По следам импрессионистов...

Aug 05, 2013 22:12

Наша поездка во Францию проходила под знаком импрессионизма - впечатления, о чем уже был маленький намек в одном из предыдущих постов :) Все так удачно сложилось, что в наш маршрут вошли основные места, где жили и творили импрессионисты и их последователи: Нормандия, Париж, Прованс и Лазурный берег. Мне давно хотелось не только посмотреть на подлинники известных картин этих мастеров, но и, впитав в себя энергию и ауру этих мест, глубже понять их живопись в целом, их мотивы и идеи, лично понаблюдать за теми мимолетными изменения оттенков света и цвета, которые пытались отразить в своих картинах импрессионисты. Еще большему настрою на нужную волну способствовали и отели, в которых мы останавливались: в Нормандии это был замок австрийской принцессы Сиси, в Париже - богемный Монмартр, в Провансе - стилизованный провансальский гостевой дом, а на Лазурном берегу - очень милый и концептуальный дизайн-отельчик. Все это создало прекрасную атмосферу для еще бОльшего погружение в искусство... Что в некоторой степени отразилось и в фотографиях - сложилась вот такая мини-серия "По следам импрессионистов":

1.


2.


3.


Конечно же, мне очень интересно узнать ваше мнение об этой серии! Интересно, насколько совпадает (или не совпадает) мое вИдение этой серии и ваше.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от "impression" - "впечатление") - направление французской живописи последней трети XIX века, у истоков которого стояли талантливые молодые художники Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Берта Моризо, Гюстав Кайботт. История импрессионизма - это, по сути, история 8-ми выставок, организованных этими художниками в Париже с 1874 по 1886 годы и являвшихся вызовом Парижскому Салону - ежегодной выставке, проводимой Парижской Академией Художеств, от которой зависело финансовое положение и благополучие начинающего живописца. Протестуя против академических канонов, художники-импрессионисты предложили собственную концепцию восприятия и интерпретации современной жизни. Главным для импрессионистов было передать мимолетное состояние - природы, цвета и света, настроение момента, сиюминутное впечатление. Отсюда - их увлечение пленерами, нарочитая небрежность в манере письма, ведь важно было успеть написать всю картину на пленере, для максимально точной передачи текущего состояния природы. В похожей манере писали и другие художники. Эжен Буден, Эдуар Мане, Эжен Делакруа, Тернер и др. считаются предшественниками импрессионистов. Также импрессионистами являются такие художники как Фредерик Базиль, Арман Гийомен, Мэри Кассат. Шли годы, и через некоторое время концепция импрессионизма получила развитие в лице других художников - Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Поля Синьяка, Анри Матисса, Поля Сезанна, Пабло Пикассо и др., творчество которых относят к обширному направлению постимпрессионизма.

Краткий гид по местам во Франции, связанным с импрессионистами и постимпрессионистами:

Нормандия
Здесь импрессионисты-пейзажисты часто устраивали свои пленеры. Вообще побережье Нормандии в 19 веке было популярно у парижан, и многие приезжали сюда отдохнуть на морских курортах. Когда я впервые увидела молочно-голубые воды Ла-Манша, обрамленные белоснежными скалами - это было как откровение: сразу стало понятно, что именно привлекало здесь художников-импрессионистов. Мне кажется, это даже не столько красота, сколько деликатность цвета... и ее вариативность в зависимости от освещения...

