Источник:
http://www.abc-gid.ru/news/show/2882/ Как выяснили американские ученые из детской больницы Бостона (Boston Children’s Hospital), нехватка родительской заботы, с которой дети в раннем возрасте сталкиваются в детских домах, является не только фактором риска нарушений правильного психического развития ребенка (как это было установлено раньше), но и непосредственно влияют на размер некоторых участков мозга.
В исследовании использовались данные из программы Bucharest Early Intervention Project, в ходе которой сирот, которые воспитывались в детских домах передавали приемным родителям. Всего ученые сравнили результаты МРТ трех групп детей в возрастей 8-11 лет. В первую входило 29 детей, которые воспитывались в соответствующих учреждениях в течение 6-9 лет. Во вторую - 25 детей, которые были переданы оттуда в приемные семьи. В третью - 20 детей, которые сразу попадали к приемным родителям. На результатах МРТ детей, пребывавших или пребывающих в детских домах, объемы серого вещества коры головного мозга были меньше, чем у тех детей, кому посчастливилось никогда не бывать в подобных учреждениях. Немного по-другому обстояли дела с соединяющим разные части мозга белым веществом - его объемы были значительно меньшие у сирот, получающих институциональное воспитание, чем у детей из двух других групп.
Как видно из полученных учеными результатов, воспитание детей в детских домах негативно сказывается на размере мозга ребенка. Однако хорошие новости заключаются в том, что помещение ребенка в приемную семью способно восполнить возникающий из-за этого пробел - как демонстрирует прирост белого вещества головного мозга.
Сами ученые объясняют свое открытие следующим образом: в определенном возрасте у ребенка (первые два года жизни) начинается «сенситивный период», в который его окружение особенно влияет на развитие. И социальная депривация, с которой многие дети сталкиваются во время пребывания в детских домах (например, в Румынии соотношение социальных работников к сиротам составляет 1:12), таким образом и приводит к уменьшению объема мозга. В свою очередь это может приводить к нарушению психического развития детей и понижению их умственных способностей.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences:
Sheridan M.A., Fox N.A., Zeanach C.H., McLaugHin K.A., Nelson C.A. Variation in neural development as a result of exposure to institutionalization early in childhood. PNAS, 2012, 109, 12927 - 32.
(
http://www.pnas.org/content/early/2012/07/17/1200041109.full.pdf ).
-----------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Добавление автора дневника.
В связи с обсуждавшейся выше статьей хотелось бы также отметить следующее. Результаты указанной работы хорошо согласуются с данными других известных исследований, показавших, что перемещение детей из детских домов (где они, в силу особенностей этой системы, испытывали депривацию) в более благоприятные условия развития (например, в приемную семью) в большинстве случаев приводит к их существенной психической реабилитации, у многих детей - практически полной. Конечно, реабилитация может происходить не сразу, а постепенно и потребовать дополнительных усилий со стороны семьи по оздоровлению и развитию ребенка; см., например, следующие ссылки:
van IJzendoorn M. H., Juffer F. The Emmanuel Miller Lecture 2006: Adoption as intervention. Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development. J. Child Psychology and Psychiatry, 2006, 47, 1228 - 1245.
Welsh J.A., Vianna A.G., Stephen A.P., Mathias M.D. Interventions for internationally adopted children and family. A review of literature. Child and Adolscent social work journal, 2007, 24, 285 - 311.
----------------------------------
При этом в работе van IJzendoorn et al. (2006) подчеркивается, что хотя помещение ребенка в приемную семью может служить "терапевтической мерой", направленной на помощь самому ребенку, общество должно делать все возможное, чтобы необходимость в использования этого средства была сведена к минимуму. Для этого необходимо укреплять институт семьи в целом и принимать меры, противодействующие "торговле детьми" и необоснованным изъятиям детей из родных семей под надуманными предлогами (например по причине "бедности").
В связи с этим авторы подвергают критике некоторые международные документы по защите детей, в которых сказано, что хотя приоритет должен быть отдан воспитанию детей в родной семье, "в наилучших интересах ребенка" возможно передавать детей и в приемные семьи. По мнению авторов такие расширенные формулировки могут создавать условия для дискриминации и нарушения прав "биологических семей", например, в случае их бедности.
