розовых пряников, шишек золотых!...
Я начала писать этот пост дней десять назад, но последние предрождественские дни завертели и закрутили... Но так как у нашего человека елка - это все еще больше про Новогоднюю ночь,, а рождество - это так и вообще - в следующем году, надеюсь, что этот историко-ботанический опус вы увидите вовремя:)
Несколько дней назад , наряжая нашу елку, я рассказавыала сыну о своих детских воспомонаниях этого момента - как я ждала, как с нетерпением просила маму достать коробки с антресолей пораньше,, и думаю, что в этом ритуале для меня было столько волшебства и священнодействия, как ни в каких других.
И ведь правда, украшение священых деревьев - древняя традиция, и остается только догадываться, каким образом ее сакральность умудряется сохраняться, невзирая а де-сакрализацию, коммерциализацию и же с ними:)
Ниже - пересказ очередной главы из этноботанического труда Pagan Chtistmas
Елочные украшения
"Как прекрасна елка , что стоит перед нами , с верхушкой, украшенной фигуркой ангела. Она символизирует родовое древо Христа, в котором Госопдь наш венчает его верхушку. Как ярко светят ее огни! Они выражащт просветление, которое приходит к людям через Рождество Христово. Как соблазнительны красные яблоки, Они словно смеются! Они напоминают нам изгнание из Рая..."
Фридрих Ницше, Автобиография с 1856 по 1869 год.
Современные люди украшают рождественскую елку с чисто декоративной точки зрения. Как и в случае с другими старинными традициями, мы не очень много знаем о ее происхождении , чем на самом деле мы занимаемся, украшая елку - по сути, нас этo не сильно беспокоит. Имеет значение только то, чтобы елка была красивой, и чтобы цвета сочетались с декором интерьера. Но украшение деревьев это многовековая традиция, распространенная по всему миру. Везде - в шаманском мире, в языческих культурах, и в религиозных обрядах - священные деревью украшаются кусочками ткани, образами святых, или жертвоприношениями.
В христианстве украшение дерева уходит корнями в старые празднования зимнего праздника: «В сочельник желали стимулировать плодородие деревьев и поэтому отдавали остатки с праздничного стола дереву, и даже помещали выпечку на ветви» (Spamer 1937, 16). Шаманы в Гималаях украшали кусты можжевельника красными и белыми кусочками ткани. Плиний (23-79 г. н.э.) писал о языческом поклонении деревьям: « Леса были храмом высших сил, , и до сих пор прекрасное дерево посвяшается богу, по древним крестьянским традициям ( Плиний Стрший XII, 3) . В тот же время, что и Плиний, римский историк Тацит (55-120г. н.э.) ознакомился с традициями германских племен , живущих среди лесов. Как и Плиний, он отмечает, что эти «варвары» поклонялись природе в священных рощах: « Они считают неприемлемым заключать богов в стенах и та или иначе наделять их человеческими лицам. Они посвящают богам рощи и поляны, и призывают их их божественным именем, так, что только посвященные могут видеть их в состоянии благоговения и трепета ( Тацит, Германия, IX).
Как и американские индейцы, древние германцы знали, что Великий Дух находится во всех творениях природы, и они почитали эту стихийную основу жизни. Дремучие леса были уничтожены и разграблены в греко-романскую эпоху для строительста домов и войн. «В своих амбициях построить цивилизацию, греки и римляне бездумно лишили лесов все Средиземноморье. Уже в 4 веке Платон сентиментально вспоминал то время когда громадные территории Аттики все еще были покрыты лесами. ( Погуе 1992,75)
В 4м веке, император Феодосий Великий запретил языческие ритуалы, а особенно обрады украшения священных деревьев: Если кто-то сжигает благовония перед рукотворными идолами, тот будетпроклят, если человек поклоняется идолам, украшая деревья лентами или если он ставит алтарь под открырым небом - он виновен в святотятстве ...(цит. Ин Филипетти, 1979,30).,
Тем не менее, традиция выжила и сохранилась до наших дней, даже если символическое значение украшения как ритуала призывания плодородия оказалась забыта.
И в тоже время - украшения рождественской елки - целиком и полностью об этом.
Выбор праздничных украшений для елки нынче - популярное хобби. В 19м веке , стеклянные шары и деревянные фигурки произвидились на мануфактурах в бедных областях Германии, Таких как Эрцебирге и Тюрингский лес в Восточной Германии, а также в южной части Баварии, обеспечивая выживание целых регионов. Сейчас рождественский романтизм обеспечивает выживание целых торговых сетей и международных производителей, перемествиших производство в страны Азии, где труд намного дешевле. Но изобилиe рождествнских товаров, от произведений искусства до китча, от фольклора до попсы - не является предметом нашего внимания.
Давайте остановимся на природных украшениях елки, которые пришли к нам из царства растений. Человеческое воображение не знает пределов, когда речь заходит об украшении рождественского дерева, венков и стола щедрыми дарами природы, привезенными издалека, или растущими по соседству.
- Мухоморы, об их шаманском происхождении и значении как талисмана удачи на рождество и новый год, стоит поговорить отдельно. Мухоморы охотнее всего растут под березами и елками. Однако настоящие мухоморы никогда не используются в украшении елки, только имитации из высушенных материалов.
- Яблоки. Настоящие красные яблоки или их имитации сделанные из блестящей красной и золотой бумаги - были символом плодородия во все века. В контексте христианства , как плод жизни, яблоки ассоциировались с райским деревом. Бледный бочок яблока, та, что не была на свету, считалась умирающим , угасающим; Красный бочок - живым и растущим. В позднем средневековье, похоже все цветушие и плодоносящие деревья считались яблонями, если верить словам епископа Бамбергского. Так как яблоки не хранятся долго,, позже их место заняли стеклянные елочные шары.
