Я хочу рассказать вам о вечере ивритского литературно-художественного журнала "Биглаль", который состоялся в четверг 13 февраля в Доме писателей (здание Союза писателей Израиля) в Тель-Авиве. Типа "и я там был, мед-пиво пил".
Про журнал "Биглаль" я уже неоднократно тут хвасталась (вот
про выход 4-го номера,
вот про 5-ый, а
тут про 7-ой).
А
вот тут полтора года назад про создание "Биглаля" рассказал Эли. Это было как раз перед первым вечером-презентацией тогда еще только первого номера в том же самом Доме писателей.
Журнал выходит раз в три месяца. Его учредителями, редакторами и оформителями являются четверо: Эли Бар-Яалом, Дия, Михаил "Талаш" Перельмутер и Йоси Роженко. В первом номере 60 страниц, на которых напечатаны 14 авторов, во втором уже 106 страниц и 26 авторов. Эти первые номера еще только литературные, но уже начиная с третьего номера, свои работы начинают присылать не только поэты, но и художники, и на страницах журнала появляются иллюстрации. Тогда же
на сайте "Биглаль" к выходу каждого номера
в подразделе "Галерея" открывается художественная выставка, посвященная теме данного номера (тема номера не является обязательной, но именно она определяет основное направление). В седьмом номере (последнем из вышедших до сих пор) уже 156 страниц и 81 автор. Восьмой номер должен выйти в свет через месяц.
Люди присылают свои стихи, прозу, статьи, переводы, картины, фотографии скульптур. Редакция буквально завалена материалами. Все это проходит очень строгий отбор, принимаются к публикации только тексты, одобренные единогласно всеми членами редакции. За отбор визуальных материалов отвечает доктор искусствоведения (по совместительству очень хороший поэт) Нурит Цедербойм. Веб-дизайнером сайта является Ципи Арель (по совместительству тоже поэт).
Эта огромная работа всех вышеперечисленных (включая и четырех членов редакции) по отбору литературных и художественных материалов, созданию номеров и выставок, проводится абсолютно бесплатно за счет личного времени и энтузиазма. Потому что в кайф!
Это все была, естественно, присказка. Ну а теперь пойдет собственно сказка - про вечер "Биглаля" 13 февраля.
Это было совершенно блестяще! Просто нет слов - ни у меня, ни у других участников и зрителей, об этом много говорили.
Во-первых, зал был полон.
Среди присутствующих были и знаменитости, например,
Меир Узиэль, замечательными
статьями которого в его колонке в газете "Маарив" мы зачитывались еще с начала 80-х. Присутствовали и другие члены правления Союза писателей.
Подготовлено все было очень здорово. Во-первых, заранее были напечатаны и розданы присутствующим брошюры со всеми стихами, которые должны были быть прочитаны на вечере, в том же порядке, чтобы люди могли следить по тексту.
Во-вторых, были сделаны большие макеты всех семи вышедших номеров журнала, они были расставлены так, что выступающие читали свои стихи на их фоне.
И главное - звучали стихи. Настоящие стихи. Не профанация, не куски прозы, почему-то называемые стихами. Некоторые мне понравились больше, другие меньше, но все они были поэзией, а не графоманией.
Выступающих было 19 человек. Самому молодому из них всего 16 лет, он ученик 9-го класса кармиэльской школы для одаренных (ученик Эли). Удивительно талантливый мальчик прочел совершенно замечательное стихотворение.
Самым старшим был великолепный Йоси Гамзу - живой классик ивритской поэзии, младший современник великих ее столпов Альтермана и Шленского, участник поэтических встреч в легендарном литературном кафе "Кассит". Многие стихи Йоси положены на музыку и стали знаменитыми и
всем известными песнями (например "Когда в гроше была дырочка", "Это Яффо" и др.). Назавтра после этого вечера 14-го февраля ему исполнилось 76 лет (до 120!). Йоси печатается во всех номерах "Биглаля", начиная с первого. На этом вечере, кроме запланированных стихов, он прочел очень теплое посвящение "Биглалю" и его создателям.
Из моих ЖЖ-шных френдов, кроме разумеется Эли (
imenno), выступала еще
shenbuv с замечательными (как впрочем всегда) стихами. Она тоже печатается в "Биглале" с самого первого номера.
А потом пришла моя очередь. Мандражировать я стала еще с вечера накануне, пыталась репетировать, но от волнения так ни разу и не смогла прочесть, не споткнувшись. Свое выступление я начала с того, что первую строчку прочла не так, как было сочинено и написано на моем же листочке, а как мне привиделось в тот момент. Самое смешное, что изменение мне понравилось больше, и я решила так и оставить - с полного одобрения Эли (это стихотворение должно выйти в свет в грядущем, восьмом номере вместе с еще тремя моими новыми стихами). Но вот кто бы мне объяснил выверты собственного подсознания, а?
Click to view
Мне похлопали, а потом, когда вечер кончился, многие подходили и говорили всякое хорошее. Особенно значимыми для меня были два комплимента. Во-первых, от Йоси Гамзу, который сказал, что у меня замечательные стихи и поразительная глубина и сила владения ивритом (вообразите, что на этом месте я смущенно краснею и смотрю в пол). И он потребовал, чтобы мы с ним сфотографировались. Вот что из этого получилось:
А еще один неожиданный комплимент я получила от молодого (хоть и не самого молодого) участника вечера Матана Крейдельмана, студента второго курса педагогического колледжа в Ораним:
После вечера он подошел ко мне и сказал, что ему так понравилось мое стихотворение, что он потом еще несколько раз его перечитывал.
С Матаном случилось одно приключение. Кроме очень сильного стихотворения, которое он прочитал, он еще и спел свою песню. В припеве ее были слова: "он идет к психологу". Как только Матан дошел до этой строчки, гитарный микрофон вывалился из гнезда и заскользил вниз. Его поправили, Матан запел дальше, но когда он начал припев после второго куплета, на этих же словах с микрофоном случилась та же авария. Надо сказать, что парень стоически перенес эти помехи и допел до конца. Когда в конце вечера Эли вышел с гитарой, чтобы спеть завершающую песню (стихи он читал до этого), то сказал, что поскольку в его песне психолог не упоминается, он надеется, что обойдется без эксцессов. И действительно, у него микрофон не пробовал сбежать. Интересно, какую травму бедное техническое приспособление перенесло когда-то от психологов?
Click to view
Но это я, разумеется, забежала вперед, потому что всяческие фотографирования были уже после окончания вечера.
В середине вечера Эли еще рассказал о том, как был создан "Биглаль", как инициативная группа встретилась в духе времени в Фейсбуке, и что из этого получилось:
А доктор Нурит Цедербойм рассказала о сопутствующих журналу выставках, сопровождая рассказ презентацией некоторых произведений:
Потом никто долго не хотел уходить, и все со всеми без конца фотографировались. Фотографии всех выступавших, слушавших и тусующихся можно увидеть
вот тут в альбоме.
Напоследок мы сфотографировались с макетами вышедших номеров:
Слева Йоси Гамзу, рядом с ним Йоси Роженко (один из четырех членов редакции). Потом маленькая женщина, которую невозможно разглядеть, рядом с ней еще один член редакции Михаил Перельмутер, известный больше под ником Талаш, рядом с ним Айка, которая держит 7-ой номер по праву, ведь в нем опубликованы три ее рисунка, около нее Эли (тоже член редакции), потом примкнувшая к ним я. На заднем плане в правом углу виден Матан Крейдельман.
Ну что я вам скажу? Это был праздник, отдохновение души. Желаю нам всем продолжения банкета.