книги о женской духовности

Sep 26, 2013 22:23

где-то в жж прочла о книге Джины Шиноды Болен "Богини в каждой женщине" (1984). Прочла. Проглотила залпом потом ее же "Боги в каждом мужчине", "Психология и Дао". Сейчас читаю "Старшие богини". А у нее еще много других книг!
Основное впечатление - как будто я пообщалась с мудрой женщиной. Автор - доктор психиатрии, американка. Опирается на теорию Юнга.
Интерес к подобной литературе у меня колоссальный.
Исходя из архетипов греческих богинь, я обнаружила в себе ярость Артемиды, безвольность Персефоны, зависимость Геры, спокойствие Гестии, сострадание Деметры. Не обнаружила лишь Афродиты - богини любви. Зато я знаю, когда ее архетип ушел в тень.
В мифах, как и в жизни, героине необходимо продолжать двигаться, действовать, делать то, что нужно, оставаться в контакте с друзьями или справляться одной, не останавливаясь и не отрекаясь (даже когда она чувствует себя потерянной), сохранять надежду во мраке.
Мрак - это те темные подавленные чувства (гнева, отчаяния, возмущения, обиды, осуждения, мстительности, страха, боли из-за измены, вины), которые люди должны преодолеть, если стремятся выйти из депрессии. Это темная ночь одиночества, когда в отсутствие света и любви жизнь кажется бессмысленной космической шуткой. Переживание горя и прощение обычно представляют выход вовне. Теперь жизненная энергия и свет могут вернуться.
Смерть и возрождение в мифах и снах представляют метафору потери, депрессии и выздоровления. Ретроспективно многие такие темные периоды воспринимаются как обряды перехода, время страдания и испытания, благодаря которым женщина обучается чему-то ценному и развивается.
Чтобы открыть себе путь, ей предстоит решить некую задачу. Что делать, если для этого ее знаний явно недостаточно или если ее неуверенность в собственном выборе столь сильна, что решение представляется невозможным?
Когда она обнаруживает себя в неясной ситуации, где каждый выбор кажется потенциально гибельным или же, в лучшем случае, бесперспективным, первое ее испытание заключается в том, чтобы остаться собой. В кризисных ситуациях женщина подвергается искушению стать жертвой вместо того, чтобы оставаться героиней. Если она остается верна героине в себе, ей ясно, что она находится в плохом месте и может потерпеть поражение, однако продолжает верить, что в один прекрасный момент все может измениться. Если же она превращается в жертву, то начинает винить в своих бедах других людей или проклинать судьбу, пить или принимать наркотики, нападать на себя с уничижающей критикой. В этом случае она окончательно покоряется обстоятельствам или даже задумывается о самоубийстве. Сложив с себя полномочия героини, женщина становится бездеятельной или истеричной, ее охватывает паника, либо же она действует настолько импульсивно и иррационально, что в конечном счете терпит окончательное поражение.
В мифах и в жизни, когда героиня находится в затруднительном положении, все, что она может сделать, - это оставаться собой и не изменять своим принципам и обязательствам, пока кто-то или что-то неожиданно не придет ей на помощь. Оставаться в ситуации, ожидая, что ответ придет, - значит войти в состояние, которое Юнг назвал "трансцендентной функцией". При этом он имел в виду нечто всплывающее из бессознательного, чтобы решить проблему или указать путь героине (эго), нуждающейся в помощи того, что находится вне ее (или его).
Женщина как героиня должна понимать, что помощь возможна. Когда она находится в состоянии внутреннего кризиса и не знает, что делать, она не должна отступать или действовать исходя из страха. Ожидать нового понимания или изменения обстоятельств, медитировать или молиться - все это означает выманивать из бессознательного решение, которое поможет переступить пределы безвыходного положения.
Трансцендентная функция может также быть выражена через синхронистичность событий - другими словами, возникают весьма многозначительные совпадения между внутренней психологической ситуацией и текущими событиями. Когда сталкиваешься с подобными вещами, они воспринимаются как чудо.
Все, что могло быть сделано, уже сделано. Затем человек полагается на инкубационный период, после которого неизбежно появление чего-то нового.
