ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ НЬЮ ЭЙДЖ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ. ЧАСТЬ 1

Aug 27, 2017 10:20

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ НЬЮ ЭЙДЖ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ. ЧАСТЬ 1
(с добавл. 2022 г.)

В последние годы в России распространяется такое направление как перинатальная психология. Четкого определения этой области нет.

Например, в известной книге И.В. Добрякова «Перинатальная психология» ( http://existentia.org/wp-content/uploads/2013/11/Dobryakov-I.V.-Perinatalnaya-psihologiya.pdf ) приводится несколько дефиниций, предложенных в русскоязычной литературе.



Вот некоторые из этих определений из книги И.В. Добрякова:

«…Г. И. Брехман определял перинатальную психологию как новую область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе и их влияние на всю последующую жизнь личности (Брехман Г. И., 1997, с. 8).

Она призвана выявлять и научно обосновывать тонкие процессы восприятия пренейтом (нерожденным ребенком - примеч. Ю.М.) информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти, становления у него психических функций».

"Жаркин полагает, что «перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека (Жаркин Н. А., 2001, с. 4)…".

Сам Добреньков определяет перинатальную психологию так:

«Перинатальная психология - это раздел медицинской (клинической) психологии, изучающий значение психических факторов, которые связаны с проблемами зачатия, с развитием осложнений, возникающих во время беременности, родов, раннего послеродового периода; перинатальная психология занимается разработкой психологических профилактических и коррекционных средств воздействия на систему «мать - дитя» («мать - пренейт»)".

Последователи перинатальной психологии претендуют на то, чтобы эта область считалась серьезной научной дисциплиной, близкой к таким направлениям, как современная научная психология развития, клиническая психология и доказательная психотерапия, перинатология и др. Приведенные выше обтекаемые формулировки помогают создавать подобное впечатление. При этом маскируется тот факт, что в действительности перинатальная психология - это эклектическая область, ряд направлений которой имеет лженаучный характер, не имеющий ничего общего с с научной психологией, доказательной психотерапией или доказательной медициной.

Так, согласно ключевым постулатам перинатальной психологии, информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его судьбу. Эти воззрения по существу являются мифами, не имеющими за собой научных оснований и доказательств.

Или,  проще говоря, согласно этой доктрине, подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, полученных во внутриутробном периоде (во чреве матери) определяют поведение человека, вызывают у него психологические проблемы во возрослой жизни. Идея этот никак недоказуема, в неё можно только верить, как в религию (https://vk.com/wall-32482446_148088).

Тем не менее в России издаются пропагандирующие эти идеи руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Такие идеи популяризируют и на сайтах " родительской культуры" и  коммерческих центров подготовки к родам (http://raduga-birth.spb.ru/?page_id=53, http://or-sun.ru/prenatalnaya-i-perinatalnaya-psixologiya/ ).

Ряд "ЧОУ ВО" (частных образовательных учреждений высшего образования) охотно продвигают это направление ( https://vk.com/wall-32482446_148088; http://yuliamass.livejournal.com/215962.html ). Перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с одобрения таких ведомств как Минздрав и Минобразования.

Вместе с тем на Западе, в частности США, откуда к нам пришло это направление, можно видеть резкую критику этих концепций со стороны академических специалистов в области психологии развития - за очевидную связь с лженаукой и оккультизмом Нью эйдж; http://childmyths.blogspot.ru/2014/05/huffpo-spreads-garbage-about-reactive.html; http://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html ).

Этот вопрос тщательно проанализирован, например, в книге "Альтернативные психотерапии" (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer) (https://rowman.com/ISBN/9781442234918/Alternative-Psychotherapies-Evaluating-Unconventional-Mental-Health-Treatments). В 2022 г. книга была издана в переводе на русск. в издательстве "Когито-Центр" (примеч. 2022 г.):



Данная книга посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. В частности, в разделах, посвященных обсуждению ключевых концепций перинатальной психологии, разъясняется их кардинальное различие с научной психологией развития.

