Сегодня мне позвонила одна кубинская подруга, владелица касы - частного дома с лицензией на сдачу туристам, и сказала: «Юлита, тебе нужны «маленькие»? Если да, я тебе возьму, ко мне пришел мучачо (юноша, то есть), о котором я тебе говорила. «Большие» тоже есть, но их мало, так что, брать?»
Взяла я и «маленьких», и «больших», то есть креветок и лобстеров. Называют их так потому, что телефоны кас иногда прослушивают, чтобы хозяева, близкие к сдобному телу иностранцев, не слабели душой и не ударялись в нелегальщину.
Но все равно все ударяются - например, покупают у частных продавцов морепродукты, которые те так же нелегально вылавливают где-нибудь на побережье провинции Пинар-дель-Рио и с огромными предосторожностями привозят в Гавану, ибо здесь народ более денежный, можно продать дороже.
Дороже - это, например, пакет лобстеров за 10 куков, где 10-15 хвостов, в зависимости от размера.
Подобным образом можно заполнить холодильник самыми разнообразными продуктами. Ибо на официальные магазины рассчитывать особо не приходится. Помнится, два года назад ко мне прилетала моя семья, и мы с мамой, составив список продуктов, пошли в магазин и на рынок. Мы не купили и трети того, что запланировали, и мама моя улетела в состоянии глубокой озабоченности, где она меня оставляет. То был исключительный случай, ибо это был 2008 год после разрушительного урагана Густав, и тогда не было вообще ничего. Но и в обычное время задача «наполнить холодильник» не решается за полчаса в ближайшем супермаркете, как у нас.
За время проживания на Кубе ты обрастаешь всевозможными контактами и всячески их поддерживаешь и укрепляешь.
Молочник - очень важная персона, ибо может зажать что-то из нормированного молока и йогурта и в ненормированном количестве продать тебе налево. Специальный человек принесет тебе парную телятину (я уж где-нибудь в отдельном посте вас шокирую историей про коров), а иногда и оленятину. С продавщицей в булочной ты договариваешься, чтобы тебе отложили вкусный хлеб, который пекут к определенному часу, за ним выстраивается огромная очередь, и 40-минутное ожидание в ней еще не гарантия, что хлеба тебе хватит. Одна русская женщина лепит очень достойные пельмени, другая - редко, но может продать творог.
Временами разносится слух, что в русском магазине (да-да, есть и такой) привезли крупы - то есть надо в ближайшее время туда наведаться. Сейчас с русской крупой все легче, а раньше гречка даже не добиралась до прилавка, ее делили среди «своих».
Даже на обычном агрорынке лучше иметь парочку любимых продавцов - тогда у тебя все всегда будет, так как если что-то пропадает, то оно всегда есть, но для избранных.
Помощь соседей тоже неоценима: супруг нашей матроны Марты всегда дома, и как только появляются яйца, покупает и себе, и мне. Друзья и знакомые оповещают тебя, что и где видели в магазинах по пути. Резюмирую: в Гаване (уж не буду говорить про всю Кубу) есть все или почти все, но это отдельная сфера приложения усилий - организовать вокруг себя сеть поставок. По возвращении из России и под Рождество я обхожу всех «важных персон» и одариваю их зажигалками, ручками и прочими подарочками, дабы наша взаимная симпатия только углублялась.
Отношения - самое важное на Кубе, ибо в одиночку здесь не выжить. Кубинцы даже переиначили в этой связи свой знаменитый лозунг «Socialismo o muerte!» - Социализм или смерть! Гораздо жизненнее он звучит «Sociolismo o muerto!» - обрастаешь socios, то есть друзьями-товарищами, или ты мертвый!