Социологическое исследование

May 01, 2009 15:50

Поскольку будущее любой страны - за юным поколением, мы провели социологический опрос, посвященный межконфессиональной толерантности учащихся старших классов (10-11 классы) средних образовательных учреждений г. Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Димитровграда и Свердловской области.
Необходимо было определить отношение опрашиваемых учащихся к представителям других религий и конфессий, выявить уровень осведомленности учащихся об особенностях других религий, понять, насколько распространено межконфессиональное общение и то, как принадлежность к той или иной религии влияет на взаимоотношения между людьми.
Для проведения данного социологического исследования были привлечены 242 учащихся 10-х-11-х классов городов Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Димитровград и Свердловской области. Исследование проводилось путем анонимного анкетирования учащихся подростков.
По результатам анкетирования были получены следующие данные:
По половому признаку отвечающие разделились примерно одинаково (жен. - 48,6%, муж. - 51,4%), Большинство из опрощенных (93,5%) определяют свою национальную принадлежность как «русский», в то время как своих родителей русскими назвали лишь 87,2% учащихся. Анализ результатов позволяет заключить, что количество определяющих себя русскими выросло на 6,3% в сравнении с предыдущим поколением.
Парадоксальным является то, что число исповедующих ту или иную религию превысило число верующих. Так, 77,2% опрошенных назвали себя исповедующими христианство, 3,9% - исповедующими ислам, 0,9% - буддизм. При этом верующими назвали себя лишь 69,3% этих же анкетируемых. Диагностическое исследование выявило, что количество исповедующих ту или иную религию из числа участвующих в анкетировании подростков на 12,7% больше, чем количество верующих среди них, что само по себе может быть темой для отдельного исследования. Интересно, что количество исповедующих христианство в сравнении с предыдущим поколением также выросло на 7,9%.
При этом вопросы, связанные со знанием особенностей той или иной мировой религии, вызвали затруднения более чем у половины участвующих в исследовании подростков (52,5%), которые отметили, что не имеют конкретных знаний о мировых религиях. Следовательно, принадлежность к той или иной конфессии у большинства опрошенных определяется личным желанием, а не объективными обстоятельствами.
Что касается отношения анкетируемых подростков к другим религиям, то большинство опрошенных (59,5%) ответили, что равнодушно относятся к другим религиям; 15,9% сообщили, что относятся к другим религиям с уважением; 12,8% опрошенных относятся к другим конфессиям с интересом; а 2,9% - с почтением. Однако 8,9% старшеклассников заявили, что нетерпимо относятся к другим религиям, что вызывает тревогу, потому что на каждую тысячу старшеклассников это - почти 90 человек. Превалируют ответы: «Я их ненавижу», «Они меня бесят», «Терпеть не могу»; при этом все эти высказывания направлены на представителей ислама.
Межконфессиональной толерантности трудно возникнуть без интереса к представителям другой религии, из интереса к Другому как к представителю иной экзистенции. Исследование показало, что, несмотря на декларируемые различные уровни терпимости к другим религиям, абсолютное большинство опрошенных (88,3%) сообщили, что не интересуются никакими другими религиями, кроме своей; лишь 11,7% ответили, что интересуются какой-либо религией (из них 5,9% - исламом, 4,9% - буддизмом и 0,9% - католичеством). Обращает на себя внимание то, что, проведя в школе 10-11 лет, большинство учащихся (52,5%) отмечают, что не имеют конкретных знаний о каких-либо религиях.
Отдельным блоком в анкете стояли вопросы о возможности превалирования той или иной религии в России. При ответе на эти вопросы мнения подростков разделились: одна третья (31,7%) ответила, что христианство должно быть единственной религией, а две третьих (68,3%) сообщили, что в России не должна превалировать какая-либо одна религия.
Таким образом, результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1
количество определяющих себя русскими выросло на 6,3% в сравнении с предыдущим поколением;

2
количество исповедующих христианство в сравнении с предыдущим поколением также выросло на 7,9%;

3
принадлежность к той или иной конфессии у большинства опрошенных определяется личным желанием, а не объективными обстоятельствами;

4
отношение анкетируемых подростков к другим религиям расходятся от равнодушного (59,5%), уважительного (15,9%), «с интересом» - 12,8% опрошенных до почтительного (2,9%). Однако 8,9% старшеклассников заявили, что нетерпимо относятся к другим религиям, что вызывает тревогу и озабоченность;

5
при этом, несмотря на декларируемые различные уровни терпимости к другим религиям (68,3% анкетируемых подростков высказали мнение, что в России не должна превалировать какая-либо одна религия), абсолютное большинство опрошенных (88,3%) сообщили, что не интересуются никакими другими религиями, кроме своей;

6
большинство подростков, оканчивающих школу (52,5%) отмечают, что не имеют конкретных знаний о каких-либо религиях.

Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что у большинства российских старших школьников не сформировано чувство межконфессиональной толерантности. В своих мнениях дети опираются не на знания, а на распространенные заблуждения, некорректно используемые СМИ. Очевидно, что современная молодежь не проявляет готовности к межконфессиональному взаимодействию, сознавая при этом важность религий в жизни человека и необходимость взаимодействия.
Таким образом, мы считаем, что в настоящее время необходимо заниматься формированием межконфессиональной толерантности через взаимодействие с образовательными учреждениями, поскольку современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей.
Для формирования у старших школьников такого качества, как межконфессиональная толерантность, необходимо ее введение в программу обучения средней школы как самостоятельного предмета либо как курса в рамках предмета «Мировая художественная культура». Для правильного и четкого формирования межконфессиональной толерантности старшеклассников необходимо знакомить их с основами различных религиозных знаний, учить их рассуждать и находить общее, а также выделять основное. Необходимо объяснять школьникам, для чего им необходима толерантность, их ответственность перед другими, а также перед обществом. Толерантность должна стать средством непротивопоставления себя миру. Ведь сущность толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый Другому означает вред для всех и для самого себя в том числе.

межконфессиональная толерантность

Previous post Next post
Up