ПРодолжаю цитировать о. Петра

Jan 21, 2015 14:46


без Бога мы - ничто; но с Богом мы - боги


(Пс. 81, 6), причастники Божеского естества (2 Петр. 1, 4), сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19), христиане, почтённые великою честью;

Достоинство христианина неизменно - его почёл величайшим достоинством Сам Бог, воплотившись ради него, распявшись ради его спасения на Кресте, и дав ему Себя в Таинствах Церкви. И только в этом свете возможно правильное направление аскетической деятельности: итак я, пишет Апостол, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Еф. 4, 1). Ради именно этого, ради сохранения, реализации этого нашего христианского достоинства, соответствия ему, ради оправдания любви Бога к нам, мы каемся, противимся греху и понуждаем себя на добро. Но делать это мы можем, прежде всего, осознав уже данное нам достоинство; естественно, этого не получится у нас, если мы всё своё усилие будем тратить, наоборот, на убеждение себя в своём недостоинстве.

Из показанных разных точек зрения на цель и смысл духовной жизни вытекает и разное понятие о подвиге.

Первая парадигма предполагает прежде всего личную свободу, честность, сознательность и ответственность человека. Духовная жизнь даётся христианину в Таинствах, и он, сообразовываясь со своим внутренним устроением и внешними условиями, творчески пользуясь опытом Церкви - как книжным, так и живым, пастырским - сам, «под свою ответственность», взращивает в себе благодать Божию, даёт место Духу, имея критерием состояние богообщения.

Важнейшим средством здесь является, наряду с участием в Таинствах, молитвой и поучением в Священном Писании и опыте Церкви (Св. Предании), христианская  евангельская жизнь, воспитание совести, утончение нравственного чувства евангельскими заповедями. И это - самый настоящий, каждодневный, непрестанный подвиг. Тяжелее всего быть порядочным, нравственным, добрым, целомудренным, честным и трезвым человеком, адекватным обстановке. Очень трудно преодолевать свою ветхость, выпутываясь из ветхозаветных понятий «угождения Богу» через соблюдение правил и обрядов к новозаветной свободе о Христе. Подвиг - понимать и воплощать в жизнь то, о чём, собственно, христианство и монашество - уподобление Богу в любви, разуме и чистоте всвоей, внутренней и внешней ситуации.

Я, разумеется, вовсе не против правил и уставов; но всё должно быть на своём месте. Цель христианской, и в особенности монашеской, жизни - быть с Богом; всё остальное - только лишь средства для этого, хорошие лишь тогда, когда они приносят плод (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. - Гал. 5, 22-23); если же они плода не приносят, то и грош им цена. Средства не должны ставиться на первое место, на место цели.

У каждого святого отца свой опыт Евангельской жизни; наша же задача - творчески воспользовавшись этим опытом, стать самими собою во Христе, а не «клоном» Св. Отцов.

Мы «приучены» воспринимать Евангелие «через Отцов»; а нужно наоборот (я имею в виду не общецерковные святоотеческие толкования на Св. Писание, а аскетический «принцип»).

Есть определённая иерархия христианских ценностей. Священное Писаниеважнее Отцов (хотя этим последние вовсе не умаляются); евангельская нравственность важнее обрядов и правил, Таинства важнее и «сильнее» нашей падшести, греховности и никуда-не-годности.

Бог, психология

Previous post Next post
Up