в ход для  очернения достижений современного акушерства («официальной медицины»).  А ведь эти достижения, между прочим, позволили резко снизить материнскую и младенческую смертность, которая по «естественным» причинам была в прошлом очень велика.  Подобными страшилками, ссылаясь на авторитет «великого Грофа»,  духовные акушерки запугивают  беременных, толкая их на рискованные домашние роды [9].

Таким же уверенно-утвердительным тоном подсказывается и метод «лечения» выдуманного «синдрома» «родовой травмы» - с помощью «холотропного дыхания» (вводящего в состояние, близкое к наркотическому отравлению):

«Благодаря разработанной Грофом методике холотропного дыхания родовую травму можно «проработать» и освободиться от негативных подсознательных переживаний» [стр. 448 - 449], и т.п., и т.д.

И даже в конце трактата, в заключительной фразе  - снова упоминается эта пресловутая  «Родовая травма»: «Возможность воздействия на природу человека путем моделирования физиологического процесса появилась лишь в ХХ веке благодаря формированию концепции Родовой травмы».

Ну как же  читателю не поверить  в «значимость» идей  Грофа (и его последователей), позволяющих даже «моделировать физиологические процессы»! Правда мимоходом сделанное замечание антрополога все же указывает, что «трансперсональные психологи» делают свои заключения «вопреки существующим в современной нейрофизиологи представлениям...». Но на фоне общего уверенно-утвердительного тона изложения грофовских небылиц, у неискушенного в нейронауках читателя складывается впечатление (если он вообще эту ремарку заметит), что это скорее «современные нейрофизиологи» чего-то не домысливают.

Интересно также, что весной 2019 г. Анна Ожиганова организовала в Центре медицинской антропологии ИЭА РАН круглый стол на тему «История российского движения за домашние роды и осознанное родительство (1980-е годы - настоящее время).



Рис. 8. Источник: http://www.medanthro.ru/?page_id=4074

На круглом столе (http://www.medanthro.ru/?page_id=4074    ) собралась компания из известных поборников естественного родительства и домашних родов  (шестеро  «духовных» и домашних акушерок» и один «духовный акушер»): Юлия Постнова, Александра Королева, Наталья Котляр, Михаил Фомин и др.(подробнее об их деятельности см. здесь [9] ). По отзывам в интернете имена некоторых из них (например, Юлии Постновой - рук. родительской школы «Драгоценность»), связаны с гибелью ребенка в домашних родах; и,  судя по рассказу матери ребенка,  это произошло из-за осложнений, которые можно было предотвратить, если бы роды проходили не дома (с духовной акушеркой), а в больнице (https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Pregn&trd=70206). По сути этот круглый стол  был пиаром данного направления, который проводился под вывеской исследований в области медицинской антропологии. По результатам круглого стола в 2019 г.была затем опубликована статья в журнале «Медицинская антропология и биоэтика» (как сказано в примечании «в соответствии с планом научно-исследовательских работ ИЭ РАН»).  Скрин одной из страницы публикации для примера приведен выше (на рис.8).

Впрочем удивление по этому поводу несколько уменьшается,  если ознакомиться с "научной биографией" (curriculum vitae, CV) руководителя группы медицинской антропологии В.И. Харитоновой [14]. С 1993 по 1995 г.  В.И. Харитонова руководила «отделом координации научных исследований «Всероссийского  научно-исследовательского центра традиционной народной медицины (ВНИЦТНМ) «ЭНИОМ» и вплоть по 1999 г. была членом Ученого совета данного центра.  Это известная лженаучная контора. Как можно узнать из публикации 2013  г. в "Новых известиях", ЭНИОМ, оказывается, выдает даже "лицензии" - "настоящим экстрасенсам" [15].

В 1991 г. Валентина Харитонова выпустила в издательстве «Гудок» «завлекательную» книгу (тираж около 100 000) под названием «Прикладная магия: заговоры, заклинания» [16].



Рис. 8. Харитонова В.И. Практическая магия. Заговоры, заклинания. Изд-во «Гудок». - 1991. - 64 стр. https://www.ozon.ru/context/detail/id/22437952/

Последующие статьи, интервью и выступления В.И. Харитоновой продолжают основную линию этой книги.

Например, как уже сказано выше, академическое сообщество не признает  трансперсональную психологию в качестве научного направления [13].

Однако главный пропагандист эзотерических фантазий и практик Грофа  в России - Майков - в своем открытом письме  Грофу (распространенном в интернете) - называет  В.И. Харитонову в числе лиц, немало способствовавших ему в деле продвижения этого направления  [17].

Майков являлся и рецензентом следующего  труда,  до сих пор «украшающего»  сайт  Института этнологии и антропологии РАН  [18]:

Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М : ИЭА РАН, 1999. Часть i 292 с (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам 1.3. в 2-х частях).



Рис. 9. Скриншот сайта ИЭА РАН с "эзотерической" книгой В.И. Харитоновой в свободном доступе.

Из этой нетривиальной книги, можно, в частности узнать следующее:   оказывается «астрология - сложнейшая наука», а «теория торсионных полей и физического вакуума позволяет объяснить очень многое (если не все) в магической и мистической практике, а также широко распространенной биоэнергетике», и т.п., и т.д. Скрины некоторых типичных цитат из этой книги приведены на рис. 10 и 11.



Рис. 10.



