ЧАСТЬ II (Часть I см. здесь:
https://yuliamass.livejournal.com/242741.html).
"Attachment Therapy", по русски "терапия привязанности" (другое название: "родительство по Нэнси Томас") резко критикуется ведущими специалистами и профессиональными сообществами США в области детской психологии, психотерапии и защиты детства, как лженаучный, неэффективный и потенциально опасный метод (
https://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf,
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518 ,
https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10560-017-0511-7,
https://www.thedailybeast.com/the-worst-adoption-therapy-in-the-world).
В частности, группой ведущих экспертов в указанных областях в интернете создан специальный просветительский сайт для борьбы с распространением АТ. Вот ссылка на этот известный сайт, который носит название "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"):
http://www.childrenintherapy.org/index.html На данном сайте АТ названа «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «антинаучным» направлением.
«Attachment Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в США», - говорится на странице сайта (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html), посвященной жертвам АТ (см. скриншот ниже).
«Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных - эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).
Для Нэнси Томас на сайте "Advocates for children in therapy" также отведена специальная страница в разделе "AT proponents" ("поборники АТ") (
http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html ).
Для примера: вот один из скандалов последних лет, связанных с применением АТ и получивших освещение в СМИ. Эта история произошла в 2015 году в Орегоне. Психотерапевта Дебру Кали Миллер лишили лицензии за применение лженаучных методов Нэнси Томас по отношению к мальчику 11 лет (
http://www.oregonlive.com/portland/index.ssf/2015/03/portland_therapist_loses_licen.html).
Миллер рекомендовала для «развития привязанности» кормить 11-летнего мальчика (которому она перед этим присудила ложный диагноз РРП) из бутылки, заставлять его ползать как младенца по полу, сидеть неподвижно в особой позе (это еще одно изобретение Нэнси Томас для установления контроля над ребенком), установить в спальне мальчика видеокамеры для контроля за всеми его действиями (также обычная рекомендация Нэнси Томас). В результате такой терапии мальчик впал в депрессию (не распознанную психотерапевтом) и пытался совершить суицид, к счастью, не доведенный до конца. После лишения лицензии, Миллер перебазировалась в качестве «семейного коуча» в психотерапевтический центр своей наставницы - Нэнси Томас (
http://childmyths.blogspot.ru/2016/05/are-coaches-same-as-psychologists-or.htm).
Может быть, приемные родители в России заслуживают того, чтобы получать информацию о столь серьезных проблемах, как феномен привязанности и психическое здоровье детей - от компетентных в области научной психологии и доказательной психотерапии специалистов?
А не от самоуверенных дилетантов - последователей лженаучного направления АТ?
Рассказывать о привязанности "по Нэнси Томас" - это, как рассказывать о генетике, например, по книгам Трофима Денисовича Лысенко.
Т.Д. Лысенко (1898 - 1976).
***
К сожалению, в России практически ничего не делается, чтобы уберечь приемные семьи от превращения в "рынок сбыта" подобных "пропахших нафталином" опасных лженаучных идей и практик. Усилиями "энтузиастов" книги ряда американских адептов АТ (включая Нэнси Томас) переведены на русский язык, изданы и свободно распространяются в интернете (
http://www.orthomed.ru/node/799 ). Весной 2017 г. при поддержке российского лобби АТ в Москве и Екатеринбурге были организованы семинары и тренинги Нэнси Томас и двух других адептов АТ (
http ://yuliamass.livejournal.com/232733.html). Причем это уже вторые гастроли Нэнси Томас в России. Первый раз при содействии Дейны Эванс она приезжала в 2012 г. в Екатеринбург, где устраивала (на базе Общественного ресурсного центра "Аистенок") - "просветительские" семинары для приемных родителей, специалистов в области социальных служб, психологов (
http://yuliamass.livejournal.com/235236.html).
Дейна Эванс распространяет "родительство по Нэнс Томас" и в своих передачах на неопротестантском "Радио Теос" (подробнее см.:
http://yuliamass.livejournal.com/193965.html). И на занятиях для приемных родителей в клубе "Азбука приемной семьи" при фонде "Арифметика добра" в Москве
( https://yuliamass.livejournal.com/242741.html ).
Дейна Эванс (проводящая также занятия в ШПР в Екатеринбурге, см.:
https://yuliamass.livejournal.com/193554.html) - называет себя в настоящее время тренером программы «Файрстарт». Но здесь речь идет о курсах в несколько месяцев для подготовки тренеров для испытания программы (клиническая эффективность которой не доказана) поддержки приемным семьям, предложенной датским психологом Н. Рюгаардом. Заменить серьезную подготовку это не может, о чем собственно и говорит ангажированность Дейны Эванс лженаучными идеями АТ.