Наиболее известные места в Нормандии:
  • Этрета. Левее пляжа находится скала, похожая на слона, которую Моне изобразил на нескольких своих полотнах.
  • Онфлёр. Здесь находится музей Эжена Будена (к сожалению, мы приехали поздно и в музей не попали).
  • Руан (здесь была написана серия Моне "Руанский собор").
  • Живерни - имение Моне с прекрасным садом, в котором он писал свои нимфеи.
Париж
  • В Париже нужно впитывать атмосферу, а лучше всего это делать, конечно же, на Монмартре! Там мы и жили - сбылась моя мечта:) Правда, чтобы почувствовать атмосферу прославленного места встреч и тусовок французской богемы, нужно немного знаний и воображения. Прогуливаясь по извилистым улочкам Монмартра, представляйте, что здесь жили и творили Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Пикассо и Модильяни, а в барах и кабаре порой в результате бурных дискуссий зарождались основы в то время мятежных и новаторских, а сейчас признанных направлений искусства :)
  • В Париже много музеев с коллекциями импрессионистов и пост-импрессионистов (д'Орсэ, Мармоттан, Оранжери, Пти-Пале). Мы побывали только в одном - музее д'Орсэ. Коллекция импрессионистов там - на третьем этаже, причем выставлены преимущественно наиболее известные их картины. Если вы идете только ради импрессионистов, начните сразу с третьего этажа. Но вообще я советую выделить на музей целый день, прийти к открытию и посмотреть все картины, с 1-ого по 3-ий этажи - так вы сможете проследить и лучше понять наиболее интересный период французской живописи середины 19 - начала 20 веков. Сказать, что музей мне понравился - ничего не сказать, так как я от него в полном восторге! Очень стильное и атмосферное место, расположенное в здании бывшего вокзала. Можно даже выйти на крышу, откуда открывается красивый вид на центр города! Мне также  очень понравилось современное музейное оборудование и как все оформлено: расположение картин хорошо продумано, а особенно поразил меня Ван Гог благодаря тщательно подобранному цвету стен, многократно усиливающему впечатление от картин!
Прованс и Лазурный берег
На юг Франции приезжали многие художники, которые после спокойных и мягких оттенков Нормандии открывали здесь для себя настоящее буйство цвета. Заметьте, кстати, что Прованс и Лазурный берег связаны больше с именами постимпрессионистов. А все импрессионисты остались на севере, в Париже и Нормандии... :) У меня только что возникла гипотеза: на оба течения сильно влияли места, где они развивались. Исторически сложилось так, что в период импрессионизма была популярна Нормандия (в силу своей близости к Парижу), а на рубеже XIX и XX веков (как раз когда импрессионизм исчерпал себя) набирает все большую популярность Французская Ривьера, и многие художники устремляются туда. Так что яркие краски юга (а также море и солнце ;)) послужили мощным творческим толчком для целого букета различных течений постимпрессионизма, выросших из более деликатного импрессионизма...
  • Арль связан с Ван Гогом, который жил здесь в 1888-89 гг., и Полем Гогеном, гостившим у Ван Гога несколько месяцев. Как ни странно, здесь вы не найдете ни одной картины ни Ван Гога, ни Гогена, хотя этот период был очень плодотворен для обоих. Вам предложат лишь карту с отметками мест, каким-либо образом связанных с Ван Гогом...
  • Антиб. В старом городе в замке, где когда-то была студия Пикассо, сейчас расположен музей Пикассо. В целом я рада, что посетила его, потому что именно в этом музее я гораздо глубже поняла Пикассо... Также интересна коллекция керамики Пикассо (и то, как она представлена).
  • Экс-ан-Прованс и гора Сент-Виктуар. В этом городке родился и прожил большую часть жизни Поль Сезанн. Недалеко находится гора Сент-Виктуар, которую художник изобразил более чем на 60-ти своих полотнах. К сожалению, мы здесь не были, поэтому не могу ничего сказать о том, есть ли здесь музей Сезанна и/или его картины.
  • Ницца. Здесь есть музей Матисса, но мы попали на празднование юбилея этого музея, в связи с чем по всему городу проводилось 8(!) выставок картин Матисса. Мы были только в музее, и его экспозиция показалась мне не очень интересной.
  • Сен-Тропе. Пуантилист Поль Синьяк прославил этот городок своими пейзажами еще до того, как здесь был снят фильм "И Бог создал женщину" с Бриджит Бордо в главной роли. Вслед за Синьяком сюда потянулись и другие художники (Матисс, Боннар). Их работы (около 50 картин) можно увидеть в музее импрессионистов в капелле Благовещения (так написано в путеводителях, мы до Сен-Тропе не доехали).
​Если у вас есть дополнения, дополняйте! ;) Думаю, тем, кто хочет глубже проникнуться импрессионизмом, будет полезна эта информация.

искусство, france, Франция

Previous post Next post
Up