Доклад д.э.н. Михаила Делягина, директора Института проблем глобализации
Основные выводы: 1. Суть закона - беспрецедентное расширение прав сотрудников органов внутренних дел. В частности:
- любое их действие (даже заведомо преступное) объявляется законным, а требование - обязательным к исполнению до решения суда (ст.32, п.2);
- существенно - до фактической отмены норм о неприкосновенности жилища - расширяются права по проникновению в них;
- полицейские могут проверять любые документы граждан;
- полицейские получают право изъятия любых документов и проведения проверок финансовой деятельности юридических лиц (при понятной полной отсутствии квалификации); банковская тайна в их отношении, по сути, полностью отменяется;
- сотрудники МВД получают право пользоваться чужой связью даже вне особых обстоятельств - просто по желанию;
- устанавливается, что зашита интересов граждан России при взаимодействии с полицейскими (например, право быть предупрежденными перед открытием огня на поражение) может быть не только «невозможной» (что понятно), но и «неуместной»;
- полицейские получают юридическую возможность поощрять пытки граждан России, если они осуществляются не для достижения той или иной цели, а просто так;
- методы действия полиции (например, применение пыток) прямо выводится из сферы прокурорского надзора.
2. Полицейские утрачивают право публичной критики руководства. Доступ граждан к информации резко ограничивается (ст.8 п.2);
3. Беспрецедентное расширение прав превращает в фикцию идею общественного контроля за деятельностью МВД.
4. Беспрецедентное расширение прав (и размывание оснований для действий) не решает, но кардинально усугубляет проблемы МВД.
5. Закон юридически и грамматически безграмотен.
Законопроект «О полиции» представляется попыткой создания полицейского государства для более эффективного подавления стремления граждан России к обеспечению своих неотъемлемых конституционных прав и законных интересов.
Представляется, что он в полной мере отражает современную корпоративную культуру МВД:
- корпоративную манию величия (от «все, что я делаю, законно, потому что это делаю я! Закон - это я» до введения пожизненного звания «младший сержант полиции в отставке»);
- юридическую безграмотность, ставшую, насколько можно судить по ряду дел, нормой в современной «правоохранительной» системе; это уже не злой умысел, а результат падения качества юридического (в том числе милицейского) образования и, вероятно, массовой покупки дипломов.
- грамматическую безграмотность («оперативно-рАзыскной» - п.11 ст.12; будем надеяться, исправят) - возможно, непосредственно написанием законопроекта занимались люди, для которых русский язык не является родным.
С тактической точки зрения данный законопроект представляется еще одной попыткой:
- дискредитировать и стереть из памяти общества советскую цивилизацию, реалии которой являются смертельным обвинением для современной коррумпированной, развращенной или просто бездельной бюрократии (в частности, созданная еще Временным правительством и ставшая затем советской милиция отличается от современной, насколько можно судить, как человек от обезьяны);
- лишить нас исторической памяти (так как после переименования милиции в полицию автоматически окажется экстремистским целый пласт книг о Великой Отечественной войне, содержащих призыв к убийству полицаев или формирующих одобрительное отношение к таким убийствам);
- модернизировать хоть что-нибудь, проявив в соответствии с веянием времени и требованием президента Д.А.Медведева «инновационность»;
- отвлечь россиян от чудовищных пожаров и, по сути, длительной химической атаки на Москву и ряд других городов, приведшей к гибели сотен, а, вероятно, и тысяч человек (что вызвано прежде всего осознанным уничтожением лесоохраны при принятии Лесного кодекса 2007 года);
- вывести МВД и, в особенности, его руководство из-под нарастающей и в основном полностью справедливой критики со стороны общества при помощи «смены кожи»;
- профанированием обсуждения легализовать, по сути, режим чрезвычайной ситуации: мол, россияне одобрили, а замечания учтены.
Комментарии к конкретным положениям: