мариэтта чудакова третья годовщина

Nov 20, 2024 12:37


Сегодня три года со дня смерти Мариэтты Омаровны.
В ситуации удушения свободного слова хочется вспомнить ее призыв вести дневники, фиксировать происходящее. Как архивист и историк «несоветской литературы советского времени», долго работавшая в условиях жесткой цензуры, она понимала важность таких записей. И сама их вела.

В третьем номере «Нового литературного обозрения» за этот год опубликованы «Избранные страницы дневника М. О. Чудаковой (2 января 1981 - 2 января 1983)», подготовленные Машей Чудаковой.
На этих страницах много живого, занимательного и, увы, актуального.

23 февраля 1982. «Да, любопытна эта психология: профессиональные библиотекари не тем озабочены, что в медвежьих углах России людям нечего читать, а тем, что они вдруг прочтут изъятую книгу!... Нам бы беспокоиться надо, что необходимого-то минимума не прочтут, а тут все хлопоты - как бы не прочли лишнего».

6 марта 1982. «Был один день глубочайшего научного маразма, когда хотела от книги отказываться вовсе. Но взбодрилась к ночи и стала активно работать. Специфика моих маразмов в том, что они проходят бурно, интенсивно и кратковременно». (Речь о работе «Книга и рукопись».)

28 февраля 1982. Вторая годовщина смерти историка А. А. Зимина, разговор с его зятем В. П. Козловым: «Вот вас убрали из Отдела рукописей - и хорошо еще так обошлось, а могли и вообще турнуть…» - «Куда, Володя, меня могли «турнуть»? Это чиновника могут турнуть - он без кресла ничто. А меня чтоб турнуть, мне надо голову отвинтить!»

Такая она была. И всем нам, кто ее любил, головы не отвинтить, как бы ни старались.

вслух, публицистика, цитаты

Previous post Next post
Up