Мое чтение для удовольствия в этом месяце - Pagan Christmas немецких авторов Кристиана Рэтча и Клаудии Мюллер-Эбелинг. Ну, а там не только про растения и цветочки, но и про персонажей, так или иначе появляющихся на рождественской сцене ( и это далеко не только бэби Иисус)
Начнем с самого известного - Санта Клауса, он же Святой Николай, чей день как раз сегодня.
При этом у многих народов он появляется не один, а со своим теневым вопощением Рупрехтом-Крампусом.
В популярных детских песенках поется - «здравствуй, дедушка Мороз, ты подарки нам принес?щас придет Санта Клаус, принесет подарки» «Подарки, который приносил Санта Клаус нашим бабушкам и прабабушкам были в основном яблоки , орехи и миндаль (мы ж про этноботанику, помните?) В католических регионах Санта приходит в епископском наряде , весь из себя величественный, а с ним помощник Рупрехт, с мешком и палкой. Эта палка ( в книге - rod, чо может быть и палка, и стержень, и прут, и розги. На некоторых картинках это реально пучок розг, веникообразный такой, а на некоторых - палка, иногда палка рогулька) , кстати, изначально была орудием наказания, которым полагалось бить непослушных детей ( их же, очевидно полагалось сажать в мешок)
По некоторым легендам Рупрехт - часть Вотановой Дикой Охоты. Имя помощник Рупрехт происходит от hruodperaht, «сияющий славой», и идентифицируется с Одином/Вотаном ( а еще он рогат). В Альпах Рупрехт известен под именем Крампус, у которого есть красный посох из орешника, который ассоциируется с Тором. «Орешник был священным деревом Тора, бога супружеского и животного плодородия. Палка из орешника символизирует великий стержень жизни. Этим символическим пенисом смачно били женщин и домашних животных, чтобы сделать их плодородными. Истоки этой языческой традиции можно обнаружить в восьмом веке Срезанный в Иванов день, посох желаний (пенис) - это годовалый побег орешника. Этот стержень жизни становится палочкой желаний для того, чтобы отыскать спрятанное сокровище.»(Aigremont 1987)
С одной стороны считалось, что ореховые палочки отгоняют злых духов. С другой - есть свидетельства о "ведьмах, бьющих ореховыми прутьями по воде озера до тех пор, пока грозовые тучи не собрались на небе". В христианской легенде ореховый куст защитил Марию и младенца Иссуса от грозы. Как и сам орешник, Рупрехт соединяет в себе и добрую, и пугающую стороны .
Художник Mориц фон Швинд изобразил Санта Клауса , закутанного в шарф Господина Зиму, который несет в город елку, украшенную огоньками в 1847 году. Однако, в нижнем течении Рейна он изображался с мрачным лицом, на лошади, в черной шляпе и плаще с высоким воротником, и с собой нес корзину и посох. Да и звали его Сюннерклаас. В Швейцарии он был известен под именем Самихлаус. В Северной Америке и Скандинавии он едет на упряжке оленей по небу, в Голландии приезжает под именем Синтерклааса на корабле в компании Черных Питов, нынче сильно неполиткорректных ( согласитесь, рогатый Рупрехт с пенисом, куда более политкорркетен и привлекателен).
Антрополог Рюдигер Фоссер считает , что этот персонаж воплотил собой компромисс между католическими, протестантскими и дохристианскими верованиями - микс детского воображении о добром крестном, дружелюбный Святой Николай, и демонизированный наказывающий помошьник Рупрехт с мешком и палкой. В католических регионах поклонение Св. Николаю восходит к 4 веку н.э., к периоду жизни Епископа Мирликийского, которого также звали Николаем. Николай , хоть и был покровителем детей, его легендарная благотворительность долгое время никак не отображалась в искусстве. Первое изображение с Николаем, дарящим рождественские подарки, относится к пятнадцатому веку, а иконография Санты, как мы его знаем, появилась в середине 19 века.
Экзотические вкусняшки, которые он привез с собой из Малой Азии описываются в песенке «Имбирные орешки, яблички, миндаль и изюм, вот что он дарит хорошим детям»
Давайте посмотрим пристальнее на подарки , которые принес Св Николай, Он со своим подельником помощником Рупрехтом не только принес деревянный членореховую палку. Типичные подарки были орехи, сухофрукты, шоколад, специи, бисквиты, вечнозеленые растения и игрушки. Подарки из Мешка - символы плодородия, любви и удачи в супружестве. И поныне в Непале у некоторых народностей свадебные подарки поразиельно напоминают тот набор, который появляется из мешка европейского Санта Клауса.
А теперь непосредственно к ботанике. Растения, которые ассоциируются со Св. Николаем и Рупрехтом:
В германской народной традиции Veronica chamaedrys , вероника дубравная имеет народное название niklast, что переводится на английский как "око Христа", вместе с коровяком Köningskerze (Verbascum spp) и Niklasbärtchen состявляет группу трав известную как дикий табак, смесь, которую курил деревенский народ и сам Санта Клаус.
Растения рода Sanicula это сокращение от Сант -Николас,
А герань посвящена Рупрехту, или Святому Рупрехту, покровителю дома. «Сидеть за геранями» говорят о тех пенсионерах, которые сидят дома и ничего полезного не делают:)
Ну вот пока и все, а скоро будет про табачок курилки Санты, психоделические мухоморы Санты-шамана, и про то, что в действительности висит на елке!