Хотя события до рождения конечно являются предметом рассмотрения и в научной психологии развития, однако распространенные в перинатальной психологии верования в то, что даже очень ранний перинатальный опыт запоминается в деталях и влияет на развитие личности, относятся к лженаучным идеям (например, близким к сайентологии). И это может быть особенно значимо с практической точки зрения, когда на таких доктринах основывают психотерапию (Jean Mercer: "Alternative Psychotherapies'. Rowman & Littlefield, Lanham, MD, 2014, pp. 45 и 55; в русскоязычном варианте книги см. стр. 69 и 83 - 84).

К подобного рода верованиям относятся псевдонаучные и оккультные фантазии Станислава Грофа, Давида Чэмберлена, Ллойда Демоза, Григория Брехмана и ряда других идеологов перинатальной психологии, особо почитаемых и часто цитируемых  адептами этого направления.

В сочинениях теоретиков перинатальной психологии не редко можно встретить утверждения подобного рода: например, если мать думала об аборте в самом начале беременности, а потом изменила намерения, то вследствие загадочной «клеточной памяти» (якобы существующей уже у неоплодотворенной яйцеклетки), «телепатической связи» между матерью и эмбрионом и т.п., одно это (мысли матери) уже способно негативно отразиться на психике ребенка.

Все эти ньюэйджевские оккультные измышления  не имеют научного основания. Часть из них вообще представляют собой описания болезненных кошмарных видений людей,  находящихся под  воздействием наркотика ЛСД. Например, Гроф проводил эксперименты с применением ЛСД (в том числе, на безнадежно больных раком людях), записывая рассказы о вызванных наркотиком галюцинациях.


 

Эти описания Гроф изобразил как "достоверные воспоминания" о "психических переживаниях ребенка в родах", "перинатальной жизни" и "прошлой жизни  до зачатия". На этом сомнительном основании Гроф сформулировал чрезвычайно популярную в перинатальной психологии «теорию Базовых Перинатальных Матриц (БПМ)», постулирующую существование мифических  «динамических Матриц», относящихся "к перинатальному уровню бессознательного". Гроф выделил 4 таких матрицы в зависимости от времени их формирования (беременности, разных периодов родов, момента рождения и отделения ребенка от матери). Согласно Грофу эти матрицы (впечатления,  якобы полученные в каждом периоде) после рождения человека управляют его мышлением, поведением человека и соответственно судьбой. По словам Грофа то «…как человек родился влияет на его взгляд на жизнь, соотношение оптимизма и пессимизма, его отношение к другим людям, способность противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели» (цитир. по http://brekhman.iri-as.org/stat/emozii_ploda.pdf).

Чтобы наглядно продемонстрировать "научную достоверность"  этого направления  (столь почитаемого в перинатальной психологии) ниже для примеры приведены некоторые пассажи из сочинений Грофа на тему "перинатальных матриц":

"Индивидуальные матрицы имеют установленные связи с некоторыми типами послеродовых переживаний… Они также сообщаются с архетипами Ужасной богини-матери, Великой богини-матери, ада или небес, с разновидностями расовой, коллективной, кармической памяти, и с филогенетическими переживаниями".

"Особенно замечательно и удивительно точное астрологическое соответствие с эмпирическими сторонами, которое мы наблюдаем в БПМ-III, ибо эта матрица представляет собой необычное сочетание элементов, характерное для завершающего этапа биологического рождения. Сюда относится безжалостный натиск стихийных божественных сил, столкновение титанических энергий, дионисийский экстаз, рождение, секс, смерть-возрождение, уничтожение и скотология… С точки зрения астрологии всё это качества архетипа Плутона", и т.п, и т.д.

Подобные измышления легли также в основу изобретенной Грофом "трансперсональной психологии" (не признаваемой научной психологией) и "холотропного дыхания" - метода псевдонаучной (альтернативной)  психотерапии, приводящего к изменению сознания наподобие эффектов ЛСД (http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/   ).