Женщина-героиня отправляется в путешествие в поисках собственной индивидуальности. На своем пути она находит, теряет и снова открывает для себя то, что имеет для нее смысл, до тех пор, пока она не станет придерживаться обретенных ею жизненных ценностей в любых испытывающих ее обстоятельствах. Она может снова и снова сталкиваться с тем, что сильнее ее, пока в конце концов опасность потери индивидуальности не будет преодолена.
Тем самым картина служит напоминанием о том, что путь, избираемый нами, тоже часто имеет форму спирали. Наше развитие циклично, - через поведенческие схемы, которые снова и снова возвращают нас обратно к нашей Немезиде - к тому, что мы непременно должны встретить и одолеть.
Жизнь дает нам многократные возможности столкнуться лицом к лицу с тем, чего мы боимся, что нам необходимо осознать, или с тем, что нам необходимо одолеть. Каждый раз, когда цикл нашего развития по витку спирали приводит нас к месту нашей главной проблемы, мы достигаем большего осознания, и следующий наш ответ будет мудрее прежнего, пока в конце концов мы не сможем с миром пройти мимо Немезиды в гармонии с нашими глубочайшими ценностями.
Воссоединение и дом - вот как заканчивается ее путешествие.
Путешествие индивидуальности - психологический поиск целостности - завершается союзом противоположностей во внутреннем браке "мужского" и "женского" аспектов личности, которые символически могут быть представлены восточными символами - Ян и Инь, соединенными в круге. Говоря более абстрактно и без определения пола, результатом путешествия к целостности становится приобретение способности работать и любить, быть активной и восприимчивой, самостоятельной и любящей частью пары. Все это - составляющие нас самих, к знанию которых мы можем прийти через жизненные переживания. И это - наши потенциальные возможности, с которыми мы отправляемся в путь.
После я прочла о мужских богах. Определила в себе Гермеса, когда я умираю-хочу путешествовать и определила в партнере Аполлона.
я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом.
нередко в жизни успешного мужчины есть "особая женщина", играющая для него роль "хранительницы мечты".
По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом.
Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной - либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами.
Левинсон:
"Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину - то, что Юнг называл "анимой", - которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы1.
При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя - именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни.
Узнав кое-что об архетипах богов, мы можем восстановить отторгнутые части себя. Этому процессу способствуют сны, воспоминания и мифы, помогающие нам подключиться к своему бессознательному.
Эта книга о богах в каждом мужчине - о врожденных схемах поведения и восприятия (или архетипах), которые глубоко укоренены в психике и формируют мужчину изнутри. Эти боги представляют собой сильные незримые предрасположенности, влияющие на характер, работу и взаимоотношения человека. Боги обусловливают эмоциональную открытость или замкнутость; склонность к умственной деятельности, физической работе или эстетической чувствительности; стремление к экстатическому слиянию с миром или его умопостижению; отношение к времени и многое другое. Архетипы определяют различие между мужчинами, внутреннюю сложность каждого из них. Кроме того, они в значительной степени определяют, насколько легко или сложно данному мужчине (или мальчику) соответствовать ожиданиям окружающих и насколько ему при этом приходится жертвовать своим сокровенным подлинным "я".
Быть подлинным - значит обладать свободой, развивать те свои черты и потенциальные возможности, к которым чувствуешь природную склонность. Когда человека принимают таким, какой он есть, он может быть подлинным, одновременно сохраняя высокую самооценку. Это возможно только тогда, когда реакция значимых для нас людей не расхолаживает, а поощряет нас к искренним и спонтанным поступкам или когда мы поглощены делом, доставляющим нам радость. Вначале родители, а затем культура с самого детства играют для нас роль зеркала, где мы видим себя либо заслуживающими приятия, либо нет. Если внутренняя сущность человека слишком расходится с ожиданиями мира, ему нередко приходится приспосабливаться ради того, чтобы быть принятым окружающими, - и при этом может случиться так, что он будет постоянно носить маску и играть в жизни ничего не значащую для него роль.
