Когда я в прошедший четверг (8.12.16) собиралась на эту экскурсию с замечательным экскурсоводом Инной Чернявской, я дала себе зарок:
а) не пытаться фотографировать на камеру мобильника своими кривыми ручками
б) не писать на эту тему в ЖЖ,
поскольку уже столько замечательных умельцев публиковали свои великолепные фотографии и видеоролики из этого заповедника, что пытаться их перещеголять запредельно глупо. Ну правда, что уж такого могу я сказать и показать?
История озера Хула, его заболачивания, осушения и восстановления очень интересно и увлекательно (как и все, о чем она пишет!) изложена
dona_anna, очень рекомендую всем ее старый
пост на эту тему.
Принято сейчас резко отрицательно относиться к осушению того болота, которое в средние века образовалось на месте озера. Это осушение действительно привело к серьезным экологическим проблемам и исчезновению некоторых, нигде в мире больше не существовавших видов флоры и фауны. Но... болота, были рассадником малярии, собиравшей свою зловещую жатву с тех, кто селился на этой земле. Наверно достаточно одной фразы: "Между 1930 и 1940гг ни один ребенок не дожил до двухлетнего возраста", чтобы понять, о чем идет речь.
Поэтому я не могу однозначно осуждать то, что было сделано в 50-е годы. Я впервые услышала историю осушения болот Хулы от людей, живших тогда по соседству в зоне опасности, и их рассказы повлияли на мое отношение к этой болезненной теме.
Наверняка в наше просвещенное время ученые сумели бы найти более правильное решение, не приводящее к экологическому ущербу, но у тех, кто пытался тогда спасти умиравших от малярии, не было времени ждать до наших дней. Однако теперь озеро (точнее его часть) восстановлена, и на его территории создан заповедник.
Через Израиль проходит сиро-африканский разлом, над которым пролегает один из главных маршрутов перелетных птиц на их пути из Европы в Африку и обратно. Поэтому
более полумиллиона птиц более трех сотен видов пролетают над нами осенью и весной. Огромную долю этих "туристов" составляют серые журавли. Почти все эти орды с удовольствием находят пристанище в заповеднике Агамон (что означает "озерцо" на иврите) Хула, где им "готов и стол и дом". Прекрасные гости отдыхают здесь несколько дней, после чего продолжают свой трудный и опасный путь.
Click to view
Однако уже несколько лет назад около 46 тысяч (!) журавлей из-под Архангельска (все птицы окольцованы, поэтому их "паспортные" данные известны) решили, что "Африка нам не нужна", и стали оставаться на зимовку в заповеднике Хула. Ну и правда - на фиг нужна Африка, когда тут их ждет шестиразовое бесплатное питание и комфортабельный ночлег! Так что они теперь прилетают осенью, а улетают лишь с началом весны.
Заповедник принадлежит Еврейскому национальному фонду, который и занимается его благоустройством, однако кормежкой обеспечивает птиц не он. Дело в том, что эти чудесные птички являются серьезной угрозой всем посевам в округе. Они налетают на них аки саранча, и... Поэтому совет окрестных фермеров придумал, как обезопасить свои поля: они закупают тонны семян кукурузы, которую при помощи трактора 6 раз в день разбрасывают в заповеднике. А чтобы птицы знали, что столовая находится именно тут, а в других местах ни-ни, на каждом засеянном участке поставлены ультразвуковые пугалки, которые не слышны человеку, а для птиц звучат как барабаны.
Птицы так привыкли к трактору, что нисколько его тарахтения не пугаются, чем и пользуются коварные человеки: точно такие же трактора возят за собой специальные крытые тележки с пассажирами, которые под этим прикрытием могут беспрепятственно въехать в самую гущу вопящих и толкающихся птиц.
Именно на такой тележке мы и глазели на это незабываемое зрелище (дальше пойдут мои фотографии, потому как слаб человек, и несмотря на все зароки, я не удержалась):
Журавли слетаются, заслышав звук трактора с пищей.
Трактор вблизи, из желтого прицепа сыплется кукуруза:
В процессе:
Гомон при этом стоит сумасшедший. Вот коротенький ролик (в отличие от фотографий, не мой - я не умею ставить в сеть видео):
Click to view
Однако удивительное дело: когда находишься там и в течение часа слышишь эти крики, они не только не раздражают, а действуют умиротворяюще.
Поели? Теперь пора и баиньки:
Журавли устраиваются на ночлег прямо на озере, на мелководье. Места они занимают не лишь бы как, а вполне продуманно: в центре молодняк, а по краям охраняющие их взрослые.
Журавли моногамны, летают и кормятся семьями - папа, мама и один или два птенца. Отличить их легко: самцы крупнее самок, а у детенышей оперение не серое, а буроватое.
Журавли это конечно хит, но не они одни населяют заповедник в эти зимние дни, когда все перелетные уже давно улетели. Вот например, уточки:
Когда мы были в заповеднике, шел довольно сильный дождь, но это не мешало, потому что мы все время находились под крышей тележки, а журавли к льющемуся сверху душу отнеслись индифферентно.