Вот как сам Гроф описывает метод холотропного дыхания в книге "Психология будущего":

"В холотропном переживании иногда можно встретиться с неким существом, которое, кажется, выказывает заинтересованность в установлении с вами личных взаимоотношений и берёт на себя роль вашего учителя, проводника...  Происходит это либо путём прорицаний в состоянии транса, либо...  посредством записи телепатически получаемых мыслей…  Переживания, связанные с установлением подобного канала, могут ввергать индивида в серьёзный психологический и духовный кризис. Одна из причин этого заключается в том, что вовлечённый может истолковать переживание как указание на начинающееся помешательство. Это особенно вероятно, если подобная связь заключается в слышании голосов - хорошо известном симптоме параноидной шизофрении…"

В статье (http://skepdic.com/newthought.html) на известном американском портале "Словарь скептика", где критически рассмотрены различные направления ньюэйджевской псевдонауки,  Гроф упоминается вместе с другими  оккультистами, относящимися к  последователям течения под названием "Новое мышление" ("New Thought" ). Они считают, что люди могут менять окружающую реальность, излечивать психические и физические болезни (включая самые тяжелые) "силой мысли" и т.п. Также для них характерно использование различных приемов погружения человека в патологическое состояние "измененного сознания" и спекулирование на терминах и понятиях квантовой физики (http://www.csicop.org/si/show/quantum_quackery, http://www.slate.com/articles/health_and_science/science/2014/05/quantum_consciousness_physics_and_neuroscience_do_not_explain_one_another.html ). Эти понятия  (например "квантово-волновой дуализм" и др.) они наполняют своим, антинаучным и эзотерическим содержанием, не имеющим ничего общего с  первоначальным смыслом и происхождением данных научных терминов. Это сближает указанных эзотериков с направлением Нью эйдж, получившим на Западе наименование "квантового мистицизма" (https://en.wikipedia.org/wiki/Quantum_mysticism). С другой стороны, "квантовый мистицизм" не следует смешивать с научными направлениями, в которых рассматриваются не эзотерические, а научные гипотезы о возможности применения квантовой физики в биологии, в частности, для выяснения тонких молекулярных механизмов работы нейронов мозга (http://www.slate.com/articles/health_and_science/science/2014/05/quantum_consciousness_physics_and_neuroscience_do_not_explain_one_another.html).

Конечно, в перинатологии давно изучают влияние различных вредных факторов (инфекций, алкоголизма, неправильного питания, поведения, стресса  и т.п.) на развитие нерожденного ребенка. Но в этом случае речь идет о физиологических механизмах, эффекты которых регистрируются, доказываются в строгих научных исследованиях (типа рандомизированных клинических испытаний).

В случае же концепций Грофа, то,  как точно сказал известный российский психолог  Сергей Степанов  (доцент  МГППУ, автор  многих книг по различным проблемам психологии) -  это  "фэнтэзи от науки", ибо "науки в них просто нет". "В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда…", а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми. (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103918).

Что касается дианетики, то сам Гроф в своей книге "За пределами мозга" не без гордости особо подчеркивает связь своих измышлений с "замечательными идеями Хаббарда":

"Много обнадеживающих параллелей можно указать в концепциях, изложенных в этой книге (имеется в виду книга Грофа - примеч. Ю.М.) и в противоречивых системах дианетики и сайентологии, которые разработал Л. Рон Хаббард (Hubbard, 1950)... К сожалению, замечательные идеи Хаббарда были дискредитированы их практическим применением в профессионально подозрительной и скомпрометировавшей себя стремлением к власти организации /Церкви Сайентологии/. Однако этот факт не должен преуменьшать ценность самих идей для прогрессивно мыслящего исследователя, который найдет в сайентологии настоящую сокровищницу блестящих находок... Некоторое сходство концепций проявляется и в признании первостепенной значимости родовой травмы и пренатальных воздействий (включая опыт зачатия), в признании памяти предков и эволюции (или, как Хаббард ее называл, "опыта по генетической линии"), а также в акценте на прошлых воплощениях"  (из книги "За пределами мозга").

Один из основателей Американской ассоциации перинатальной психологии -  Дэвид Чемберлен - также выказывал большое почтение к сайентологии (http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html, http://childmyths.blogspot.ru/2014/05/huffpo-spreads-garbage-about-reactive.html; http://yuliamass.livejournal.com/215962.html).

С точки же зрения Православия концепции и практики Грофа характеризуются следующим образом:

«…Метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

... Методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер.

Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3-4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание».
Иеромонах Максим (Попов). Холотропное дыхание - практика поражения души и сознания человека.
Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 52, 2008 (http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5762 )
***
С помощью подобных лженаучных идей (в духе Грофа, квантового мистицизма, сайентологии и т.п.) в перинатальной психологии демонизируют "нежеланных детей". Якобы "телепатическое воздействие"  негативных мыслей матери на детей от нежеланных (незапланированных) беременностей  приводит к мифической психологической травме начиная с самого раннего перинатального периода (по Грофу её можно заполучить еще до зачатия). И поэтому такие дети становятся преступниками и т.п.

