Пока мы пытаемся что-то сделать
с экзаменами нашего ребенка, вселенная принесла еще одну историю от знакомой англичанки.
Дочка знакомой учится в школе в выпускном классе, сдает в этом году положенные всем школьникам 10 экзаменов. Девочка упорная, старательная, но звезд с неба не хватает и в целом рассчитывает на 5ки-7ки.
Напоминаю, что по новым местным правилам (принятым в 2017) оценки по выпускным экзаменам средней школы ставятся в диапазоне от 1-9. При этом для многих предметов есть как бы два варианта экзаменов. Один, называется базовый (Foundation) и он оценивает только самые необходимые знания по этому предмету. Но и оценка по нему не может быть выше 5ки. Этот вариант обычно выбирается детьми, которым этот предмет сдавать нужно (потому что школа требует), но им самим он не нужен. Его просто нужно отбыть и забыть. А второй вариант -- расширенный (Higher), там список тем, которые будут оцениваться, сильно шире, но и оценку можно получить в диапазоне от 1го до 9ти. Такой вариант выбирается академически сильными детьми или, если ребенок идет в высшую школу и собирается этот предмет брать для A-level (три-четыре предмета, которые ребенок учит в высшей школе два года, в конце сдает экзамен и с этими оценками поступает в университет).
И вот девочка, учится, делает домашки, в школе на хорошем счету, ее постоянно хвалят и рассказывают, какая она умница и разумница. Девочка собирается идти в высшую школу и уже даже знает, что именно она будет изучать на A-level: Art, психологию и что-то третье не столь важное. Девочке нравится работать с людьми, она неплохо рисует и думает о том, чтобы выбрать что-то вроде арт-психолога своей специальностью.
И вот зимой, накануне летней сессии, все школьники этого возраста пишут тренировочные экзамены. Это такие экзамены, которые дети пишут в своих школах, и которые должны дать представление о том, на что именно дети смогут рассчитывать на настоящих экзаменах. Приходят оценки и у девочки ожидаемый разброс между 4-7. Все неплохо, но вот по математике у девочки 5ка, а им сказали, что если в высшей школе девочка хочет выбрать психологию, то по математике должна быть минимум 6ка. Мама думает как бы девочку подтянуть за оставшиеся месяцы и для этого идет на разговор с учительницей.
И тут выясняется, что девочку зарегистрировали (без ее ведома и ведома семьи) на Foundation экзамен по математике и по нему выше 5ки получить нельзя. Это означает, что нужную 6ку она в принципе получить не может, как бы не старалась. Это означает, что психологию на A-level она выбрать не сможет. А это означает, что в университет на арт-психолога поступить через два года тоже не сможет.
А все почему? Потому что школа в мудрости своей решила, что девочка не сильно сообразительная, расширенный объем тем не потянет и хорошую оценку не получит. Статистику школе испортит. Поэтому школа ее на более простенький экзамен зарегистрировала, там объем поменьше, его она вытянет, получит свою 5ку и всем счастье. Кроме девочки. Ее спросить забыли.
Вспомнилось, как года 4 тому назад разговорилась с мамой домашних детей чуть старше нашего ребенка и спрашивала ее, почему они решили детей в среднюю школу не отдавать, а продолжать домашнее обучение. И эта мама, сама прошедшая через местные экзамены в школе, сказала, что ей категорически не нравится то, как школа решает вопрос экзаменов. Для школы оценки по выпускным экзаменам -- это основной показатель по которому определяется рейтинг школ. Чем больше количество высоких оценок, чем больше предметов, по которому есть высокие оценки -- тем школа круче. Поэтому получение как можно бОльшего количества хороших оценок ставится во главу угла. Не будущее детей. А количество хороших оценок в целом. Как следствие, если ребенок слабый, то его будут отговаривать от каких-то сложных экзаменов. Или вот как это произошло с моей знакомой, регистрировать без ведома на более слабый экзамен. А если ребенок сильный, то наоборот, могут склонять брать предметы, которые он не хочет, но которые могут разнообразить набор предметов в школе, чтобы и поэтому предмету были хорошие показатели. Я помню, как слушала ее тогда и удивлялась. Теперь уже не удивляюсь.