Как пишут IJzendoorn et al (2006), вряд ли кто из нас хотел бы оказаться в положении бедных, но любящих своих детей родителей, которым бы указали на целесообразность передачи детей в более обеспеченную семью, так как это якобы соответствует их "наилучшим интересам". Поэтому необходимо изменить подобные формулировки на другие, которые бы ограничивали применение этого "терапевтического вмешательства" крайними случаями, когда ребенок действительно лишен самых необходимых (а не "наилучших"!) условий существования, его жизнь находится в опасности и т.п., при этом исправить ситуацию в родной семье никакими способами невозможно.
--------------------------
Следует отметить, что ранее (в 1996 г.) сходные результаты были получены в Научном центре психического здоровья РАМН - в кандидатской диссертации Проселковой Марины Овсеевны "Особенности психического здоровья детей-сирот" (см. автореферат:
http://www.psychiatry.ru/diss/1996/86).
Причем там было показано, что можно добиться успешной реабилитации детей даже в условиях детского дома, при условии обеспечения эмоционального и психологического контакта со взрослым и проведения специальных развивающих занятий. Работа также содержит ценные рекомендации по поводу того, какие меры можно принять, чтобы предупредить развитие синдромов депривации у воспитанников детского дома. В частности, там говорится следующее:
"Наиболее эффективным мероприятием по реабилитации детей-сирот является метод имитации семьи, который предполагает разукрупнение групп детей, постоянный состав групп и включает в себя расширение эмоционально-когнитивной и разновозрастной стимуляции с применением специальных программ, улучшающих развитие других психических функций.
Работа сиротских учреждений нуждаются в реорганизации с изменением их штатно-функциональной структуры. Необходимы следующие мероприятия:
- введение в штат «ЛЗМ» (лицо, заменяющее мать);
- замена сменного графика лиц, работающих с «семьей», на ежедневный;
- психологическое тестирование при отборе лиц для работы на этих должностях и контрактная система приема на работу сотрудников дома-младенца".
------------------------
Позднее результаты, полученные в диссертационной работе М.О. Проселковой (и составленные на их основании рекомендации), получили подтверждение и в зарубежных исследованиях.
--------------------
На основании накопленных новых научных данных об особенностях нервно-психического развития детей в раннем возрасте ЮНИСЕФ недавно опубликовал специальное заявление с призывом сократить до минимума помещение детей до трех лет в интернатную систему. В самом крайнем случае рекомендовано помещать ребенка в детские дома домашнего типа, где бы обеспечивался достаточный эмоциональный контакт ребенка с ухаживающим за ним взрослым (
http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/117957/ ).
-----------------------------------------
Кроме того, важно также подчеркнуть, что в указанных выше зарубежных исследованиях (van IJzendoorn and Juffer, 2006; Welsh et al., 2007) предупреждается об опасности использования научно необоснованной и недоказанной практики "психотерапии" приемных детей, скрывающейся под названиями "терапии привязанности" ("Attachment therapy", AT), "холдинг-терапии" ("holding therapy"), "родительства по Нэнси Томас" и некоторыми др. Эта лже-психотерапия может принести большой вред психическому и физическому здоровью ребенка.
К числу известных адептов этой опасной для здоровья и даже жизни приемных детей концепции и практики относятся Фостер Клайн, Даниэль Хьюз, Грегори Кек, Нэнси Томас, Марта Уэлч (Martha Welth), Рональд Федеричи и др. (фамилии некоторых из них указаны в приведенных выше работах). К сожалению, эту лженаучную "психотерапию", стараниями некоторых "энтузиастов" недавно стали пропагандировать в России. Подробнее об опасности "вируса АТ" и попытках его распространения в России см. здесь:
Поборница Attachment Therapy Нэнси Томас распространяет в России опасные лженаучные концепции воспитания детей-сирот.
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ "Родительство по Рональду Федеричи!": жестокое обращение с детьми под вывеской "психотерапии".
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post268937530/ Также подробную информацию об АТ (на англ. яз.) можно получить из материалов, размещенных на сайте американской правозащитной организации "Advocates for children in therapy" ("Защитники детей, подвергнутых терапии") (
http://childrenintherapy.org/news.html ). Данная организация создана рядом ведущих специалистов США в области детской психологии, психиатрии и защиты детей специально для борьбы с распространением антинаучных психотерапевтических теорий и практик, опасных для жизни и здоровья ребенка.