Любопытно, что в интернете можно видеть обсуждение АТ с участием Рюгаарда, где он называет АТ "порочной" (
http://www.cyc-net.org/threads/attachmentdisorder.html ). Так что, продвигая в России АТ, Дейна Эванс входит в противоречие и с установками руководителя программы Файрстарт.
Однако, к сожалению, осуждая методы АТ, Рюгаард в области теоретических рассуждений в своей книге сам далеко отходит от данных научной психологии развития и основанных на них описаний нарушений привязанности в МКБ 10 и DSM 5. И подобно идеологам АТ необоснованно стигматизирует приемных детей с предполагаемыми проблемами в этой сфере, приписывая им "лживость", "одержимость огнем", "садизм" и т.п. (
http://www.adoptionarticlesdirectory.com/ArticlesUser/popularArticles_view.php?editid1=A+general+introduction+to+attachment+disorder). От чтения его книги остается впечатление, что все проблемы в обществе Рюгаард готов списать на "нарушение привязанностей". В общем, Рюгаард сам захвачен какими-то своими мрачными фантазиями на эту тему.
В качестве идеального общества (с точки зрения "профилактики" "нарушений привязанности" в интерпретации Рюгаарда) он описывает религиозные общины амишей в США, в которых якобы почти не встречаются проблемы с психическим здоровьем (
http://www.adoptionarticlesdirectory.com/ArticlesUser/popularArticles_view.php?editid1=A+general+introduction+to+attachment+disorder).
Это неверное заявление, так как установлено, что уровень психических заболеваний (биполярных психозов, шизофрении и др.) у амишей нисколько не ниже, чем в среднем по США. И более того, в силу генетических причин (связанных с замкнутостью популяции, произошедшей от небольшого числа основателей) в некоторых семьях наблюдается повышенная частота биполярных психозов. Это даже стимулировало развитие психиатрических и генетических исследований психического здоровья данной популяции (
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3941079/pdf/nihms557037.pdf ).
Правда, ряд идей Рюгаарда относительно реформирования детских домов (по "семейному типу") имеет смысл, но не содержит ничего оригинального. Не понятно, зачем продвигать в России его программы (явно зараженные псевдонаучными концепциями, близкими к АТ), вместо развития своих исследований и проектов. Тем более, что у нас в России есть собственные прекрасные специалисты и наработки в данной области.
Например, в Научном центре психического здоровья РАМН группой сотрудников под. руководством проф. Г.В. Козловской еще в 1996 г. было проведено тщательное исследование психического здоровья маленьких детей-сирот в детских домах Москвы. Ими также были разработаны научно и медицински обоснованные меры для кардинального улучшения ситуации с положением детей в домах ребенка и детских домах (не всех же можно раздать в приемные семьи), чтобы нервно-психическое развитие детей не страдало от фактора депривации (сиротства). Также была разработана программа успешного физического и психического оздоровления детей, пострадавших от депривации. Причем эти результаты во многом сходны с данными ведущих американских и международных исследований в указанной области (van IJzendoorn and Juffer, 2006; Welsh et al., 2007), выполненных позднее, то есть фактически предваряют их. Результаты этого исследования подробно описаны в кандидатской диссертации детского психиатра М.О. Проселковой, к сожалению, скончавшейся несколько лет назад (
http://medical-diss.com/medicina/osobennosti-psihicheskogo-zdorovya-detey-sirot-vozrastnoy-i-dinamicheskiy-aspekty).
Следует добавить, что Дейна Эванс также продвигала в Екатеринбурге психотехнику под названием "теофостик" (также из разряда "альтернативной психотерапии"). Теофостик практикуется среди неопятидесятников и некоторых других направлений неопротестантов (евангеликов) (
https://ok.ru/group/50447366422667/topic/197060278923;
https://yuliamass.livejournal.com /193554.html ). Поборники теофостика заявляют, что с помощью этого метода (якобы "извлекающего из памяти забытые травматические события" и т.л. ) можно вылечить психологические травмы, избавиться от зависимостей и т.д. Однако известно, что ряд представителей традиционных западных христианских конфессий отнесли теофостик (который его адепты называют «особым видом молитвы», "основанной на молитве психотерапии" и т.п.) к "практикам, несовместимым с Библией", а академические психологи - к разряду псевдонаучных методов (
https://en.wikipedia.org/wiki/Theophostic_counseling).
