Юрий Слепухин, "Сладостно и почетно"

Feb 09, 2021 15:48

Посмотрели на днях с детьми Валькирию, и по свежим следам я решила перечитать Слепухина "Сладостно и почетно".


"Сладостно и почетно" -- третья книга тетралогии "Перекресток", которая практически никак не связана с остальными тремя. Вполне можно читать отдельно. События разворачиваются в Германии на протяжении последних трех лет войны -- начиная со Сталинградской битвы и заканчивая бомбежкой Дрездена.

Трое основных героев сначала никак не связаны, но, как водятся, в какой-то момент пересекаются и дальше уже идут неразрывно вместе. Украинская девушка, угнанная на работы в Германию. Пожилой профессор истории искусств, живущий с женой в Дрездене, находящийся в пассивной оппозиции к режиму Гитлера. И молодой физик-ядерщик, который поняв куда могут зайти работы в области исследования урана, записывается добровольцем и уходит на войну, потому что дальше участвовать в разработке ядерной бомбы не представляет для себя возможным. Все эти люди с одной стороны -- основные герои романа и с ними, конечно, что-то происходит, но с другой стороны, складывается впечатление, что автор ввел их только как проводников, для чуть более живого изложения последних трех лет войны.

Книга, по сути, глубоко документальная. Упоминаются реальные люди, реальные события, операции, агенты, даты. Причем книга настолько плотная, что все эти события не расписываются и не разжевываются для удобства читателя, а упоминаются по ходу, в разговорах, в мыслях, рассуждениях. Если ты знаешь, о чем речь, то намек увидишь, поймешь, возможно, узнаешь для себя какие-то новые связи или детали. Если не знаешь, вполне возможно, что и пропустишь.

Например, смерть Гейдриха упоминается в одном абзаце размышлений главы абвера адмирала Канариса:
А устранить протектора оказалось не так уж сложно, достаточно было подкинуть по соответствующим каналам соответствующую мысль, а уж в Лондоне за исполнителями дело не стало. Операция получилась безукоризненно изящная - все концы в воду и никаких следов. Чехам, правда, она обошлась довольно дорого - куча заложников, Лидице, - но разве не ненавидел Гейдриха весь протекторат, разве не желал ему смерти любой житель Праги? А за исполнение желаний всегда приходится платить, господа, тут уж ничего не попишешь…

Все. Дальше о Гейдрихе почти ни слова.

Или, тот же адмирал рассуждает об известной операции Mincemeat ("Фарш"):
...Скажем, недавняя британская проделка с «письмом генерала Ная» по поводу Сицилии. Теперь-то уже ясно, что это был классический случай ruse de guerre. Сицилия действительно была главным объектом союзников, ни о какой высадке в Греции они и не помышляли! И как тонко все это было сделано - письмо Ная Александеру, письмо Маунтбаттена Каннингхэму, личные бумаги «майора Мартина», труп которого был аккуратно подброшен к испанскому берегу в Кадисском заливе. Именно место и дало потом первый повод усомниться - когда стало известно, что как раз там, близ Уэльвы, приливные течения отличаются особенным постоянством и любой выброшенный в море предмет (скажем, с борта подводной лодки) через день-другой неминуемо окажется на виду у береговой охраны. Но сомнение появилось позже, значительно позже, а сначала с гидрологами даже не посоветовались - прежде всего кинулись проверять подлинность документов, и экспертиза установила, что они несомненно подлинны. Вот уж, действительно, наивность! Если британская секретная служба решила провести операцию такого значения, то неужели она не позаботилась бы о том, чтобы Луис Маунтбаттен и Арчибалд Най собственноручно подписали то, что им следовало подписать…

Все эти рассуждения не имеют практически никакого отношения к основной линии повествования, так, обрывочные воспоминания пожилого военного... Но все эти упоминания и намеки так плотно разбросаны по всей книге, что находить их, узнавать, перепроверять себя -- отдельное ни с чем не сравнимое удовольствие.

Основная сюжетная линия книги -- это недовольство военных Гитлером и его действиями, кульминацией которого стал заговор 20го июля (ссылки даю на англоязычную википедию во избежание). Действия и основные участники описываются очень близко к реальным событиям. Автор много рассуждает о том, можно ли было иначе? А как иначе? Почему не удалось? Что было бы, если бы удалось? Что вообще было целью этого заговора и был ли безусловным провалом тот факт, что Гитлера не удалось убить?

Моральных рассуждений такого плана в книге очень много на всех уровнях -- и от лица основных заговорщиков (высокопоставленных военных-аристократов) и от лица гражданских (профессор-интеллигент, физик из простолюдин выбившийся наверх благодаря своему уму, аристократка-актриса), и от лица угнанных работников (причем даже тут есть разные точки зрения и от лица девушек попавших в ужасные условия и от лица главной героини, которой "повезло" попасть в хорошую семью). Все они рассуждают о судьбе Германии, что ее ждет, если Германия выиграет и что ее ждет, если проиграет и как же сделать так, чтобы и страну сохранить и "мир во всем мире" получить. Рассуждают о войне в целом, и о месте человека в этой войне, об истории, о том, насколько важен исторический момент и есть ли во всем предопределенность. А если есть, то нужно ли вообще трепыхаться?

Вообще Слепухин -- уникальный автор. Сложнейшая судьба, полностью самоучка, и такие глубокие книги! Я его нежно полюбила 13летним подростком, когда мама подсунула мне "Киммерийское лето". Уже тогда было видно, что советский автор пишущий ТАК -- это что-то очень необычное. Читая советские книги о войне (да и не только!) всегда нужно делать поправку на время и место. Но у Слепухина можно не делать. Как и в любой хорошей книге у него нет черно-белых цветов. Все в полутонах, с какой стороны не посмотришь, увидеть можно что-то свое. Его книги читаешь, как пьешь свежую воду: медленно, наслаждаясь, понимая про себя что-то с каждым прочтением. А дочитав долго еще ходишь под впечатлением.

книги

Previous post Next post
Up