- Елочные шары, отражают яркий свет свечей и предполагается - приумножают удачу, благополучие и плодородие. Тюрингия, известная стеклодувными мастерскими, привнесла особое изобилие разноцветных шаров. Эти сверкающие творения всевозможных цветов и форм служат современными заменителями природных символов плодородия.
- Гранаты, апельсины, сушеные апельсиновые дольки и лимоны в Средиземноморье служили, как и яблоки, символами плодородия, но не использовались столь же часто в качестве украшения деревьев. В родном климате они являются самыми первыми фруктами года, так что их они призывают хороший урожай будущего года.
- Орехи - например, лещина, всегда рассматривались как символ жизни и плодородия. В зимнее время орехи помоглаи выживать в периоды сильных холодов и ограничений, ведь орехи легко х ранить и они богаты жирами, минералами и витаминами. Германские народы посвящали орехи Идунн( Идуна) богине, воплощающей зелень растений. Примерно в 400 г.н.э. Августин придал им значение , связанное с Христом: « Как символ Христа, скорлупа это плость христова, познавшая Страсти и испытания, а сердцевина - это сладостная суть бога, дающего пищу, и через масло свое дает он свет, скорлупа это дерево креста (Vossen 1985,102). Лесные орехи с приклееными перышками, вешались на елку и символизировали ангелочков.
- Грецкий орех в древности считался священным деревом, посвященным Дионису и Артемиде, Каратиде, доклассической богине орехового дерева (Karya - означает грецкий орех) и позже стал считася эротической ипостасью Артемиды. Грецкие орехи также ассоциировались с Юпитером. Грецкие орехи были не только символом плодородия , но и бессмертия. В дополнение к использованию грецких орехов в качестве украшения дерева, Германские племена также клали грецкие орехи в могилы во время погребения.
- Мишура ( бумажные ленточки, золотая фольга, золотые орехи, яблоки из золоченой гольги, розочки феечки, иными словами - все эти блестяшки, МИШУРА!!) : эти вещи - не только напоминание о сверкающем снеге, сосульках, сиянии ангельских волос, но также напоминание о вековой традиции украшения священных деревьев металлическими пластинами, монетами, кусочками одежды. Золотые, блестящие предметы считались обладающими магией, которая может отпугнуть демонов, и они обещали здоровье и чистоту.
- Фигурные хлеб и печенье всех видов, часто декорируются в соответствии с рождественскими мотивами - Св, Никола, ангелы, младенц Иисус. Мирские мотивы также популярны - щелкунчики, лошадки, звезды, деревья, солнышки итд. Украшать деревья выпечкой - очень древняя традиция. Древние греки верили, что хлеб с благословением приносит удачу
- Springerle, анисовые печеньки, твердые и зрустящие, покрытые глазурью. Их название («маленькие прыгуны» ) возходит, возможно , к амулетам, которые использовались, чтобы защитиься от Дикой Охоты. В некоторыз регионах Германии хлеб, испеченный в рождественское время, считался магическим.
- Сахарные колеса (Sugarwheels) - шоколадные бисквиты и сладости завернутые в блестящую обертку, с ленточками, чтобы их было можно подвесить на елку - стали использоваться вслед за фигурным хлебом в 18м веке. Сахар был не только символом изобилия, но также и символом милосердия бога.
- Маковые коробочки и шишки (позолоченные и натуральные) - тоже древние символы плодородия из-за многочисленых семян , которые они содержат. Высупенные, они могут храниться сколько угодно, и следовательно, тоже отсылают к идее вечной жизни и воскресения в христианстве. Для древних грекох , маковое коробочки и зерно были атрибутами богини плодородия Деметры, чье благословение обеспечивало хороший урожай.
- Соломенные звезды стали популярны относительно недавно. Но многие, кто поддался увлечению соломенными звездами в 50х годах 20 века, могут не знать, что использование этого материала восходит к древним земледельческим культам и ритуалам воскресения, где использовались соломенные фигуры. Один из таких ритуал ,так называемый «вынос мертвого» (todasutragen)описывается фольклористом К.Риттер вон Пергер в 1864 году: Елку, связанную соломенными цепями носили во время поста с целью защитить живущих в течение всего года.
- Свечи, сделанные из твердого жира, предположительно этрусского или старо-италиьянского происхождения, играли центральную роль в почитании богов и богинь, а также в погребальных обрядах. Во время Сатурналий, свечами и глинянными фигурками( «огни жизни» и «глиняные человечки» ) обменивались в качестве подарков. Свет свечи символизирует возврашение солнца и света жизни. Христианство позаимствовало эту традицию, особенно на Cnadlemas , 2 февраля, 40 дней после рождения Сына Божьего. «Многим извествна сияющая красота серебра и золота, еще более яркий блеск драгоценных камней, Но ничто не сравнится с красотой и яркостью свечи» - писал физик Михаил Фарадей в своей лекции для учеников. В дополнение к свечам из пчелиного воска , и продуктам из парафина и стеарина , использовался еще один природный материал - растительный воск до конца 15го века налог на воск был одним из налогом для верующих, за счет которого покупался воск для литургических свечей. И конечно, с появлением электричества, на смену свечам пришли электрические гирлянды.
Я , когда писала - вспоминала, что многое из перечисленного всегда было у нас на елке, в натуральном виде, или стилизованнное, а у вас?