На днях школу посетила специалист по изучению английского, как второго языка (EAL). Наблюдала Макса. Потом имела беседу со мной. Говорила интересные вещи.
Дальше то, как я ее поняла.
Первое, что она сказала, это то, что она не считает рекомендацию "бросайте говорить с ребенком дома на родном языке и начинайте говорить на английском, чтобы ребенок быстрее выучил язык" правильной. Идея ее заключается в том, что ребенок каждый день узнает что-то новое, выполняет какие-то действия, развивается. Если все происходит на родном ему языке, то процесс развития и связи действий и новых знаний с языковым представлением является непрерывным.
Если мы в этот момент перестаем говорить с ребенком на родном языке и начинаем говорить только на неродном, то связь между действием и словесным представлением теряется. И какое-то достаточно продолжительное время ребенок находится в подвешенном состоянии. Старые понятия не развиваются и не поддерживаются. А новые пока не осознаются. В результате новый язык не ложится органично на знакомые действия и понятия, а осваивается полностью с нуля. Как результат, ребенок сдает в развитии и новый язык хоть и осваивается быстрее, но на гораздо более низком уровне.
Как альтернативу, она предлагает дома говорить на родном. В школе говорить как получится (получается по факту только на неродном). Но при этом очень важно связывать то, что происходит в школе со знакомыми ребенку понятиями, действиями, предметами.
Тут я сказала: "Ура, хоть кому-то не надо это объяснять!" Максова учительница сидела тут же с видом прилежной ученицы, внимательно слушала и даже что-то записывала себе на бумажку.
Для того, чтобы облегчить Максу связь, она предложила нашей учительнице каждый день сканить их расписание в картинках (доска формата а4, на которую каждое утро наклеиваются картинку с подписями, которые показывают, что детей ждет в течении дня, например: регистрация, чтение, игра, переменка, математика, обед, школьное собрание, вырезаем, играем, идем домой). По ее опыту детям сложно запомнить то, что было в классе и такая сканированная копия поможет ребенку вспомнить, задать вопросы, если есть, а мне попытаться объяснить ему что это было.
На этом месте я готова была ее расцеловать. Жаль только что для того, чтобы она пришла и дала свою рекомендацию, мне пришлось задолбать учительницу, нанести ей (по ее пониманию) личное оскорбление, выслушать от нее все, что она думает о неблагодарных родителях и т.п. Оставляем за рамками то, что школе было бы неплохо пригласить такого специалиста не через 4 месяца, а через 2-3 недели после принятия ребенка в школу.
С другой стороны, результат есть и замечательно.