Как вы помните после многомесячного перерыва (кхе-кхе, уж так вышло, но если не помните, перечитайте предыдущий пост), хитросплетением странных, но безобидных обстоятельств меня принесло в Гаванский лес в сопровождении нелегально подрабатывающего извозом доктора неотложки и четырех последователей афро-кубинского культа сантерии. Последние вознамерились принести жертву богине любви, женской красоты, кокетства и удовольствий, а заодно владычице пресных вод - Очун, и нисколько не воспротивились тому, что я решила поглазеть на происходящее. И вот главные герои прошли обряд очищения, и готовы приступить к самому главному…
Ветер гоняет легкие куриные перышки, пока они окончательно не запутываются в траве, бабалао застывает в молчании перед камнем - средоточием позитивной энергии богини, на который только что пролилась кровь из отверстой куриной шеи во время обряда очищения. Обильно поливает камень медом, а потом кидает кокосовый оракул - получить подтверждение у богини, что она заметила своих сыновей и готова их выслушать.
Далее вся компания перемещается на утес у реки. Бабалао дает сигнал всем опуститься на колени, чтобы на всех снизошла благодать от богини, и все склоняют голову, пока жрец достает миску с речными ракушками и начинает их перебирать.
Когда все готово, бабалао громко звонит в колокольчик - это знак, что ты хочешь обратиться к божеству, и начинает мелодично и многословно пропевать ситуацию своего крестного и объяснять богине, в чем ему нужна ее помощь.
Бабалао подает знак своему подопечному, и тот достает из сетки большую курицу. Приговаривая речитативом, бабалао общипывает ей немного перьев и бросает в воду. Потом столь же виртуозно откручивает курице шею и кладет тушку на самый край, чтобы кровь из отверстой шеи стекала в воду. Та же участь постигает и вторую курицу. Головы их остаются на утесе, а тушки осторожно опускаются в воду. Они не тонут, и течение постепенно относит их от берега. Заключающий кокосовый оракул - и дело сделано.
Эта сценка подсмотрена в другую мою остановку на берегах реки Альмендарес: две последовательницы принесли идеально округлую тыкву - еще один символ Очун - и с ней обращаются к богине
Вся компания поднимается с колен и теснится у берега, наблюдая за движением тушек. Кто-то начинает шутить: смотрите, какая вода мутная. А течение какое сильное. Знаете такого-то бабалао? Он как-то в экстазе бросился в воду. Ему с берега кричат - падрино, вылезайте, унесет вас. А он ничего не слышит в запале, все с богиней разговаривает. Уже на середине реки, а все песни поет. Все смеются.
Шутка заставляет меня отвлечься от печальной куриной судьбы. Вокруг жизнь невозмутимо идет своим чередом - проезжают машины, пасутся кони, слоняется пастух, рядом рыбачат в мутной речной водице. Недалеко от нас уже долгое время маячит дядя с велосипедом. Сначала я думала, что он, как и я, решил поглазеть на происходящее, но нет, его, похоже, этим не удивишь. Увидев, что народ в белом начал болтать и шутить, он подходит поближе - оказалось, ждал, чтобы предложить мелкую рыбешку.
Компания вспоминает и вспоминает смешные случаи с бабалао и адептами, происходившие на берегах этой реки. Никакого тебе религиозного пиетета. Мне вспоминаются слова одного хорошего знакомого, белого парня, но увлеченного промоутера афро-кубинской культуры: на Кубе можно быть «религиозным», католиком, коммунистом и гомосексуалистом в одном лице, одно не исключает другого, никто ничего не запрещает и ни на чем не настаивает. Толерантность во всем - вот главный принцип.
Разговор подхватывает доктор: эх, у меня на работе, бывает, насмотришься… Я сразу понимаю, о чем он. Когда жизнь тебя бьет всерьез, все средства хороши. Помнится, я провела с дочкой несколько дней в больнице, и рядом лежала девочка в очень тяжелом состоянии. К ней приходили делегации «религиозных» из числа родственников и друзей семьи, и медики делали вид, что ничего не видят, не запрещали обмазывать ребенка, греметь, звонить и т.д. Действительно, какая разница, что дает человеку силу, если дает?
«Религиозные» собирают вещи, бабалао выдает герою церемонии - главному просителю - две свечки, которые надо зажечь во славу Очун. После некоторого размышления он решает сделать это дома у алтаря, и мы все направляемся к машине доктора. Я еду домой, размышляя, что это вдруг Очун меня сегодня решила поприветствовать.