К сожалению захвату позиций в области детской психотерапии, семейного устройства сирот и т.п. шарлатанскими альтернативными направлениями способствует отсутствие в России просветительской литературы, написанной настоящими специалистами. Поэтому многие люди (включая приемных родителей, социальных работников, практикующих психологов и др.) просто лишены возможности распознать эти подделки.
Исправлению ситуации могло бы помочь издание на русском языке ряда первоклассных книг известных американских специалистов в области научной психологии (в том числе теории привязанности), посвященных критическому анализу альтернативных (псевдонаучных) психотерапий и лежащих в их основе ложных идей.
О некоторых из таких книг см. например, здесь:
https://yuliamass.livejournal.com/189745.html;
https://vk.com/id193081218?w=wall193081218_628.
Ведь подобные "альтернативные" концепции и практики во многих случаях идут оттуда, и там они уже хорошо изучены ведущими специалистами, озабоченными распространением лженауки в такой ответственной области (связанной с благополучием семей и детей).
В свою очередь, на следующем этапе это могло бы стимулировать и издание своей качественной литературы.
Но, увы, пока это остается только мечтами...
***
Подробнее о лженаучности и опасности АТ см. здесь:
На русск.
1. Комментарии известного американского психолога, проф. Джин Мерсер, по проблеме потенциально опасных методов психотерапии детей и их распространения в США, а теперь - и в России
https://yuliamass.livejournal.com/240750.html 2. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В., Крылатова Т.А.
Опасные методы в детской психотерапии. Психическое здоровье. 2016. Т.14. № 5 (120). С. 29 - 35.
https://www.researchgate.net/profile/Michael_Ivanov2/publication/318420466_Opasnye_metody_v_detskoj_psihoterapii/links/59688d38a6fdcc18ea6daf55/Opasnye-metody-v-detskoj-psihoterapii.pdf 3. Опасное мошенничество в детской психотерапии: по поводу семинаров Нэнси Томас в Москве. .
http://yuliamass.livejournal.com/232733.html 4. О пропаганде лженаучной психотерапии приемных детей «родительство по Нэнси Томас».
http://yuliamass.livejournal.com/227954.html 5. О проникновении в школы приемных родителей опасной лженаучной психотерапии.
https://yuliamass.livejournal.com/193554.html 6. Такие у наших приемных родителей учителя...
https://www.facebook.com/groups/pravsemya/permalink/1405552062827214/ https://vk.com/wall193081218_683 На англ.:
7. Allen B. (2016). A RADical idea: a call to eliminate “attachment disorder” and “attachment therapy” from the clinical lexicon. Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health, V. 1. No 1. P. 60.
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945http://sciences.ucf.edu/psychology/childrenslearningclinic/wp-content/uploads/sites/91/2013/08/Allen-2016-Attachment-Disorder-critique.pdf 8. Joyce К. (2015) The worst adoption therapy in the world.
http://www.thedailybeast.com/the-worst-adoption-therapy-in-the-world 9. Mercer J. Evidence of Potentially Harmful Psychological Treatments for Children and Adolescents. Child Adolesc Soc Work J. 2017. V. 34 (2), pp. 107 - 125.
https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10560-016-0480-2 10. Mercer J. Got RAD? DSM-V Rethinks the Diagnosis; Maybe You Should Too. 2013.
http://childmyths.blogspot.ru/2013/04/got-rad-dsm-v-rethinks-diagnosis-maybe.html 11. Mercer J. International concern about Holding Therapy. Research on Social Work Practice. 2014, Vol. 24. No 2. P. 188-191.
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518 12. Nancy Thomas
http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html 13. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587 14. Victims of Attachment Therapy and its Parenting Methods
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html? 15. Zeanah С.H., Gleason M.M. REACTIVE ATTACHMENT DISORDER: A REVIEW FOR DSM-V. American Psychiatric Association. 2010.
https://www.researchgate.net/profile/Charles_Zeanah/publication/228683818_Reactive_Attachment_Disorder_a_review_for_DSM-V/links/0deec51e86576d1e8c000000/Reactive-Attachment-Disorder-a-review-for-DSM-V.pdf 16. Zeanah C. H. Gleason M. M. Annual Research Review: Attachment disorders in early childhood - clinical presentation, causes, correlates and treatment. J Child Psychol Psychiatry. 2015. 56(3): 207-222
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4342270/pdf/nihms632184.pdf