Например, сходные идеи звучали в 2015 г. даже на фестивале "За жизнь" - в докладе Григория Брехмана, перинатального психолога из Израиля, иммигрировавшего из России в начале 90-х ( http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/ ). Он был первым председателем созданной в 1998 г. Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины. Кроме извращенных фантазий Грофа, в докладе Брехмана в ход шли и лженаучные идеи так называемой «волновой генетики» Петра Гаряева, давно обличенные научным сообществом за их шарлатанский характер (http://www.sbras.info/public-reception/question/pochemu-teoriya-ppgaryaeva-ne-mozhet-byt-odobrena-akademiei-naukhttp://www.biophys.ru/archive/bulletin/vzn_03_p62.pdf ).

Кадры из ВИДЕО с докладом Брехмана на Фестивале "За жизнь" 2015 г. (https://www.youtube.com/watch?v=ORVz_S6m_4Q):





На упомянутый фестиваль (посвященный борьбе с распространением абортов) Брехман был приглашен организаторами мероприятия (руководителями нижегородского "АНО Фестивали за жизнь"  С. Чесноковым и В. Потихой ) в качестве почетного докладчика (подробнее об этом см. здесь: http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/ ).

Возможно неразборчивые организаторы посчитали, что фантазии перинатальной психологии (на тему  долговременной памяти у эмбрионов и т.п.)  можно использовать как "довод" против абортов. Но такая всеядность с поисками доводов в биоэтике приводит только к противоположным результатам, что собственно и подтвердил доклад Брехмана. Демонизация "нежеланных детей"  в его докладе фактически есть подведение псевдонаучной "базы" под оправдание абортов. Не говоря уже о том, что цель не оправдывает средства. И борьба с распространением абортов (ставшими в современном обществе порочной социальной нормой) не оправдывает пропаганду псевдонауки и оккультизма (в виде основанных на них ложных "доказательств"). Впрочем вероятно организаторы фестиваля сами не понимали различия между достоверными научными знаниями и - верованиями Нью эйдж типа квантового мистицизма (выдаваемыми за "новые научные парадигмы").

Блестящий пример защиты человеческого достоинства и жизни нерожденных детей в опоре на настоящую науку  содержится в книге «Плод как личность», автором которой является  знаменитый новозеландский перинатальный физиолог  Вильям Лайли (William Liley) (https://en.wikipedia.org/wiki/William_Liley).

Лайли (1929 - 1983),  считающийся основателем современной медицины плода, прославился многими изобретениями в области перинатологии. Например, им разработаны методы спасения жизни нерожденных детей при тяжелых резус-конфликтах. Как известно, Лайли был противником абортов и даже основал в Новой Зеландии движение в защиту жизни нерожденных детей (в связи с этим его пригласили в научную академию при Ватикане, хотя он и был атеистом).  Вот в каких словах он описывает жизнь человека до рождения в своей работе "Плод как личность" (Liley A.W. "The Foetus as a Personality," Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 1972, Vol 6, р. 99) .

"Возможно мы не все доживем до старости, но все мы были в свое время плодами. И в это время у нас был ряд замечательных свойств, которые, к сожалению,  мы утратили когда стали старше. Мы были здоровыми физически и физиологически. Мы были гибкими и не ожирелыми. Наша единственная вредная привычка было  сосание пальца. И самое худшее последствие от питья жидкости было икание, а не алкоголизм....
Мы более не рассматриваем органы и физиологические функции плода (например, сердечно-сосудистую или выделительную систему), как несовершенные по сравнению со взрослым организмом, но скорее, как специфически приспособленные к тем осмотическим условиям, в которых им приходилось функционировать.
Так может быть пора  задать себе вопрос: а не должны ли мы оказать такое же уважение личности и проявлению индивидуальности плода, пусть, с нашей взрослой точки зрения, они нам и представляются  рудиментарными ?"



ПРОДОЛЖЕНИЕ (ЧАСТЬ 2) СМ. ЗДЕСЬ:
https://yuliamass.livejournal.com/239877.html

перинатальная психология

Previous post Next post
Up