ЗАБОТА О ДЕТЯХ ИЛИ ПОЛИТИКАНТСТВО С КОМПОНЕНТАМИ СЕКТАНТСТВА?
ДВИЖЕНИЕ С.Е. КУРГИНЯНА И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
-----------------------------------------------------------------------
Подборка статей С.Е. Кургиняна (размещенных на сайтах созданного им движения "Суть времени") с краткими комментариями:
1). Сергей Кургинян. Враг человечества.
http://rossaprimavera.ru/article/vrag-chelovechestva Это статья Кургиняна (2013 г.), в которой по сути сказано, что тема так называемой "ювенальной юстиции" - используется им для создания образа общего врага, против которого могли бы объединиться «красные метафизики» Кургиняна («левое движение») и представители "классической религиозности" (по контексту публикаций Кургиняна на данную тему здесь прежде всего имеются в виду православные).
Причем ювенальная юстиция - фактически социальный передаточный механизм между государством и семьей - вместо серьезного критического анализа возводится этим движением до уровня воплощения "всемирного Зла", некоей универсальной "страшилки". И делается это с определенными целями, о чем сказано ниже.
Согласно дуалистическим религиозным конструкциям Кургиняна, заложенным в основу его движения, в мире существует извечно два начала: Творец и метафизическое Зло (Кургинян пишет это слово с заглавной буквы). Причем согласно "метафизическим" фантазиям Кургиняна, это Зло - "творчески состоятельно и автономно", и настолько могущественно, что может поглотить не только Космос, но и самого Творца . Но этого можно избежать, если "помочьТворцу".
См.:
Сергей Кургинян. Красный смысл. 1997.
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&auth=10&theme&id=1732 .
Для этого собственно и создано движение «красных метафизиков» (по выражению Кургиняна) «Суть времени» и позднее - его клон «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС).
Источник:
http://rossaprimavera.ru/static/files/19e1501ea402eb87.pdf***
Далее, как проповедует Кургинян, все исторические движения можно разделить на два лагеря, работают ли они на помощь Творцу, или способствуют «окончательной победе Зла».
Православная Церковь (как и Коммунизм, СССР и "Суть времени") отнесена им к «лагерю Добра» (Творца). Однако, согласно Кургиняну, сама по себе Церковь слаба для борьбы со Злом, поэтому должен быть создать «лево-правый союз» (включающий "красных метафизиков" Кургиняна и Православную Церковь).
Но этому объединению мешает отсутствие «материализованного» образа общего врага. В качестве такого врага, против которого можно было бы «дружить», и выдвигается «ювенальная юстиция», при этом ей придается значение одного из воплощений «всемирного Зла».
Вот такая метафизика, если изложить вкратце, и без напыщенных фраз, затемняющих суть дела.
Во всяком случае, видно, что проблема улучшения работы социальной службы, судьба детей - «социальных сирот» и т.п. - интересует это движение не само по себе, а как орудие для продвижения своих политических целей. А именно, в качестве «страшилки» с целью побудить православных вступить в «союз» с Кургиняном и его движением.
Но может ли быть реальный толк от такой "правозащитной деятельности", в которой тема детей и защиты семьи - являются не целью, а только средством для достижения сомнительных политических целей?
2) Сергей Кургинян. Новая идеология возможна, и она уже набирает силу. 2015.
http://rossaprimavera.ru/article/novaya-ideologiya-vozmozhna-i-ona-uzhe-nabiraet-silu Здесь пропагандируется идея такого "лево-правого" союза (то есть объединения православных с коммуно-оккультистами - «красными метафизиками» движения Кургиняна). И уверяется, что будто бы подобный союз уже создан, причем якобы при поддержке и одобрении неких неназванных иерархов.
Та же самая статья в переводе на англ. яз:
http://eu.eot.su/2016/01/07/new-ideology-is-possible-and-it-is-already-getting-stronger/ 3) Сергей Кургинян. О коммунизме и марксизме. 2016.
http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-53 Дальнейшая пропаганда «лево-правого союза».
4) Кургинян: Ленинопад - симптом психополитической неустойчивости элиты.
https://regnum.ru/news/polit/2285026.html Эта статья на информационном портале "Регнум" сообщает о выступлении Кургиняна на конференции «Октябрьская революция. Мифы и реальность», прошедшей 6 июня 2017 г. в Санкт-Петербурге. Судя по данному сообщению на указанной конференции главный идеолог "Сути времени", спекулируя на бедах Украины, фактически клонил к тому, что, или люди в России должны продолжать восхищаться Октябрьской революцией, деятельностью Ленина и Сталина, не сметь сносить памятники Ленина, во времена СССР во множестве, как идолы, утыканные по всей стране (и, как правило, не представляющие художественной ценности и нередко уродующие исторический ландшафт городов) и т.п., и т.д - или, если они откажутся все это делать, проявив «антисоветизм», то они попадут в разряд "не полноценной нации, которая должна быть под опекой и внешним управлением".