Если жизнь видится бессмысленной и постылой, если вам кажется, что вы живете как-то не так и делаете что-то не то, возможно, вам следует увидеть расхождение между управляющими вами архетипами и ролями, которые вы играете во внешнем мире. Очень многие мужчины оказываются в плену противоречий между внутренним миром архетипов и внешним миром стереотипов. Архетипы представляют собой сильные внутренние предрасположенности. Они находят отражение в образах древнегреческих богов - каждый со своими характерными побуждениями, эмоциями и потребностями, формирующими личность. Если вы играете роль, соответствующую тому архетипу, который активен в вас, ваша жизнь исполнена глубины и значения и вы полны энергии.
В качестве архетипов "боги" существуют как образцы для подражания, управляющие эмоциями и поведением. Они представляют собой могущественные силы, требующие, чтобы им отдавали должное, - независимо от того, признаем мы их или нет. Если мужчина (или женщина) сознательно признает (пусть даже не называя по имени) и чтит их, эти боги помогают ему по-настоящему быть собой и наполняют его жизнь глубоким смыслом, ибо все, что делает такой человек, связано с архетипическим слоем его психики. Если же человек не чтит своих богов и пренебрегает ими, те все равно оказывают на него влияние, но, как правило, теперь уже разрушительное, - ибо на подсознательном уровне они остаются в претензии к нему. Повредить вам может также и искаженное отождествление. Например, иногда человек настолько отождествляет себя с каким-то богом, что утрачивает свою индивидуальность и становится "одержимым".
Идею архетипа ввел в психологию К.Г.Юнг. Архетипы - это вневременные скрытые внутренне обусловленные схемы жизни и поведения, восприятия и реакций. Эти схемы существуют в коллективном бессознательном, - в той части бессознательного, которая не принадлежит отдельному индивидууму, но выходит за пределы личности и является общей для всех людей. Они могут быть персонифицированы в образах богов и богинь: мифы, описывающие их жизнь и деяния, представляют собой архетипические истории. Затрагиваемые в мифах темы и пробуждаемые ими образы и чувства универсальны и являются частью общечеловеческого наследия. Они отражают опыт всего человечества и поэтому кажутся смутно знакомыми, даже если мы слышим их впервые. Когда вы интерпретируете миф о каком-либо боге или же на интеллектуальном или интуитивном уровне осознаете его связь с вашей жизнью, это может привести к тем же результатам, что толкование личных сновидений, - прояснить какую-то ситуацию, ваш характер или характер кого-то из ваших знакомых.
Во всех сферах жизни - в работе, в бою, в любви, - когда вы пытаетесь соответствовать ожиданиям окружающих, не имея энергетической подпитки со стороны своего архетипа, вам приходится затрачивать на это слишком много сил и энергии. Ваши усилия могут дать ожидаемые результаты, но глубокого удовлетворения не принесут. С другой стороны, любимое дело помогает вам внутренне утвердиться и доставляет удовольствие, - ибо оно соответствует вашей природе. Если же это дело к тому же сулит признание и вознаграждение со стороны внешнего мира, значит, вам повезло.
Психология и Дао затянула. Синхронистичность и книга перемен.Отвага во время путешествия избранным путем, означает
способность задерживаться между событиями или ситуациями, чтобы
обдумать дальнейшие действия. Если сознание вступает между
раздражителем и реакцией, то вместо реализации инстинктивных или
запрограммированных схем, мы можем сделать независимый выбор.
Каждый выбор означает, что мы стоим на развилке дорог и должны
решать, какая дорога является дорогой сердца, а какую нужно избегать.
Ролло Май в «Отваге творчества» пишет о том, что у нас есть
возможность формировать самих себя с помощью своих решений и
верности им.
Отвага необходима людям, чтобы они могли быть
и становиться. Уважение к самому себе и верность неоценимы,
если «я» должно иметь некую реальность. В
этом состоит отличие человека от остальных цветов палитры.
Желудь становится дубом благодаря естественным силам роста; ему ни к чему старание. Так же и котенок
становится котом потому что им управляет инстинкт.
Для таких существ Природа и Бытие одно и то
же. Женщина или мужчина становятся цельным человеком
лишь благодаря сознательным выборам и старательному
следованию им. Люди приобретают смысл и значение в результате
множества принимаемых ежедневно решений.
Сейчас читаю о старших богинях - архетипах, которые проявляются в женщинах в период менопаузы или третьей фазы жизни.
Вообще, знание того, что раньше была Богиня (-и), перевернуло мне мозг.

present, books

Previous post Next post
Up