Про скучно- в ответ на дискуссию в фейсбуке

Jul 23, 2018 17:31

Это новая детская мода - жаловаться, что скучно. Иногда, чтоб внимание привлечь- пообщаться хочется ребенку, иногда- поворчать и выразить неудовольствие происходящим, а иногда- чтоб разрешили заниматься тем, чем хочется, а нельзя.

С первыми двумя мы расправляемся просто- учим ребенка выражать свои чувства и желания точнее.
"Ты соскучился, ты хочешь поговорить?"- и ребенок привыкает приходить пообниматься или поговорить, а не жаловаться, что ему скучно. Когда не нравится мероприятие, "мне скучно" превращается в  "не очень удачный спектакль" - не повезло, бывает, или в решение в следующий раз пойти в другой парк. Раз проблема конкретная, задание поставлено четко, то и решение к нему найдется.
С третьим скучно сложнее. Когда ребенок не может себя занять не потому, что ему не хватает внимания, и не потому, что ему не нравится занятие, а в принципе- когда его не устраивают никакие ваши предложения, скорее всего потому, что он хочет чего-то, что просто так вы ему не разрешите.
Тут родители прибегают к более тяжелой артиллерии- "раз тебе скучно", читайте- тебе нечего делать, "иди делай работу по дому, уроки, читай книжку". Но ведь дело не в нечего делать. У ребенка есть занятия поинтереснее, чем мытье полов- просто и они не так интересны, как, например, экраны. Мытье полов не сделает ребенкину жизнь более интересной, оно только решит проблему нытья- ребенок поймет, что лучше скучать молча. Родителям станет легче, но ребенку-то нет.
Конечно, часть проблем это все-таки решает. Придется ребенку искать другой способ себя развлечь. И возможно, он даже найдет- обнаружит забытую любимую игру, увлечется рисованием или конструктором. Если у ребенка ограничено экранное время, то возможно, промаявшись пару часов, он все же возьмется и за книжку. И родители довольны- они считают, что полностью решили проблему.
Это не совсем так. Когда я пытаюсь понять своих детей, я стараюсь поставить себя на их место, насколько это возможно. Если бы в моем детстве у меня были бы все эти подростковые сериалы про любовь, читала бы я Тургенева? Я обожала Асю, видя в ней себя, но если бы у меня была Мия из Мордим, Лия из хаИ, добралась ли бы я до Аси вообще? Возможно. Когда насмотрелась бы. Но если бы мне ограничивали сериалы, как всегда, на самом интересном месте, и посылали читать книгу-- как бы я читала свою драгоценную Асю? Нет, насильно мил не будешь.
Когда ребенку скучно, не надо посылать его читать книгу, или выносить мусор, если мы понимаем, что на самом деле ему хочется смотреть сериал или играть в компьютерные игры. Да, он спрячется в комнате и нытья мы больше не услышим. Возможно, он даже найдет себе занятие. И возможно, поймет, что книга еще интереснее. Но может быть- и шансов гораздо больше- что он будет заниматься этим не по доброй воле, а злясь и надеясь, что родители уйдут куда-нибудь, и можно будет снова вернуться к своему занятию.

Я поняла, что противопоставлять экраны и другие занятия- книги, уроки, работу по дому- нельзя. Это приводит к " я хочу А, а надо Б, и как же я это Б ненавижу". Наоборот, их надо соединять. Они должны быть взаимосвязаны. И не так, будто мы пытаемся кого-то обхитрить, и продать что-то нежелаемое в красивой обертке. А наоборот, искренне, честно объясняя ребенку, почему. Объясняя про развитие мозга, про привычки, про то, как мы его понимаем, конечно, смотреть фильм это куда расслабленней, чем читать книгу, но если не читать совсем, ничего хорошего из этого тоже не выйдет.  Если ребенку скучно, потому что все, что он хочет- это экраны, а экранное время кончилось, отправив его читать или мыть посуду, мы не научим его любить эти занятия. А если мы поищем выходы вместе с ним, как можно сделать то, что ОН хочет, но с наименьшим для него вредом, а то и с пользой- то почему нет. Не вместо, а вместе. Можно делать поделки с ютьюбовским "сделай сам", танцевать и заниматься спортом под эксбокс, рисовать с подругой на громкой связи, обсуждая, что каждый рисует. И ребенок полюбит поделки, танцы, спорт и рисование, они не будут вызывать у него отрицательных ассоциаций, как что-то, что ему навязывают вместо желаемого. И так как этих ощущений, этого противостояния не будет, то не будет и "я сделал поделку, теперь верните мне планшет". Они будут интегрированы. И то же количество часов перед экранами- со спортом, поделками, домашними делами, общением и прочим- будут уже совсем другими часами.
У нас дома нет ограничений на экраны, мы их очень любим и активно пользуемся. Сегодня дочь сказала, что сын целует меня, как пиявка, и мы сразу пошли к компу смотреть пиявок. Я прочитала быстренько и рассказала в двух словах, почему считается, что они помогают- вот вам и урок биологии. У компа дочь вспомнила, что хотела спеть мне новую песню под караоке в ютьюбе, а сын после нее вспомнил свою любимую песню, и попросил поставить, чтоб потанцевать. После часа песен и плясок дети захотели приготовить что-то вкусненькое, и сын диктовал старшей сестре ингредиенты, заодно тренируя чтение без огласовок. На нашем обеденном семейном столе всегда стоит включенный компьютер. Песня, рецепт, новое понятие- все, что угодно. Да, потом дети три часа смотрели боб Сфога. Но они сами знают, что слишком много бобсфога- это вредно, и через 3 часа дети выключили телевизор, и пошли заниматься математикой и прочими делами. Если дочь забывает формулу, она ищет ее в том же махшеве... понимаете? Экраны- не враги!
Ничего не должно быть насильно, это вызывает только протестную реакцию, ненависть к тем делам, которыми предлагают заняться вместо. Чтоб объяснить дочке, что такое ютьюбовская попса, я в том же ютьюбе ставлю оперу и романсы. Вряд ли, скажи я, что "экранное время кончилось, поэтому, если тебе скучно, выключи ютьюб и  поставь классический диск", это сработало бы так же.

воспитание

Previous post Next post
Up