Вот так, ни больше, ни меньше - среднего не дано.
И якобы это будет означать, что народ не способен видеть и помнить то положительное, что было в его жизни за 70 лет существования СССР. Конечно было, так как жизнь всегда шире и больше чем деструктивная деятельность тоталитарных тиранов. Но из этого совсем не следует, что нужно продолжать навязывать отношение к этим тиранам как неподсудным "священным коровам", не замечая того вреда, который они принесли, и изображая подвиги и достижения всего народа за время существования Советского Союза (в том числе, совершенных несмотря на вредоносную деятельность тиранов) - как якобы «личную» заслугу этих тиранов. Вот такими подменами занимается по сути основатель и главный идеолог «Сути времени».
Памятник В.И. Ленину в сквере исторической части г. Костромы (верхнее фото ). Фигура Ленина установлена в 1928 г. на постаменте незавершенного из-за Первой мировой войны памятника в честь 300-летия дома Романовых. Рядом находился красивейший ансамбль Костромского кремля с церковными соборами (см. среднее фото, справа от памятника Ленину, указанного красной стрелкой). Ансамбль Костромского кремля был взорван большевиками в 1934 г. Современный вид (без кремля) см. на нижнем фото, памятник Ленину также указан красной стрелкой. В настоящее время в Костроме принят план реставрации кремля.
***
В «Сути времени» есть также любопытный документ под названием "Манифест" (
http://eot.su/manifest ), в преамбуле которого сказано, что это то, что идеологически должно объединять членов данного движения (см. скриншот фрагмента документа ниже). Вроде как программа партии. Причем все кто не разделяет эти идеи - должны отойти в сторону, говорится в Манифесте.
Построение заново СССР (своего рода утопии в духе хилиазма) объявляется там главным смыслом жизни и членов этого движения, и вообще человечества. Все члены движения призываются постоянно чувствовать "боль утраты СССР" и отречения нации от коммунизма и прилагать все усилия чтобы вернуть потерянное.
Большевизм воспевается как великое благо для России, которое она недооценила и поэтому опрометчиво отказалась от него. Как будто и не было зверского уничтожения царской семьи, гонений на религию - в Православной Церкви приведших к репрессиям и гибели многих простых верующих и священников (это было отражено в прославлении новомучеников на Архиейреском соборе РПЦ 2000 г. ), храмов, разрушавшихся по всей России (и частично восстановленных в проклинаемую Кургиняном постсоветскую эпоху), уничтожения крестьянства, вынужденной иммиграции множества талантливых людей из России, ленинских (например, на Соловках) и сталинских концентрационных лагерей, и т.п., и т.д. Провозглашается также задача создания "некоего нового человека". Очевидно, это попытка навязать стране еще один утопический социальный проект.
Как это может быть совместимо с с православным мировоззрением? Да никак. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» - так апостол Павел описал мироощущение, к которому должны стремиться христиане (1Сол. 5:16-18). Как это контрастирует с постоянным трауром "по утрате СССР" в котором должны пребывать адепты "Сути времени", согласно Манифесту этого движения.
Известно, что одна ложка дегтя бочку меда портит. Но в документе множество и других перлов. Хотя бы такая "мелочь", что Фрейд в этом Манифесте к "великим ученым" причтен. Фрейд уже давно развенчан на самом Западе как псевдо-ученый, и его концепции не признаются современной научной психологией (основанной на применении научных методов и доказательств). Если даже в такой мелочи в Манифесте не смогли разобраться, то что уж говорить о более серьезных проблемах.
Религиозная составляющая в Манифесте приглушена, возможно, чтобы не отпугнуть потенциальных адептов из атеистов и мало информированных православных (которых, в соответствии с установкой на создание "лево-правого союза", пытаются вовлекать в это движение). Ведь болезненные фантазии "красной метафизики" на тему "извечного Зла, пожирающего Творца" звучат совершенно кощунственно с точки зрения Православия.