Рис. 11. Характерные цитаты из "изотерической" книги В.И. Харитонов, представленной на сайте ИЭА РАН (скриншоты). Источник: http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=138

Про лженаучный характер  мифов о  «торсионных полях» можно прочитать в замечательной книге покойного академика РАН Э.П. Круглякова «Ученые с большой дороги» [19].

Харитонова относится также к тем, кто ратует за «интеграцию» псевдонаучной альтернативной медицины (включая шаманские техники) с «официальной» (доказательной медициной) ( https://nit.tuva.asia/nit/article/view/804).

Валентина Харитонова является также почетным членом Фонда исследований шаманизма в Калифорнии  (14, 20), целью которого является «сохранение знаний шаманизма для пользы всей планеты». Что же, деятельность В.И. Харитоновой показывает, что она вполне заслужила звание «почетного члена» этого фонда. И, разумеется, каждый человек вправе верить во что ему угодно. Однако опять встает вопрос - а причем здесь РАН?

Конечно, в РАН  должны вестись антропологические, религиоведческие и этнографические исследовани. Но вряд ли, находясь в здравом уме (а не в «измененном состоянии сознания» под влиянием мухоморов), остальные ученые РАН стали бы приветствовать превращение некоторых структур РАН в подобие какого-нибудь «Теософского общества имени Е.П. Блаватской». Даже,  если этого якобы требуют «интересы медицинской антропологии».

Нельзя эту деятельность назвать и заботой о малых народах России, сохранении их культурной идентичности. Как и все народы, они нуждаются в развитии науки, доказательной медицины, научной психологии и т.п. (а не подмены их шаманизмом ). И, в конце концов, шаманизм - это забота шаманов, а не РАН.

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.  Шаманы: вчера, сегодня, завтра. Как тувинские избранники духов успокаивают итальянский дух Монблана, рассказывает антрополог Валентина Харитонова. 2014.  https://lenta.ru/articles/2014/10/24/shamanism/

2. В.И. Харитонова. Шаманские духи: основа сакрального и средства сакрализации. Сибирские исторические исследования. 2016. - №4. - стр. 237 - 257. https://cyberleninka.ru/article/v/shamanskie-duhi-osnova-sakralnogo-i-sredstvo-sakralizatsii

3. Массино Ю.С. Противоестественные причуды "естественного родительства": лотосовые роды. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/246770.html

4. Ожиганова А. «Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды // Конструируя детское (филология, история, антропология). Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ). Выпуск 9. М. - СПб. 2011. С. 444-460. http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=1970886

5. RCOG statement on umbilical non-severance or “lotus birth. 2008. https://www.rcog.org.uk/en/news/rcog-statement-on-umbilical-non-severance-or-lotus-birth

6. Amy  Tuteur.  What’s the difference between waterbirth and toilet birth? 2014. http://www.skepticalob.com/2014/03/whats-the-difference-between-waterbirth-and-toilet-birth.html.

7. Роды дома, или смерть по собственному желанию. 2015.   https://alizyabra.livejournal.com/24576.html

8. Массино Ю.С. Страшные истории "Дельфиньего острова". О тренировочном лагере последователей Игоря Чарковского. 2018.   https://yuliamass.livejournal.com/248042.html

9. Щеглова И.Т. (Соколова Н.А.) Какого духа "духовное акушерство"? 2008.  http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/obshhee/kakogo-duxa-%C2%ABduxovnoe-akusherstvo%C2%BB.html ).

10. https://www.facebook.com/RusDiMarzio/posts/2003894339681356

11. В российскую медицину проникла лженаука "перинатальная психология".
Лженаучная сущность «перинатальной психологии»: Как оккультизм проникает в медицину. Сообщение в паблике «Научный скептицизм - против псевдонауки»  https://vk.com/wall-32482446_262018

12. Mercer Jean. Newborns, Emotions, and Adultomorphism: Sources of the Primal Wound Myth. 2011. http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html

13. Степанов С. С. Психология Новой эры. Услада слабых и пресыщенных. Миры и мифы трансперсональной психологии http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103918

14. http://iea-ras.ru/index.php?go=Conference&in=view&id=38

15. Евдокимова Д. Предвиденный обман. 2013. https://newizv.ru/news/society/25-10-2013/191313-predvidennyj-obman

16. Харитонова В.И. Практическая магия. Заговоры, заклинания. Изд-во «Гудок»: 1991. - 64 стр. https://www.ozon.ru/context/detail/id/22437952/

17. Ответ Владимира Майкова на открытое письмо от Станислава и Кристины Гроф. 2014. https://dr-slabinsky.livejournal.com/620013.html

18. Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М: ИЭА РАН, 1999. Часть i 292 с (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам 1.3. в 2-х частях). http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=138

19.  Кругляков Э.П. “Ученые” с большой дороги-3 / Э.П. Кругляков ; Комис. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. РАН. - М. : Наука, 2009. - 357 с. - ISBN 978-5-02-037043-2 (в пер.)

20. Foundation for Shamanic Studies Field Associates and Staff Associates. http://shamanism.org/fssinfo/fieldassociates.html 

российская академия наук, новые религиозные движения, доказательная медицина, лжемедицина, Нью эйдж, псевдомедиина, домашние роды, трансперсональная психология, институт этнографии и антропологии, лотосовое рождение, станислав гроф, медицинская антропология, лженаука, псевдонаука, игорь чарковский, водные роды, секты, шаманизм, альтернативная медицина, духовные акушерки, оккультизм

Previous post Next post
Up