Летние каникулы близятся, поэтому быстренько дорассказываю про прошлые.
Montaillou - маленькая деревня среди предгорий Пиренеев.
Tаких, собственно много, и неизвестно, была бы она столь поулярна среди туристов как "катарская деревня", если бы ее жизнь в начале 14 столетия не оказалась подробнейшим образом описана в протоколах допросов инквизиции. тогдашний епископ Жак Фурнье, которому впоследствии довелось даже попапствовать, был таким ужасным педантом и буквоедом, что записывал каждую мелочь из жизни обитателей деревни: кто что ел, кто с кем спал. Из материалов перекрестных допросов чудесным образом воссоздается картина повседневной жизни того времени. В своей книге "Montaillou" Emmanuel Le Roy Laudrie на базе этих протоколов и других архивных документов опсывает быт и обычаи жителей деревни. Я сама еще эту книгу не осилила, но муж регулярно веселил мен пространными цитатами - про то, что чуть ли не основной заботой дня было выбирание вшей и блох друг на дружке, часов эдак по 4-5, как местный священник выбирал проповедуемую религи в зависимости от политической обстановки на текущий момент, о его сластолюбии и о том , что при церкви у него там даже койка стояла, чтоб давать прохожанкам утешение, об особенностях антисанитарии и так далее.
Анки Нолен в своем историческом путеводителе "Страна катаров", который я иногда цитирую здесь, пишет про Монтайю:
Название Montaillou вероятно происходит от Mons Alionis , гора Агило, готского воина. На вершине горы, на высоте 1300 метров , построен замок. Владения d’Alion , состоящие из деревень Montaillou, Prades, Comus и Camurac в начале 11 века входили во владения графов Каркассона. Когда во второй половине 12 века Aton d’Alion унаследовал земли de Sault , он стал вассалом графа Фуа.
В 1209 году имущество д’Алионов было изъято из-за их связей с катаризмом. Хотя Бернар д’Алион , владелец к тому же замков Уссон и Керигут, присягнул на верность Симону де Монфору, он продолжал защищать катаров и в числе прочего в 1230 году дал прибежище Жильберу де Кастру, катарскому епископу из Тулузы. В 1236 году он женился на Эсклармонде, сестре Роже-Бернара II де Фуа. В 1257 году Бернар был приговорен инквизицией к смертной казни и сожжен на костре в Перпиньяне.
После падения Монсегюра в 1244 году , близлежащий замок Montaillou тоже пал, но жители деревни сохранили свою приверженность учению катаров. 15 августа 1308 года инквизитор Жоффрей д’Абли приказал заключить под стражу всех жителей, подозреваемых в ереси, поводом стала неуплата церковной десятины. Сначала они были привезены в замок, где некоторые дела были немедленно решены. Большинство же были подвергнуты допросу в суде инквизиции в Каркассоне. Вполне возможно, что эта акция была следствием предательства влиятельного деревенского пастора Пьера Клерка. Он многие годы защищал катарские семьи деревни, но когда он сам из-за своих симпатий еретикам оказался под угрозой, он выбрал сторону инквизиции. Его брат Бернар, как бальи графов Фуа, ответственный за сбор налогов и правосудие в Монтайю, конфисковал имущество осужденных катаров.
В 1317 году монах Жак Фурнье стал епископом Pamier, с «социальным заказом» разделаться с ересью. В 1318 году он учреждает собственный инквизиторский суд и начинает заново допрашивать всех жителей деревни. Так как инквизиция при допросах и вынесении приговора была зависима от местных церковных и светских авторитетов, братья Клерк могли долгое время вести двойную игру, но в конце концов и они были осуждены.
Это была одна из последних деревень , где катары были до сих пор активны и в это авремя насчитывала около 40 домов и примерно 200-250 жителей. Жители Монтайю были пастухами, ремесленниками и крестьянами. Дереня была раздеоена на катарские семьи - Бэлль, Бело, Бене, Клерк и Мори и католические - Лизье, Азема и Рив.Также важную роль в распространении катарской веры играли братья Пьер и Гильом Отье из Акс-ле -Терм. Странствующие parfaits - совершенные - реуглярно посещали деревню. По ночам они тайно приводились в дома верующих, где они кормились, проповедовали или давали consolamentum умирающему. Часто соседи также подслушивали, через дыры в стене или в крыше. Инквизиция, проводя перекрестные допросы всех жителей, получила очень много информации. На базе их свидетельств, многие, кто получил перед смертью consolamentum, но был похоронен на католическом церковном кладбище, были эксгумированы и сожжены.
Замок Монтайю был полностью уничтожен пожаром в 1756 годую Остались только руины donjon 13 века.В ней когда-то было три или четыре этажа, на первом этаже было пространство , где содержались под стражей жители деревни, допрашиваемые инквизицией. К востоку от замка сохранились останки средневековой деревни, которая была покинута, когда жители перебрались на новое место, где и сейчас находится деревня, ниже по склону. В августе во время фестиваля Les Medieval отдается дань памяти жителям деревни, которые были арестованы и осуждены в 1308 году. В деревне и у подножия замка реконструируются жизнь и события того времени, проводятся лекции, выступают писатели ( Ле Рой Ладури часто бывает почетным гостем ), выставляются археологические находки.
Несмотря на то что в деревне проводится масса всыаких фестивалей и прочих культурных мероприятий, в тот день в монтэйью было савсэм мало народа. И мы гуляли по деревне наслаждаясь тишиной и запахами разнотравья.
что ни дом, то вот такой источник:
по дороге к развалинам старого замка
попался замок новый:
от замка мало что осталось, увы...
зато луга вокруг благоухали безумно, цвела душица, зверобой, чабрец, еще много чего... и вот чертополох тоже цвел:)
ну и виды открывались восхитительные , конечно же