Взамен в текст Манифеста вкраплены разглагольствования о необходиости создания некой "квазисветской" религии для "утешения человека" перед осознанием своей смертности. И, более того, оказывается, в этом состоит одна из "миссий России" в мире:
"Россия не принимает той концепции светской безутешительности, на которой основан Модерн. Она все время ищет именно светскую или квазисветскую утешительность (то есть внерелигиозный шанс обретения бессмертия). Об этом говорит и «Общее дело» Федорова, и философия космизма, и большевистское богостроительство. Тут важны не исторически преходящие частности, а воля России к нахождению светской утешительности".
Тем не менее и в утопическом проекте, продвигаемом в Манифесте "Сути времени", все же слышны некоторые отголоски неоманихейского дуализма, присущего религиозному конструкту Кургиняна (возможно изначально и созданного в поисках "квазисветской утешительности"). Зато свои религиозные концепции Кургинян в полную меру проповедует в других статьях и выступлениях (записанных на ВИДЕО и во множестве распространяемых в интернете).
На сайте «Сути времени» также продвигают сочинения Кургиняна на религиозные темы (
http://eot.su/node/7780 ), например, книгу "Исав и Иаков", в которой он опирается, в том числе, на эзотерику каббалы для обоснования своих заключений. Достаточно глубокий религиоведческий анализ сочинений Кургиняна был проведен некоторыми православными блогерами, что хотя бы отчасти компенсирует отсутствие публикаций академических богословов на эту тему (
http://swayn.livejournal.com/26018.html,
http://www.predanieneo.com/t7811-topic#462853 ). Кроме того, на "заигрывание с оккультизмом", обнаруживаемое в сочинениях Кургиняна, указывал известный православный богослов и религиовед диакон Андрей Кураев (
kuraev.livejournal.com/284965.html ).
Также впечатляют откровения Кургиняна на тему Православной Церкви. Оказывается, по Кургиняну "Православие, - не может создать тех мобилизационных напряжений в борьбе со Злом, которые создает Красный Смысл, красная дуалистическая метафизика" (см. статью Кургиняна "Красный смысл":
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&auth=10&theme&id=1732 ).
Под одной из статей в сообществе "Суть времени" (с призывом к созданию сомнительного "лево-правого союза") в Живом журнале можно видеть интересную полемику активиста движения Кургиняна с православным блогером (
http://eot-su.livejournal.com/2582496.html ). Православный блогер упрекает Кургиняна за стремление путем манипулирования навязать Церкви «союз» с этим движением, основанном на совершенно еретических, с точки зрения Православия, неоманихейских религиозных конструкциях (при этом адепты движения "Суть времени" любят уверять, что это мол "не религиозная", а "научная концепция"). ***
Но, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что даже и без религиозной стороны (а она для православных людей конечно очень важна!) - "траур по СССР" , как основное объединяющее начало адептов "Сути времени" (это сказано в манифесте данного движения) - нечто совершенно неприемлемое для внутреннего мироощущения православного человека, укорененного в Церкви. Фактически в этой идеологии СССР превращен в некоего идола. И такой "патриотизм", основанный на поклонении этому идолу, ничего кроме вреда, России не принесет. И как совместить - Пасхальную радость с постоянно поддерживаемой "скорбью по СССР"?
Конечно, из всего этого отнюдь не вытекает, что все что делают или говорят активисты «Сути времени» в отношении западных систем защиты детства, совершенно не верно.
Но это означает, что нужно весьма критически относиться к действиям и высказываниям движения, основанного на связанной с оккультизмом идеологии, и рассматривающей эту тему как орудие своих политических целей.
Разумеется, в связи с внедрением современных западных систем защиты детства возникает много сложных проблем.
Однако, если проанализировать проблему не по статьям "красных метафизиков" из «Сути времени», а по другим источникам, включая критическую научную западную литературу по данной теме, то вырисовывается следующая картина. Фактически речь идет о некоем механизме, предназначенном для помощи детям, оказавшимся в опасности из-за патологической ситуации в их семьях, причем в идеале его применение не должно затрагивать «нормальные» семьи.
Но как и в случае любой технологии, применение и работа этого механизма очень сильно зависит от этики людей, его использующих. В частности, применение этих технологий (своего рода передаточных механизмов между семьей и государством) сильнейшим образом зависит от семейной политики государства.
Когда на Западе считали, что у них сохраняется традиционная семья, то этот механизм работал на помощь семье, без противопоставления родителей и детей, как некоего "принципа" (хотя конечно в истории бывали и тогда всякие сбои и жестокие перегибы, вроде отправки детей бедняков из Англии в Австралию).
