Mar 26, 2017 17:24
Поговорите со мной.
Вот допустим ваш ребенок делает какую-то серьезную поделку. Тут я говорю не про рисунок, лепку или другое искусство, а что-то практичное. Ну, например, сколачивает полочку. Или готовит жаркое на ужин. Или чинит кран в ванной. Или еще что-то такого же плана.
Если получается хорошо, все работает, функциональность достигнута, умеренная красота присутствует, то и вопросов нет. Хвалим, поддерживаем, восхищаемся. Этот вариант понятен и не обсуждается.
Мне интересна другая ситуация. У ребенка возникает ИДЕЯ. Он хочет сделать что-то серьезное. В области, в которой опыта у него очень мало или вообще нет. Это важно. Дальше он сам вырабатывает себе какое-то видение и на этапе планирования не хочет ни с кем это обсуждать. Детали не рассказывает, не советуется, вопросы не задает, в интернет за информацией не лезет. Говорит: "это мой проект и я сделаю его САМ". Ок, сам, так сам. Получится -- отлично, нет -- ну что ж, тоже опыт.
С большой вероятностью, получается лажа. Если в этот момент ребенок критично оценивая свое творение говорит: "мда, какая-то лажа получилась..." -- нормально. Поддерживаем, мягко поправляем, рассказываем, как можно сделать лучше в следующий раз. Тут есть простор для маневра и конструктивного разговоров.
Но вот что делать, если получилась лажа, а ребенок смотрит на тебя горящими глазами и говорит: "Смотрите, какую феерическую фигню штуку я замутил!". И вот тут у меня возникают вопросы. Понятно, что можно и нужно хвалить за идею, за желание что-то сделать своими руками, за самостоятельное исполнение. Да и просто хвалить. Но как быть с конструктивной критикой? Нужна ли она? Если да, то как, если ребенок уверен, что он большой молодец и все получилось на все сто, и это повод считать, что он уже овладел нужным умением? А если не критиковать, то не получится ли самоуверенный человек (не путать с уверенным), не воспринимающий критично результат своего труда?
Буду рада вашим мыслям по поводу.
дети