Но по мере того как политики пришли к мнению, что у них произошли «кардинальные изменения» в области семьи, этот механизм был настроен на другой режим. Значительное влияние оказывает неолиберальная идеология. При доминировании в обществе такой идеологии дети рассматриваются как "автономный" от семьи "капитал" для "инвестирования в будущее", а на семьи бедняков накладывают полную ответственность за невозможность создать «условия, отвечающие наилучшим интересам ребенка» (то есть бедные объявляются виновными в своей бедности»).
При этом государство, проявляя авторитаризм по отношении к бедным семьям (что выражается в более частом отъеме детей соцслужбами), игнорирует объективные социально-экономические корни роста неравенства в неолиберальных обществах. Наблюдается и возврат к евгенической идеологии, только в новом обличье.
В этой связи большой интерес представляет дискуссия, развернувшаяся на данную тему в последние годы в Великобритании. В частности, эта тема обсуждается на серьезном уровне в ряде англоязычных книг и статей, где известные западные эксперты и специалисты (профессора университетов и т.п.), посвятившие свою жизнь области социальной службы, критикуют современное состояние и тенденции развития данной сферы "изнутри системы". Однако они требуют не уничтожения (что было бы и не реально), а кардинального реформирования системы с целью её гуманизации (подробнее см. здесь:
http://yuliamass.livejournal.com/229971.html,
http://yuliamass.livejournal.com/231178.html ).
Примеры таких исследований приведены также в следующих ссылках:
1) Hyslop I. (2015). Welcome to the nightmare: social work, child protection and the punishment of the poor.
http://www.reimaginingsocialwork.nz/2015/05/welcome-to-the-nightmare-social-work-child-protection-and-the-punishment-of-the-poor/; Название на русск.: "Приглашение в кошмар: социальные службы, защита детей и наказание бедных".
2) Featherstone B., Morris K. and White S. (2013). A Marriage Made in Hell: Early Intervention Meets Child Protection. Br J Soc Work.
http://bjsw.oxfordjournals.org/content/early/2013/03/18/bjsw.bct052.fullНазвание на русск.: "Свадьба в аду: Раннее вмешательство встретилось с системой защиты детства".
3) Wastell D. and White S. (2012). Blinded by neuroscience:
social policy, the family and the infant brain. Families, Relationships and Societies, vol 1, no 3, p. 397-414.
http://www.managingbydesign.net/my_library/blinded%20by%20neuroscience.pdf Название на русск.: "Ослепленные нейронаукой: социальная политика, семья и мозг ребенка".
4) Wastell D. and White S. Blinded by Science: The Social Implications of Epigenetics and Neuroscience Hardcover. Policy Press: Bristol, UK. 2017. 291 p.
https://www.amazon.co.uk/d/Books/Blinded-Science-Implications-Epigenetics-Neuroscience/1447322339Название на русск.: "Ослепленные наукой: Социальные приложения эпигенетики и нейронауки".
5) Parton, N. (2016). An ‘authoritarian neoliberal’ approach to child welfare and protection? Aotearoa New Zealand Social Work, v.28, no 2, p. 7 -8..
https://anzswjournal.nz/anzsw/article/view/219/283Название на русск.: "Авторитарный неолиберальный подход к защите детства?"
6) Parton, N. (2014). The Politics of Child Protection: Contemporary Developments and Future Direction. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
https://www.amazon.com/Politics-Child-Protection-Contemporary-Developments/dp/1137269294 Название на русск.: "Политика защиты детства: Современное развитие и будущие направления".
***
Важно сделать так, чтобы в конечном счете работа этих технологий (которые в реальности во многом уже включены в cемейное законодательство в России) - была настроена у нас на такой режим, чтобы это не приносило вреда семьям граждан России, в своем большинстве ценящих сохранение идеала традиционной семьи.
Но может ли решению этой важной задачи способствовать «лево-правый» союз православных с движением "Суть времени" (с его замешанной на неоманихейской ереси оккультной "метафизике"), играющим на этом поле для наращивания своего политического капитала ?
Конечно у нас по Конституции плюрализм и демократия. Каждый идеолог может выносить свой «товар» на рынок общественных идей, мировоззрений, социальных проектов и т.п. (если, конечно, при этом нет нарушений законодательства). Однако общество, со своей стороны, имеет право и должно критически анализировать состав продвигаемых на этом рынке продуктов, дабы ненароком под новыми яркими брендами и упаковками не наглотаться ложного, протухшего и вредного содержимого.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что православным людям были даны важные ориентиры в отношении возможного сотрудничества в сфере церковного социального служения. Речь идет об итоговом документе Архиерейского собора РПЦ 2011 г., посвященного социальному служению и благотворительности (
http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html).
В частности, там указано следующее:
«В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом.
Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу совместно с православными в целях прозелитизма».